Кошки – единственные животные, которые одомашнились по собственной инициативе (значит – свобода воли!). Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Помните, у Есенина: «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове...» Возможно, в недалеком будущем нам всем придется воспринимать эти поэтические строчки не метафорически (зверье – братья наши меньшие), но буквально. Впрочем, это будущее уже началось…
Триумф биоэтики
Новая Зеландия официально признала, что все животные являются разумными существами и обладают чувствами в той же степени, что и люди. «Это знаменует невероятный сдвиг в общественном сознании, в котором прежде лишь некоторые животные получили право на защиту», – с энтузиазмом отметил экологический портал ecology.md. Теперь, по законопроекту в пользу защиты животных (Animal Welfare Bill), который был принят минувшим летом, будут преследоваться те люди, которые жестоко обращались с животными, и будут запрещены исследования и опыты на животных. Любая охота на диких животных и их отлов станут незаконными.
«Сказать, что животные разумны, – это значит прямо заявить, что они могут испытывать как положительные, так и отрицательные эмоции, включая боль и страдания, – подчеркнула доктор Вирджиния Уильямс, председатель Национального консультативного комитета по этике животных. – Ясность в этом вопросе – это то, что является новым и знаменует собой еще один шаг по пути защиты животных».
По внешним признакам так оно и есть. Биология и этология животных дает тому много примеров. Скажем, крысы – единственные животные, способные смеяться, как человек. А кошки – единственные животные, которые одомашнились по собственной инициативе (значит – свобода воли!). К тому же только кошки имеют право находиться в мечети. Но зато целых три вида животных собирают армии и идут войной друг на друга: люди, вороны и муравьи. (Муравей к тому же – животное с самым большим мозгом по отношению к телy…)
Углубляясь – в буквальном смысле слова углубляясь – совсем уж в геномные дебри, можно отметить, что гены, отвечающие за формирование нижних конечностей позвоночных (хордовых, то есть и нас с вами, Homo sapiens), участвуют в образовании глаза головоногих моллюсков. Это установили ученые из Гарвардского университета. Исследователи сообщили о своем открытии на только что закончившемся ежегодном собрании биологов‑эволюционистов Evolution 2019. Эксперименты подтвердили, что гены, которые управляют формированием ног у человека и других позвоночных, направляют образование хрусталика кальмара.
Триумф биоэтики! Причем началось это уже достаточно давно. Любопытные данные приводило агентство Washington Profile. В 1999 году отстаиванием прав безработных в Конгрессе и Сенате США занимались 16 лоббистов (их услуги оплачивали 10 общественных организаций), а защитой прав животных – 134 (58 организаций).
Ничего удивительного, что Вирджинию Уильямс поддерживает ее коллега, доктор Стив Мерчант, президент Ветеринарной ассоциации Новой Зеландии: «Перспективы в плане защиты животных быстро меняются, и установленный порядок, который был когда‑то обычным явлением для домашних и сельскохозяйственных животных, больше не является приемлемым или допустимым. Законопроект приводит законодательство в соответствие с изменением отношения нашей страны к статусу животных в обществе».
Идентификация разума
Итак, все животные разумны и обладают чувствами в той же степени, что и люди. Трудно даже представить, какие последствия повлечет за собой этой решение. Ведь, скажем, человек – это плотоядное животное. Употреблять в пищу своих собратьев по разуму? «Я поддерживаю гуманизм по отношению к животным, но последствия могут быть непредсказуемые», – заявил в беседе с «НГН» Юрий Нечипоренко, доктор физико‑математических наук, старший научный сотрудник Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН. И это, действительно, ключевой, можно даже сказать – философский вопрос: до какой степени разумны животные? Жизнь как таковую мы еще как‑то сможем распознать (хотя и с этим существуют проблемы; вирусы, например, что это: то ли вещество, обладающее свойствами существа, то ли существо со свойствами вещества?). Но сможем ли мы распознать разум?
Вот, скажем, Тосиюки Накагаки, профессор Университета будущего Хакодате (Япония), и его коллеги из университетов Оксфорда и Хиросимы обнародовали в 2012 году результаты своих исследований амебовидного желтого слизевика вида Physarum polycephalum.
Оказалось, что этот «безмозглый» (беру на всякий случай в кавычки: мало ли, вдруг он обидится! – А.В.) первобытный организм организует свои клетки так, чтобы проложить наиболее прямой путь через лабиринт к источнику питания.
Мелодия на два голоса. Кто знает, не сочтут ли в скором времени подобное использование животных незаконной эксплуатацией рабочей силы. Фото автора |
У клеток этого примитивного организма, похоже, есть способность к обработке информации, которая позволяет им оптимизировать маршрут, по которому плесень растет, чтобы добраться к источнику пищи. При этом она избегает стрессов, таких, например, как свет, который может их повредить. По словам профессора Накагаки, «люди – далеко не единственные живые существа, наделенные информационно‑вычислительными способностями». Некоторые собаки, например, понимают до 250 слов и жестов, считают до пяти и могут решать простейшие математические задачи. Интеллектуально они на уровне двухлетних малышей.
Вот еще один хороший пример, иллюстрирующий сказанное.
Всегда считалось, что голуби, эти пернатые с крохотным по отношению к размерам тела мозгом, оккупировали города лишь благодаря своей «железной» пищеварительной системе. Но вот журнал Animal Cognition («Познавательные способности животных») публикует статью, которая снимает с голубей клеймо некоей «придурковатости». Эксперименты проводились в городском парке. Уже с шестой–девятой попытки птицы запоминали, кто из добровольцев будет их кормить, а кто – отгонять. И совсем уж удивительно – голуби отличали потенциальных кормильцев от «бесполезных» посетителей парка даже в том случае, если добровольцы обменивались плащами…
И теперь вся эта – и вся остальная! – фауна находится де-юре в равноправном с человеком положении. По крайней мере в Новой Зеландии.
Всё мыслит = никто не мыслит
«На эту идею можно смотреть с позиций трех типов субъектов, – подчеркнул в беседе с «НГН» специалист по философским проблемам техники и экологии, доктор философских наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Владимир Кутырев. – Для самых поверхностных: прекрасная идея, возвышение и защита жизни, торжество гуманности, будем надеяться, что мир последует их (новозеландцев. – А.В.) примеру.
Для критически мыслящих: это нереалистично, пустой романтизм и торжество доведенной до абсурда либеральной политкорректности, будем надеяться, что мир не захочет последовать их примеру».
Но самый интригующий уровень рефлексии профессор Владимир Кутырев оставляет для философски мыслящих: «Коварная идея, люди не понимают, откуда и куда ведут эти благие намерения. Импульсы ада. Если все животные, все живое, включая самые примитивные формы, обладает разумом, как у человека, то следующий этап – все обладает разумом, все окружающие нас предметы. К этому, только «с другой стороны», нас подводит техногенное развитие. Интернет вещей! Все вещи будут снабжены чипами, мы будто бы будем ими управлять. С таким же успехом они будут управлять нами. Аналогичный подвод к этому можно найти у современного французского социолога Бруно Латура с его идеей «симметрии людей и вещей». Для начала, может быть, симметрии «людей и животных». В итоге все сливается в бессубъектный «мыслящий океан», «разумную плесень» и т.п., о чем мечтают передовые без(д)умные технократы. В сущности, эта идея есть завуалированное, выраженное в преврат(щен)ной форме ответвление трансгуманизма. Его замаскированное продолжение. Т(и)рансномонизм! Всё мыслит = никто не мыслит. И наша живая Земля превратится в очередную мертвую планету».
Есть ли шансы (варианты) избежать такой перспективы? «Будем надеяться, что человечество не сможет последовать примеру Новой Зеландии, – подчеркивает Владимир Кутырев. – Что‑нибудь произойдет. Или в виде чуда человечество что‑то поймет, или оно закончится раньше». Да, выбор невелик. Как пишет американский философ Дэниел Денет: «У нас есть этические обязательства перед машинами с искусственным интеллектом, если мы создадим их, так же как и перед людьми». И, возможно, он не так уж далек от истины…
Другой российский философ, Акоп Назаретян, отмечал еще в 2012 году: «Интеллект современного человека – это искусственный интеллект, насквозь пронизанный семантическими связями и знаковыми моделями; единственно, что остается естественным в нашем интеллекте, – белковый носитель, который обеспечивает некоторые фундаментальные функции (жевание, например). Человечество сейчас в биологическом смысле вырождается, причем – экспоненциально. Без нано- и генных технологий человечество в ближайшее время вымрет. Денатурализация человека происходит ускоряющимся темпом. Симбиозные формы интеллекта – это вопрос ближайших десятилетий».
Выходит, попали в точку братья Аркадий и Борис Стругацкие в своей замечательной повести «Гадкие лебеди» (1967), когда пророчествовали устами главного героя, писателя Виктора Банева: «Жизнь – болезнь материи, мышление – болезнь жизни. И вдруг все встало на свои места. Умные и все как на подбор талантливые... Тогда что же это выходит? Тогда выходит, что они уже не люди. Значит, началось... Ничего нельзя скрывать, подумал он с удовлетворением. Черт подери, это же будущее, то самое будущее, которое запускает щупальца в сердце сегодняшнего дня!»
комментарии(0)