0
4116
Газета Наука и технологии Интернет-версия

16.09.2018 11:05:00

Первого туриста отправят в полет вокруг Луны

Тэги: космос, путешествия, луна, полет, турист


космос, путешествия, луна, полет, турист Фото pixabay.com

Twitter компании SpaceX, - основал и руководит которой известный американский венчурный предприниматель и инженер Илон Маск, - сообщил, что впервые в мире компания заключила соглашение с частным лицом о полете вокруг Луны. Облет будет совершен на борту ракеты-носителя BFR, созданного компанией SpaceX. «Это важный шаг на пути к обеспечению доступа <к полетам> обычных людей, мечтающих о космических путешествиях», - говорится в сообщении. Все подробности, в частности имя первого «вкруглунного» туриста, компания обещает раскрыть в понедельник, 17 сентября.

В ожидании этого события, мы предлагаем краткий экскурс в начальную историю космического туризма. (Между прочим, учитель Пифагора, древнегреческий философ Ферекид Сиросский не уставал повторять своему ученику: «Помни: путешествия и память суть два средства, возвышающие человека и открывающие ему врата мудрости».)

Согласно определению из Википедии, «Космический туризм — оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях».

Первые, не признаки даже, но предощущения, появления «человека, путешествующего в космосе» есть уже в работах русских космистов. Так, по Николаю Федорову, весь космос – обширная равнина, которая начинает заселяться по законам фронтира. «Изучение новых планет – “открытие новых землиц” по выражению наших казаков», - пишет Федоров. Само пространство для него – вещество.

Еще более радикален в своих умозаключениях Константин Циолковский: «Как в свое время география вышибла из нас представление о величии родной деревушки, так астрономические познания уничтожат авторитет Земли». Цель экспансии человека в космос – совершенствование собственно Вселенной.

По состоянию на сентябрь 2007-го года, после первого полета в космос, совершенного Юрием Алексеевичем Гагариным 12 апреля 1961 года, в космосе побывало 463 человека. Пять человек из этих, почти пятисот, - космические туристы. То есть, люди, заплатившие собственные деньги за возможность побывать на космической орбите (в данном случае – на борту Международной космической станции, МКС). Вот этот список.

28 апреля – 6 мая 2001 г.: американский бизнесмен Деннис Тито на борту российского корабля «Союз» был доставлен на МКС.

25 апреля – 5 мая 2002 г.: бизнесмен из ЮАР с «космической» фамилией Марк Шаттлворт полетел на МКС в составе экипажа «Союз ТМ-34».

(За эти полёты полеты Тито и Шаттлворт заплатили Федерального космическому агентству России по 20 миллионов долларов.)

1 – 10 октября 2005 г.: американский бизнесмен Грегори Олсен полетел на МКС в составе экипажа «Союз ТМА-37».

18 – 29 сентября 2006 г.: на МКС находилась первая женщина – космический турист, американка Ануше Ансари. Она летала в состав экипажа «Союз ТМА-9».

7 – 21 апреля 2007 г.: пятый космический турист – американский миллиардер Чарльз Симонии. Интересно, что для него были запланированы научные эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияния радиации). То есть, Симоне стал не просто очередным космическим туристом, но первым научным космическим туристом.

Таким образом, космический туризм уже к концу «нулевых» имел, хотя и короткую, но уже очень интересную историю. Мало того, посещение МКС, то есть орбитальный космический туризм, – это только одно из направлений. В последние несколько лет бурно развивается и другое – полеты в космос на специально созданных для заатмосферного «туризма» летательных аппаратах. Именно оно обещает в перспективе превратить космический туризм из экзотики во вполне обыденный способ путешествий.

Опять же, к началу нынешнего десятилетия во всем мире существовало, как минимум, два десятка проектов кораблей для заатмосферного туризма. Их разрабатывали такие компании, как European Aeronautic Defenсe and Space Company (EADS), Bigelow Aerospace, XCOR Aerospace, Oklahoma company Rocketplane, Vergin Galactic. Как видим, американцы уже тогда были в лидерах.

Причем, в отличие от орбитального космического туризма, стоимость одного билета для заатмосферного туризма, начиналась от 200 тыс. долларов (для полета на корабле SS2 компании Vergin Galactic). Все, кто совершат эту миссию, будут, по американским критериям, автоматически считаться астронавтами. (Для этого нужно подняться на высоту более 50 миль (80 км) над Землей.) Правда, по критериям «Международной федерации аэронавтики» (Лозанна, Швейцария), граница атмосферы и космоса проходит на высоте более 62-х миль (100 километров). Но в любом случае пассажиры SS2 получат нагрудный знак - «крылья астронавтов» компании «Vergin Galactic», а возможно еще и - «крылья астронавтов» NASA.

Есть и еще один важный аспект, который делает наиболее перспективным развитие именно суборбитального космического туризма – безопасность.

Так, по экстремальности туристические полеты на МКС (или, в будущем, возможно на другой орбитальный комплекс) сравнимы с покорением Эвереста: из каждых 100 альпинистов, добравшихся до «крыши мира», 4 навсегда остаются на ее склонах. Примерно такой же уровень риска существует в настоящее время и для экипажей космических кораблей.

Суборбитальные ракетно-космические системы, по мнению экспертов, способны привести к появлению кораблей, риск полета, на которых, будет не выше, чем на современных пассажирских лайнерах. Например, конструкторы SS2 ставят себе целью обеспечить уровень безопасности разрабатываемых ими «туристических» кораблей, который был достигнут в течение первых пяти лет существования частных пассажирских авиакомпаний (1920-е годы) и который был в среднем в 100 раз выше, чем у современных пилотируемых космических аппаратов.

Это – хороший ориентир. Если сейчас риск катастрофы со смертельным исходом составляет в пилотируемой космонавтике 1:62, то у первых регулярных воздушных перевозчиков пассажиров в 1927-28 годах он был 1: 5500, в 1934-36 гг. уже 1: 31000, а у нынешних авиакомпаний – 1: 2-5 миллионам полетов. Для сравнения: один из 33000 вылетов в современной истребительной авиацией заканчивается аварией с гибелью летчика.

Как бы там ни было, глава группы компаний Vergin, британский миллиардер Ричард Брэнсон, уже в январе 2008-го года объявил о создании первого в мире космического турагентства – Vergin Galactic. Первые билеты были раскуплены сразу, а на веб-сайте компании зарегистрировалось около 85 тыс. человек, проявивших интерес к полетам на SS2. Всего к середине 2007 года, по данным Отдела продаж мест для астронавтов компании Vergin Galactic, 200 человек из 30 стран, включая США, Англию, Японию, Россию, Австралию, Канаду, Новую Зеландию, Испанию и Ирландию, с помощью депозитов забронировали места на SS2. Кстати, 15% из них – женщины.

Были подобные проекты и в России. В Московском авиационном институте работали над проектом Aerospace Rally System (АRС) – многоцелевым суборбитальным ракетопланом для аэрокосмических гонок и суборбитальных туристических полетов. (Разрабатывался в инициативном порядке совместно с МГТУ им. Баумана, ЦАГИ, Институтом военной медицины и Центром полезных нагрузок ракетно-космической корпорации «Энергия».) Сообщалось, что ракетоплан рассчитан на трех человек – пилот и два пассажира или груз весом 300 килограммов. В последние годы никаких известий – чем закончился этот проект, не поступало.

И все же, космический туризм – это уже бизнес, а не просто интеллектуальная забава «на интерес»… Лучшее подтверждение этому – мгновенное обострение конкурентной борьбы.

Японская фирма First Advantage уже давно начала принимать заказы на проведение церемоний бракосочетания в космосе. Полет на высоту в 100 км будет длиться один час. Несколько минут брачующиеся и трое их гостей проведут в невесомости, во время которых и постараются обменяться кольцами и клятвами верности. По-азиатски – трогательно... По словам представителя First Advantage, компания ожидала, что большинство ее клиентов будут из Китая и стран Персидского залива.

Кстати, токийский модельер Эри Матсуи разработал еще в середине 2000-х свадебное платье для условий нулевой гравитации. Вполне также может сложиться так, что брачующимся окажутся очень кстати разработки от space couture design. Туфельки на шпильках с магнитными присосками в каблучках. Это круто! Вполне можно предположить, что в ближайшем будущем пакет предложений по космическому сервису охватит и все другие сферы человеческой жизни: крестины, разводы, похороны...

В общем, дело завертелось! Быстрее всех отреагировали… создатели сувениров и модельеры. Первые, в лице британских ученых из Национального космического центра, разработали новую валюту для межпланетных путешественников – квазиуниверсальную интергалактическую деноминацию (QUID). КУИД рассчитан на то, чтобы выдерживать колоссальные нагрузки космических путешествий. У монет отсутствуют острые углы, а выполнены они из полимера, который используется в покрытии непригорающих сковородок. В конце 2007 года курс обмена QUID в компании Travelex составлял 6,25 фунта стерлингов, или 12,5 долл.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Размером с Венгрию

Размером с Венгрию

Андрей Мирошкин

Путешествие по заповедным отечественным уголкам

0
4134
Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
3351
Космос. Шестой полет Starship

Космос. Шестой полет Starship

0
2904
Яхты, закаты и ветер в лицо

Яхты, закаты и ветер в лицо

Как почувствовать запах большой воды, находясь в пределах Восточно-Европейской равнины

0
8448

Другие новости