0
7321
Газета Наука и технологии Печатная версия

14.02.2018 00:01:00

Художники в помощь академикам

Живописные изображения как хранители российского наследия

Олег Борсук

Об авторе: Олег Анатольевич Борсук – геоморфолог, доцент географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Валериан Снытко Валериан Афанасьевич Снытко – член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, профессор географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: искусство, культура, живопись


искусство, культура, живопись Джованни Батиста Пиранези (1720–1778). Арка Константина Великого в Риме.

Джованни Батиста Пиранези (1720–1778). Арка Константина Великого в Риме.
Джованни Батиста Пиранези (1720–1778). Арка Константина Великого в Риме.

Искусствоведы давно уже отметили тот факт, что ландшафт и рельеф в живописных изображениях появляется в конце эпохи Возрождения. В европейской живописи возникает особый жанр – ведуты (итал. veduta – вид), особенно популярный в Венеции в XVIII веке. Ведуты – это картины, рисунки или гравюры с детальным изображением городского пейзажа. Истоки жанра можно проследить еще у итальянских живописцев XV века (Витторе Карпаччо, Джованни Беллини) и у художников и графиков дунайской школы.

Ведута выступает как изображение архитектурной графики, а в XV–XVI веках – как «топографически точный городской пейзаж». Особенности города, величие построек и достопримечательности местности естественные (реки, холмы и т.п.) и рукотворные (каналы, башни, колокольни) нашли свое отражение в ведутах.

В России задача фиксации живописными изображениями видов местности и рукотворных сооружений (крепостей–острогов) была возложена на живописцев, включенных в состав участников научных экспедиций в Сибирь и на Русский Север. Необходимо было представить зарисовки чем-либо примечательных мест.

В экспедициях Герхарда Фридриха Миллера, Иоганна Георга Гмелина и других обязательно были художники. Результатом работ рисовальщиков стал альбом «Собрание российских и сибирских городов», напечатанный в Санкт-Петербурге на 34 листах в 1769–1771 годах. Авторы делятся с потомками видами сибирских городов. Прежде всего это виды деревянных городов Сибири XVIII–XIX веков, стертых временем и пожарами. Культура этой живописи была привнесена европейскими художниками на государственную службу России: И.-В. Люрсениус, И.-К. Деккер, И.-Х. Берхан.

Российские художники с давних времен сопровождали посольства. Среди них наиболее известны пейзажи Андрея Мартынова (1768–1826). Он сопровождал российское посольство в Пекин и много писал китайские местности. Кроме картин, написанных масляными красками, у него немало рисунков и акварелей.

Вид города Енисейска.	Гравюра с рисунка И.-В. Люрсениуса, конец 1730 – начало 1740-х годов.
Вид города Енисейска. Гравюра с рисунка И.-В. Люрсениуса, конец 1730 – начало 1740-х годов.

Большую роль в развитии культуры и истории Забайкалья и Прибайкалья сыграли ссыльные – декабристы и поляки. Сосланные на каторгу в Забайкалье декабристы оказались выдающимися изобретателями, писателями и художниками. Наиболее известным среди них как художник, оставивший потомкам виды местностей и городов Забайкалья, был Николай Бестужев. Известны акварели улочек Читы, виды Селенгинска, куда Николай Александрович был направлен вместе с братом на поселение.

Вторая волна ссыльных поляков также оставила живописные изображения прекрасной природы гор Южной Сибири. Среди них – Станислав Евгеньевич Вронский. Этот художник учился живописи в Варшавской художественной школе. Принял активное участие в польском освободительном восстании 1863–1864 годов. Был арестован и осужден к каторжным работам на Петровском заводе в Забайкалье, позже был переведен на поселение в Дарасун. Уже в Забайкалье был признан талантливым художником. Как художник принимал участие в экспедициях Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества вместе с ссыльными поляками (А. Чекановским, Я. Черским и др.).

Великолепные иллюстрации выполнены Вронским для журналов «Нива» и «Живописная Россия». За несколько лет до смерти С.Е. Вронский вернулся в Варшаву. Его картины и рисунки экспонируются в Польше, Чехии и музеях России.   



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кот Баюн эпохи киберпанка и говорящая щука

Кот Баюн эпохи киберпанка и говорящая щука

Марианна Власова

Физика, химия и биология русской сказки на Винзаводе

0
437
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
3587
Всевышний всех расставил по местам

Всевышний всех расставил по местам

Александр Балтин

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

0
5036
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14225

Другие новости