Феномен естественно-научных коллекций давно и заслуженно стал одним из самых популярных объектов научно-исторических исследований. Действительно, систематизированные собрания различных природных и техногенных артефактов – важнейший инструмент научного познания окружающего мира. А вот коллекции, имеющие то или иное отношение к социальной истории народов и цивилизаций, до сих пор остаются несколько в тени. Выставка «Краснота спасет мир?.. 100 лет, которые потрясли…», открывшаяся в московской галерее «На Каширке» дает богатый материал для исследователей, чтобы попытаться устранить этот пробел.
На выставке представлены журналы, издававшиеся в царской России начала ХХ века, в 1917 году и в первые послереволюционные десятилетия, – центральные и периферийные, массовые и специализированные. Объединяющий принцип экспонируемых журналов – наличие в заголовке слова «красный» или красного цвета в оформлении обложки как символа революционного слома в истории страны – «Красноармеец», «Красный офицер», «Красный Петроград», «Красный ворон», «Красная колокольня», «Красный дьявол» и т.д.
Это было время, когда обложки журналов создавали такие крупные художники, как Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Константин Юон («Красная панорама», «Красная нива»), журналы в стиле конструктивизма оформляли Александр Родченко, Варвара Степанова, братья Стенберги и другие мастера авангарда («Красные крылья», «Красный студент», «Красные всходы»). Тут явно темы – не для одной диссертационной работы: исторической, искусствоведческой, культурологической. Галерея журнальных обложек дает панораму изменения визуального ряда образов и событий, следующих вектору российской истории. От предреволюционного «Красного смеха» – к послереволюционному «Красному конвоиру».
Выставка «Краснота спасет мир?..» – это выборка изданий из уникальной коллекции отечественных журналов известных московских собирателей и библиофилов Алексея Венгерова и его сына Сергея.
Владимир Красное Солнышко (при котором произошло Крещение Руси), «Не красна изба углами, а красна пирогами», Красная площадь… Этот ряд можно продолжать почти бесконечно. Красный – значит красивый. По крайней мере так было до Великой русской (как ее теперь называют официально) революции 1917 года. Большевики, помимо всего прочего, произвели и семантическую революцию: теперь в мозгах миллионов «трудящихся масс» «красный» ассоциируется не с красотой, но с «кровью».
Такая замена смысла при сохранении означающего – дорогого стоит. И дорого стоила стране. Об этом и предлагают поразмышлять авторы экспозиции «Краснота спасет мир?..».
От предреволюционного «Красного смеха» к революционному «Красному дьяволу» и далее – к «Красному ворону». |
Обложки журналов из коллекции Алексея и Сергея Венгеровых. |
Фото предоставлено пресс-службой галереи «На Каширке» |