0
10307
Газета Наука Интернет-версия

25.10.2017 00:01:05

Как русский писатель-фантаст научил американцев показывать космос

Николай Дорожкин

Об авторе: Николай Яковлевич Дорожкин – кандидат технических наук, член Союза писателей России.

Тэги: фантастика, литература, казанцев, космос, инопланетяне


фантастика, литература, казанцев, космос, инопланетяне Согласно гипотезе Александра Казанцева, Тунгусский взрыв был крушением корабля инопланетян. Фото РИА Новости

Согласно гипотезе Александра Казанцева, Тунгусский взрыв был крушением корабля инопланетян.	Фото РИА Новости
Согласно гипотезе Александра Казанцева, Тунгусский взрыв был крушением корабля инопланетян. Фото РИА Новости

60 лет назад, 5 октября 1957 года, люди узнали из сообщения ТАСС о запуске в СССР первого искусственного спутника Земли. Сегодня, оживляя в памяти вызванные сенсационным событием чувства и мысли, многие его современники этого события вспомнят и тех, кто своим литературным трудом, талантом и безудержной фантазией поддерживал молодых ученых и инженеров-ракетчиков, побуждал любознательную молодежь к выбору профессии, ведущей к завоеванию космического пространства.

Речь идет о писателях-фантастах. Алексей Толстой, Александр Беляев, Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие, Жюль Верн, Герберт Уэллс, Станислав Лем, Рэй Брэдбери, Айзек Азимов, Роберт Шекли, Артур Кларк, Курт Воннегут… Но особое место в этом ряду занимает Александр Петрович Казанцев (1906–2002).

Казанцев – писатель, инженер, путешественник, исследователь, изобретатель – был очень интересным и разносторонним человеком. Родился он в Акмолинске (ныне Астана), среднее образование получил в Омске, в 16 лет поступил в Томский технологический институт вольнослушателем. К концу первого года сдал экзамены и за первый, и даже частично за второй курс. Правда, на последнем курсе, как он сам вспоминал, «застрял и проучился вместо пяти семь с половиной лет». Проекты выполнял намеренно повышенной трудности. Уже тогда будущий инженер занялся изобретательством.

Профессор А.В. Квасников, который преподавал термодинамику и двигатели внутреннего сгорания, помог опубликовать изобретение студента Казанцева: термограф – прибор для переноса индикаторных диаграмм из координат давлений и объемов в координаты энтропий и абсолютных температур. Этот прибор мог помочь распознавать неполадки в работе двигателя, незаметные на обычной индикаторной диаграмме.

В 1930 году А.П. Казанцев был назначен главным механиком Белорецкого металлургического завода. Согласитесь, 23–24 года – это возраст молодого специалиста! Однако Казанцев – уже главный механик крупного предприятия. Изобретательская мысль молодого инженера продолжала работать и на высоком посту.

И вот в 1931 году, находясь в командировке в Москве, А.П. Казанцев без всякого приглашения явился в Наркомат тяжелой промышленности, чтобы продемонстрировать действующую модель изобретенного им электрического орудия. Принял его сам нарком, Серго Орджоникидзе. Он попросил изобретателя продемонстрировать модель электропушки. «Я не только выполнил его желание, стреляя маленькими снарядиками, – вспоминал А.П. Казанцев, – но и показал апробированные профессором Б.П. Вайнбергом расчеты возможной межконтинентальной стрельбы. Товарищ Орджоникидзе стал расспрашивать, кем и где я работаю. Узнав, что видит перед собой главного механика металлургического комбината, ничуть не удивился. Улыбнувшись, заметил, что у меня там, наверное, довоенный особняк. Я признался, что это почти так: три комнаты в четырехкомнатной квартире. Нарком распорядился предоставить мне отдельную четырехкомнатную квартиру и лабораторию при подмосковном заводе имени Калинина…»

Известный историк и краевед Леонид Горовой в статье, посвященной 95-летию А.П. Казанцева, отмечает, что по распоряжению наркома Серго Орджоникидзе Казанцева «перевели в подмосковный Калининград на завод имени Калинина, где талантливый инженер мог бы реализовать свое изобретение. Да, на тот самый завод имени Калинина (далее – завод № 8, завод № 88), на базе которого уже в 1946 году был образован НИИ-88, ставший головным институтом отечественной ракетно-космической отрасли».

Однако сконструировать задуманное орудие оказалось затруднительно: для него не было энергетических источников. Академик Абрам Иоффе успокоил изобретателя: «Молодой человек, отрицательный результат в науке – тоже результат! У вас завидная фантазия, предлагаю вам принять участие в международном конкурсе научно-фантастических сценариев, который организуют кинематографисты».

Сценарий Александра Казанцева «Аренида» о космической катастрофе, к его величайшему изумлению, получил высшую премию. Из-за ареста режиссера фильм не был поставлен, а сценарий автор по предложению издательства «Детгиз» переработал в роман, который вышел отдельной книгой в 1941 году. Роман «Пылающий остров» стал итогом 10-летней изобретательской деятельности инженера Казанцева и его удачным литературным дебютом. «Надо было обладать моей молодостью и легкомыслием, чтобы, не написав ни одного рассказа, взяться за роман», – замечал Казанцев.

Профессионально заняться литературой Александру Казанцеву помешала война. «Я служил в саперном батальоне под Москвой, в Подлипках, – вспоминает Александр Петрович. – Мы формировали мотосаперные бригады, а кроме того, чинили технику. И вот однажды я заметил: на полянке стоит «полуторка», но вместо задних колес у нее были гусеницы – для езды по снегу. Я представил себе, как из грузовичка можно сделать самоходку: электрифицировать, снабдить огромным взрывчатым запасом и управлять ею по проводам, которые наматывались бы на огромные бобины. Я мобилизовал инициативных ребят – они сняли с грузовичка задний мост и соорудили танкетку.

Иллюстрация из книги Александра Казанцева «Сильнее времени».	Москва. «Молодая гвардия», 1977
Иллюстрация из книги Александра Казанцева «Сильнее времени». Москва. «Молодая гвардия», 1977

О нашей фантастической машине прослышали в Москве, к нам прибыла комиссия из министров и генералов, чтобы ознакомиться с изобретением. Танкетку приняли на вооружение. Я испытывал ее в боевых условиях на Керченском полуострове. Мы успешно уничтожали дзоты и танки противника».

Теперь танкетка Казанцева выставлена в Музее боевой славы на Поклонной горе.

Закончил войну А.П. Казанцев в звании полковника-инженера. И уже в 1946 году журнал «Техника – молодежи» опубликовал его рассказ «Взрыв». В нем излагалась (в художественной форме) гипотеза автора, согласно которой взрыв над тайгой в районе Подкаменной Тунгуски в июне 1908 года был вызван не падением метеорита, а катастрофой космического корабля пришельцев с другой планеты. Эффект, произведенный этим рассказом, также был подобен взрыву. Тут же объявились массы сторонников и противников идеи автора. Интересно, что дискуссии на эту тему продолжались долгие годы, особенно обострившись после запусков первых искусственных спутников Земли.

Мысль о возможной искусственной природе Тунгусского метеорита подтолкнула энтузиастов организовать ряд экспедиций в район предполагаемого падения загадочного космического тела. Одними из первых стали ученые, аспиранты и студенты томских вузов – университета и политехнического института. В 1959 году там была организована Комплексная самодеятельная экспедиция (КСЭ), которую возглавил преподаватель из ТПИ Г.Ф. Плеханов. За 40 с лишним лет работы КСЭ в поездках и походах участвовало более тысячи человек – энтузиастов из Томска, Красноярска, Новосибирска, Москвы… О работе КСЭ много интересного рассказано в книге Б. Вронского «Тропой Кулика». (Напомню, что Л.А. Кулик был первым исследователем проблемы «Тунгуса» еще в 20-е годы прошлого века.) Работали подобные экспедиции и из других городов.

Гипотеза А.П. Казанцева о крушении инопланетного корабля заинтересовала и Сергея Павловича Королева, который отправил в тунгусскую тайгу группу своих сотрудников и даже выделил для поисков обломков инопланетного корабля вертолет. В состав экспедиции входил дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, доктор физико-математических наук Георгий Михайлович Гречко. По его воспоминаниям, узнав о безрезультатности экспедиции, Королев сказал: «А все-таки жаль, что вы ничего не нашли…»

Не меньший резонанс, чем «Взрыв», вызвала вышедшая в 1963 году книга А.П. Казанцева «Гости из космоса». В этом сборнике статей и рассказов излагаются сведения о загадочных древних сооружениях, археологических находках, происхождение которых нельзя объяснить, зная технические возможности времени их появления. Это Баальбекская веранда в Ливане, сложенная из тысячетонных каменных блоков; мегалитические сооружения в Боливии и Перу, гигантские геоглифы пустыни Наска, Зальцбургский параллелепипед и многие другие артефакты древности. Описывая их, автор высказывает гипотезу о палеоконтактах, то есть о посещении Земли инопланетянами в доисторические времена.

Гипотеза Казанцева нашла отклик в рядах романтиков космоса, в печати стали появляться все новые сообщения об аналогичных находках. Эта волна совпала с появлением сообщений о летающих тарелках, как называли тогда неопознанные летающие объекты (НЛО). Фактически А.П. Казанцев стал основателем отечественной уфологии, тем более что именно ему принадлежит термин «инопланетяне».

Разумеется, у автора космических гипотез появились оппоненты. Некоторые исследователи объясняют находки загадочных артефактов сменяемостью земных цивилизаций, вызванной катастрофами космического характера. Конечно, обе гипотезы очень интересны и даже совместимы, но, на мой взгляд, вторая выглядит более реалистичной.

А.П. Казанцевым было написано и издано несколько крупных научно-фантастических произведений. Это романы: «Арктический мост», «Мол Северный», «Льды возвращаются», «Сильнее времени», «Фаэты», «Купол надежды», «Клокочущая пустота», «Мост Дружбы», «Иножитель», «Донкихоты Вселенной», «Тайна нуля», «Иномиры», «Спустя тысячелетия»; повести: «Живое ущелье», «Планета бурь», «Лунная дорога», «Дар Каиссы», «Тайны загадочных знаний».

Интересно сложилась судьба повести «Планета бурь», по которой режиссер Павел Клушанцев, автор ряда научно-популярных и фантастических фильмов, известный мастер кинотрюков, снял одноименный фильм (вышел на экраны в 1961 году). Сценарий был написан с участием А.П. Казанцева. Фильм имел необыкновенный успех.

Огромное впечатление произвел он в США, особенно на американских кинематографистов. Признанный мастер комбинированных съемок Роберт Спотак писал: «Появлением на экране масштабных сцен в космосе мир обязан не космическим войнам Лукаса и Кубрика, а русскому режиссеру Павлу Клушанцеву». Стэнли Кубрик и Джордж Лукас сами признавались, что без этого фильма не было бы ни «Космической одиссеи», ни «Звездных войн». Не случайно «Планета бурь» входит в учебную программу американских киношкол.

А еще А.П. Казанцев был известен как шахматный композитор, автор 70 опубликованных этюдов, многие из которых отмечены на конкурсах. В книге «Дар Каиссы» соединены фантастические рассказы и шахматные этюды автора.

Вот таким был Александр Казанцев, известный большинству только как писатель-фантаст.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1574
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1774
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1884
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4251

Другие новости