Одна из возможных схем расселения людей и центров антропогенеза. Изображение с сайта www.map-projections.net
С приходом геномики после многих десятилетий отчаянных споров вопрос возникновения человека – единственного вида, которого волнует его происхождение, – решился как бы сам собой. Да, наши предки волна за волной бежали быстрее лани из своей колыбели, причем не только из‑за «охоты к перемене мест». Уж очень много в пределах Черного континента разного рода возбудителей, необратимо поражающих мозг, и очень тяжек генетический груз хотя бы частичной защиты от них.
Неудивительно поэтому, что уже 2 млн лет назад особи вида Homo erectus (человек прямоходящий) оказались в нескольких десятках километров к западу от Тбилиси. А миллион лет назад то ли неандерталец, то ли еще более ранний предок какой‑то боковой линии рода Homo оказался на островах Индонезии, под Пекином и даже на Филиппинах. На небольшом индонезийском островке Флорес жили малорослые хоббиты, родство которых трудно определить из‑за недоступности для анализа их генома.
Можно восхищаться расшифровками геномов не только сибирских и иных неандертальцев, но и их предшественников (или бокового ответвления), представители которых обитали бок о бок с более поздними пришельцами в алтайской Денисовой пещере. С одной стороны, денисовцы скрещивались с неандертальцами, давая совместно нажитых детей. А с другой, те же древние алтайцы дошли аж до островов Полинезии (по крайней мере в крови жителей последних обнаруживаются маркеры денисовского генома). Кстати, геном денисовцев стало возможно прочитать после выделения ДНК из зубов, некогда принадлежавших обитателям сибирской пещеры.
Китайские антропологи долгие годы ведут борьбу за признание Юго‑Восточной Азии как минимум вторым центром антропогенеза, где могли развиваться предки анатомически и физиологически современного человека. В качестве подтверждения своих притязаний ученые Поднебесной предъявляют не только яванского человека, который скорее всего был питекантропом, то есть обезьяночеловеком с признаками, которые более присущи все же обезьянам.
Но вот китайские специалисты из пекинского Института палеонтологии позвоночных во главе с Ву Лю и Эрик Тринкаус из Университета Вашингтона в Сент‑Луисе впервые представили описание архаичного человека из пещеры в Хуалондоне, что в восточной провинции Анхой. Там ученые вот уже 15 лет ведут раскопки в пещере, вход в которую частично завалил оползень, в результате она оказалась самой настоящей «капсулой времени» возрастом около полумиллиона лет. Треть миллиона лет назад там жили гоминиды, то есть наши человекообразные предки.
Ученых привели к пещере в 2004 году находимые тут и там кости ранних млекопитающих, на которых, возможно, охотились обитатели пещеры. Полтора десятка лет раскопок принесли много костей и, самое главное, почти полностью сохранившийся череп, получивший по месту находки сокращенное название HLD. Он принадлежал существу, жившему в среднем плейстоцене (400–200 тыс. лет назад). Среди большого количество новых признаков, в том числе и восточноазиатских, – низкий свод черепа и выраженные надбровные дуги, низкое и широкое отверстие носа (явный признак обитателя областей с жарким климатом), маленький или даже отсутствующий третий коренной зуб. Добавьте к этому плоскую верхнюю часть лица, более вертикальную верхнюю челюсть…
Вывод, сделанный учеными, говорит о том, что череп напоминает другие восточноазиатские черепа, известные со времен пекинского человека, но естественно, более продвинутый. Новая находка поддерживает идею о существовании в этом районе архаичных представителей, позже претерпевших переход к современным людям.
Сейчас уже не вызывает споров мысль о том, что заселение Америки и в те времена более теплой Аляски шло из Азии, через Чукотку по Берингии – цепочке островов, некогда соединявшей два континента. Однако и в эту, казалось бы, четкую и ясную картину ученые все время вносят существенные поправки. Так, журнал Nature в 2019 году поместил статью большого международного коллектива. В распоряжении антропологов оказалось несколько зубов возрастом 31 тыс. лет. ДНК из этих объектов была выделена и прочитана специалистами из Копенгагенского университета. К нему добавили еще несколько геномов, самому «юному» из которых – 600 лет. Благодаря этому удалось прочитать «популяционную историю Северо‑Восточной Сибири, начиная с плейстоцена» (название статьи).
Кстати, в Копенгагене еще в 2014 году установили, что один из сибирских геномов четко показал родство с ранними обитателями Америки. Новый, более обширный и глубокий анализ древних геномов показал, что заселение Америки шло за счет представителей трех основных групп, пришедших из Северной Сибири палео-«сибиряков» и западноевразийских охотников‑собирателей.
Долгие годы геномщиков смущал тот факт, что «американские» гены обнаруживаются на просторах Сибири. Сейчас установлено, что миграции хотя и шли в основном в сторону Аляски, тем не менее были и «возвращенцы». Такая геномная мешанина называется смешением (admixture). Результатом этого процесса и была 12‑летняя девочка, родившаяся в Денисовой пещере от денисовца и неандертальской женщины. Тем самым подтвердились данные 2014 года о двойном наследовании исходными американцами сибирских генов. В той статье говорилось, что в геноме нативных американцев от 14 до 38% ДНК от значительно более древних людей, обитавших на просторах Восточной Сибири и Чукотки.
Так постепенно на геномных картах человечества все четче проступают пути расселения людей, давших некогда начало нынешнему населению континентов. Добавим, что в анхойской пещере нашли сотню каменных артефактов, в том числе и каменные скребки, с помощью которых сдирали мясо с костей 40 видов млекопитающих. Похоже, что голод сделал из нашего предка человека, – а люди неудержимо стремятся к дальним странствиям.
комментарии(0)