Нижний Новгород дает прекрасные образцы равновесия между структурой и характером развития города и эрозионным рельефом. Фото Андрея Ваганова
Рост городов заставляет все бережнее относиться к их земельному фонду. При расширении городских границ в их черту попадают территории, непригодные для строительства по условиям рельефа и геологии: овраги, откосы, береговые яры, оползневые и оплывинные склоны. Овражные сети в российских городах занимают значительные площади. Например, в Волгограде – это 15%, в верхней части Нижнего Новгорода – 30%. В России на городских территориях ложбины, баски, овраги и мелкие речные долины могут занимать до трети территории.
Кроме естественной эрозионной сети в черту города включаются площади нарушенных земель, оставленные после промышленных разработок (карьеры, землеотвалы, терриконы и другие антропогенные формы рельефа). Подземная добыча полезных ископаемых городом также ведет к деформациям земной поверхности, иногда с катастрофическими последствиями (г. Березняки в Пермском крае). Рассмотрим, например, как функционируют овражно-балочные и речные сети на городских территориях.
Часто при застройке городов при выравнивании территории засыпались верховья оврагов или мелкие склоновые овражки. Овражно-балочные системы с древности использовались то как транспортные пути, то в них сооружались запруды. Неглубокие овраги, возникшие на относительно пологих склонах, могли засыпаться мусором, перекрываясь песком. Наглядный пример этого – Кремль Великого Новгорода, где овраг был превращен в лощину с пологими склонами. Крупные овраги во времена Средневековья и в начале Нового времени использовались как дороги. Знаменитый Крещатик в Киеве прошел по естественно преобразованному оврагу – с выравниванием дна и выполаживанием склонов.
Нижний Новгород дает прекрасные образцы относительного равновесия между структурой и характером развития города и эрозионным рельефом. Так, например, нижняя треть глубокого Почаинского оврага, входящего в оборонительную систему города, к середине XVIII века была превращена в спуск к реке Оке. Ныне по днищу оврага проложены трамвайные пути, а радиусы поворотов и уклоны встроены в преобразованные днища оврагов. Борта оврагов и водораздельная поверхность между ними превращены в террасы для предотвращения образования оползней.
Наметившаяся в последние годы тенденция засыпки оврагов глубиною не в метры, а в 30–40 метров строительным мусором и древесными остатками весьма опасна. Такая практика может привести к формированию из отсыпного грунта оползневых тел, значительных просадок и возобновлению эрозионных процессов. При полной или частичной засыпке оврагов и балок происходит подтопление зданий, поскольку территория лишается дренажной системы.
Овражно-балочная сеть в главных своих чертах должна сохраняться. В ее пределах устраивают зоны отдыха, подбираются растения с учетом рельефа. Кустарниково-древесная растительность может использоваться для акцентирования отдельных форм рельефа или его элементов для усиления контрастности и наоборот – для нивелирования рельефа.
Хороший пример грамотного обращения с оврагами в черте города – Нескучный сад в Москве. Имение «Нескучное» вошло в состав города и было использовано для горожан в ХХ веке. Овраг рассекает крутой склон правого берега Москвы-реки. В его верховье сооружен горбатый мостик, по выровненному и террасированному водосбору оврага проведены значительные озеленительные работы.
По пространственной характеристике овраги и балки близки к долинам, однако имеют свои особенности режима стока и морфологии. Это, как правило, меньший масштаб по протяженности, глубине, более упрощенная форма откосов, своя структура частей, включающая ствол оврага, откосы, днище, вершину, устье и боковые отвершки, а также склоны, межовражные водоразделы. Особую ценность приобретают мысообразные выступы в местах слияния оврагов, имеющие широкий угол обзора местности и дающие возможность восприятия композиций оврага с верхних точек открытого пространства.
Сегодня под парковые территории осваиваются овраги в ряде городов нашей страны, например в Волгограде. А один из красивейших парков Украины – Стрыйский парк во Львове – создан на овражном рельефе.
В заключение заметим, что геопластика как искусство преобразования рельефа с учетом его строения и местоположения – одно из важнейших направлений в эстетике и дизайне ландшафта.