0
3948
Газета Наука Интернет-версия

13.02.2018 10:25:00

Вторая "Открытая лабораторная" расширила географию

В популяризирующем науку проекте в нынешнем году участвовали десятки городов

Тэги: Открытая лабораторная, Роман Авдеев, Евгений Насыров, Арифметика добра, МИФИ, ФИзтех, Политех, Лаба, биология, физика, экзамен, Тотальный диктант, Алексей Иванченко


День Российской науки в нынешнем году отметили не только официальными мероприятиями, но и неформальным фестивалем «Открытая лабораторная» 10 февраля. Этот проект для детей и взрослых, который поддерживает предприниматель Роман Авдеев, объединяет и тех, кто профессионально занимается наукой и тех, кто только начал задумываться как устроен мир. «Открытая лабораторная» - это не экзамен, а повод задуматься о том, насколько представление человека о мире соответствуют научным знаниям. Для этого участники акции заполняют «Журналы лаборанта», а затем вместе с «научным руководителем» узнают правильные ответы, причем, нередко оказывается, что дети знают больше, чем родители. 

55.jpg
Участникам «Лабораторной» дали полчаса на выполнение задания. 
Фото автора

«Открытая лабораторная» 2018 года лишь вторая по счету, однако в нынешнем году ее аудитория выросла. Первые акция состоялась 22 апреля 2017 года в 37 российских городах, а также в Китае и Казахстане. В нынешнем году акция проводилась в более чем 60 населенных пунктах России, от села Ачайваям на Камчатке до Калининграда, а так же и еще нескольких стран: в Токио, в Страсбурге, в Берлине, в Казахстане, - говорит говорит один из ее инициаторов, журналист Евгений Насыров. Партнерами проекта в нынешнем сезоне были, например, Политехнический музей, Культурный центр ЗИЛ, Музей космонавтики, Российский научный фонд, МИФИ, Физтех в Долгопрудном, Международный центр по исследованиям в области ядерной физики в Дубне. «Самое главное для нас, что вы сегодня пришли семьями», - отметил Насыров, обращаясь к участникам лаборатории, которые приготовились решать задания. Главный организатор «Лабораторной», бизнесмен и филантроп Роман Авдеев, который является отцом 23 детей (родных и приемных) также уверен, что подобные занятия важны и для детей, и для взрослых. «Это меняет нас, меняет страну, понимание картины мира делает людей лучше. Принято в последнее время считать, что дети сейчас ничего не читают, ничем не интересуются, но это неверно – у них больше возможностей и больше интересов, чем было у меня, например, в их возрасте», - считает Авдеев, также известный как основатель благотворительного фонда «Арифметика добра», занимающегося помощью детям-сиротам и приемным семьям.

Правила проведения «Лабораторной» напоминают правила другой образовательной акции - «Тотальный диктант», которая в последние годы привлекает десятки тысяч участников в разных странах мира. Только тематика молодого проекта более широкая, естественнонаучная. Участники получали журналы, где нужно было отметить правильные ответы в тестах. Формально, на выполнение задания отводилось 30 минут, не рекомендовалось пользоваться поисковиками и советами соседей, однако на деле времени можно было потратить больше, а ответ можно было попытаться найти в Интернете или в споре с друзьями. Более десяти листов вопросов в виде теста сгруппированы по темам, за правильные ответы полагались баллы. После того, как участники лаборатории заполнили опросные листы, результаты стали тут же сверять с правильными ответами.

«У нас ни в коем случае не экзамен, важно, чтобы участники открыли для себя что-то новое, заинтересовались наукой, - говорит руководитель лаборатории физики Политехнического музея Алексей Иванченко, при сверке ответов выполнявший роль «завлаба». - Вопросы неожиданные, спорные, иногда ответ на них не очевиден, в прошлом году у нас шестиклассник по результатам обошел академика».

Участники должны были, например, ответить, может ли целая семья позавтракать одной животной клеткой, почему авиалайнеры в основном курсируют на высоте 10 км. «Лаборантам» предлагалось понять кто летает, а кто плавает - косатки или касатки, решить задачи по физике, а так же поучаствовать в мысленных экспериментах. Причем, в процессе оглашения результатов с ведущим можно было спорить, доказывая свою точку зрения.

фото 3.jpg
Организатор проекта Роман Авдеев решал задачи в зале,
на общих основаниях.
Фото предоставлено организаторами акции

По итогам самопроверки организаторы устроили «аукцион оценок», выяснив, кто же в зале дал больше всех правильных ответов. При максимуме в 60 баллов в нынешнем году лучшие участники набрали 38-40 баллов. Роман Авдеев говорит, что хотя на правах главного организатора имел доступ к опросникам, «но сумел сдержаться и не посмотрел их накануне». При этом его показатель составил как раз 38 баллов. «Большое количество баллов мне удалось набрать на сложных вопросах, а на простых вопросах я набрал как раз ноль», - с улыбкой признался бизнесмен после подведения итогов работы.

Некоторые ответы оспаривались участниками «Лабы». Между ними и ведущим разворачивалась бурная дискуссия. «Я удивлен, что набрал мало баллов, хотя вроде правильно отвечал, - говорит школьник Ислам, который в акции участвовал впервые. – По биологии я так себе специалист, но физику нормально знаю, а задача по ней была какая-то странная, мы не согласились с ведущим, что она решается так, как он говорил. Я дома тогда еще проверю кто прав».

«Это интересная возможность узнать что-то новое, поскольку вопросы из разных сфер и иногда даже непонятно, можно ли все это знать, - рассказала еще одна участница «Лабораторной» Полина. – Меня впечатлило то, что ты сам проверяешь знания и можно сжульничать, однако это не имеет смысла, оценок-то все равно нет. У меня по баллам получилось не так уж и плохо, но надо подучиться».

f13.jpg
Шоу Алексея Иванченко помогает привлечь внимание к науке.
 Фото предоставлено организаторами акции

Отметим, что хотя «Лабораторная» не экзамен, тем, кто набрал больше всего баллов, вручались подарки. Награждали и самых активных «несогласных» участников проверки журналов - тех, кто пытался аргументированно спорить с ведущим. Последовавшее затем научно-пиротехническое шоу от Алексея Иванченко во время которого он развенчивал мифы об огне, видимо, должно было унять тоску некоторых «лаборантов», убедившихся, что нужно будет серьезно подтянуть свои знания, чтобы поспевать за изменениями в индустрии знаний.

«В нашей стране всегда было принято учиться, - говорит Роман Авдеев. - Такие лаборатории вызывают отклик у участников - после того, как я выполнил задания, у меня остались вопросы, как и у людей, которые сидели рядом. Они с чем-то были не согласны, спорили – это здорово, важно, что им было небезразлично. Интерес к «Лабораторной» растет, но у нас нет самодовольства – еще есть что улучшить, что развивать, пока еще не все идеально». По данным организаторов, в субботней акции очно участвовали до 15 тыс. человек, еще около 10 тыс. человек выполняли задания «Лабораторной» онлайн.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
3148
Как премию назовешь – тому она и достанется

Как премию назовешь – тому она и достанется

Александр Самохин

О важности точных формулировок в естественнонаучных номинациях

0
10276
Компьютерные науки должны стать физикой

Компьютерные науки должны стать физикой

Алексей Хохлов

Еще раз о Нобелевской премии Джона Хопфилда и Джеффри Хинтона

0
10816
Нобелевский комитет запутался в сетевой физике

Нобелевский комитет запутался в сетевой физике

Дмитрий Квон

Это знаменует собой закономерный триумф третьего пришествия искусственного интеллекта

0
11827

Другие новости