Игрок в тетрис, получающий сигналы посредством магнитной стимуляции. Фото Phsyorg
В середине июля 2019 года Илон Маск с помощью микроблоговой сети спешно собрал в Академии наук Калифорнии пресс‑конференцию, на которой презентовал свой новый стартап, державшийся в секрете пару лет. Проект получил название «Нейралинк» (Neuralink). Спешка, по всей видимости, была вызвана известиями от конкурентов, описавших в приложении к журналу Nature аналогичный проект – «БрэйнНет» (BrainNet). Свою статью ученые начали так: «Мы представляем BrainNet, являющийся, насколько мы знаем, первым неинвазивным мозг‑компьютерным интерфейсом (МКИ, или BCI – Brain‑Computer Interface)…»
Через пару недель после пресс‑конференции издание Nature Communications описало возможность декодирования в режиме реального времени диалога, состоявшего из вопросов и ответов на них. По ходу разговора авторы расшифровывали речь участников, анализируя электрокортикограммы высокой плотности (ECoG high density). Точность расшифровки достигала 61–76%. «Контекстуальная интеграция вопросов‑высказываний повышала вероятность точности ответов, показав, что расшифровка речи возможна в интерактивном режиме, что очень важно для пациентов, которые не могут коммуницировать», – отмечают авторы исследования.
Известно, что Neuralink будет использовать гибкий пластик со множеством электродов, с помощью которых снимаются потенциалы действия (Ap – Actuon potentials), в совокупности которых будет «разбираться компьютер или искусственный интеллект (AI – Arificial Intellect). Помимо электродов, вводимых роботом, существуют и другие способы считывания нейронной активности. Например, неинвазивный шлем с электродами для записи электроэнцефалограммы (ЭЭГ); размещение внутрикорковых проволочек, записывающих сигналы отдельных нейронов, а также уже активно применяющиеся электроды глубокого погружения. Нейрохирурги и нейробиологи наряду с магнитной стимуляцией пользуются возможностью манипулирования нервными клетками и их ансамблями.
Крыса с вживленными электродами. Фото Phsyorg |
Авторы отмечают, что получатель по ходу действия учился доверять более надежному «корреспонденту». Полученные результаты указывают на возможность установления «телепатической» связи мозга одного человека с другим, на возможность создания социальной сети связанных друг с другом органов мышления и сознания. Но ученым и биоинженерам необходимо решить еще много проблем. BrainNet использовал платы с 128 и 256 дисковыми электродами сечением 1,17 мм и задействовал разные полушария мозга (рекорд у крыс составил 3072 электрода диаметром около 20 микрон). Для долговременного вживления животным используют плоские электроды с нанесенными на них канавками шириной 300 нм и «гребней» 200.
Журнал Nature посвятил вопросам мозг‑компьютерного интерфейса целый раздел, в котором рассматривались, в частности, и этические проблемы. Свое слово вносят и биологи, указывающие на сложность взаимодействия электрода и нервно‑сосудистого «единства».
Дело в том, что сосуды имеют снаружи оболочку из протеиновых волокон. За нею следует «войлок» связующих протеинов и гиалуроновой кислоты. Непосредственно нейрон окружает межклеточный матрикс волокнистых белков, а для связи электродов с нервными клетками необходимы белки взаимодействия с биосовместимыми материалами и белками слипания. Возможно, что частично проблему контактов нейронов с электродами помогут решить новые пластики с электропроводными свойствами.
комментарии(0)