Артем Коржиманов: «Для чтения моих статей в журналах для широкой аудитории достаточно знать физику на уровне школьной программы». Фото из архива автора
Это, пожалуй, уникальный случай: действующий ученый внес более 40 тыс. (!) правок в «Википедии» и сам стал автором 500 статей в этой сетевой энциклопедии. Кандидат физико-математических наук Артем КОРЖИМАНОВ, выпускник радиофизического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, он с 2004 года работает в Институте прикладной физики РАН. Там же прошел путь от лаборанта-исследователя до старшего научного сотрудника. В 2007 и 2009 годах получал стипендию фонда «Династия», в 2012–2014 годах – стипендию президента Российской Федерации. 2017 год принес Артему еще одну серьезную строчку в резюме: постановлением президиума РАН от 24 января 2017 года Артему Владимировичу Коржиманову (и вместе с ним еще двум молодым кандидатам наук из ИПФ РАН) за работу «Исследование процессов взаимодействия лазерного излучения сверхвысокой интенсивности с веществом» была присуждена медаль РАН для молодых ученых. А еще Артем Коржиманов – увлеченный популяризатор науки. С ним беседует журналист Екатерина ИЗЕРГИНА.
– Артем, какова, по вашему мнению, целевая аудитория ваших публикаций?
– Я пишу статьи разного уровня, сотрудничал как со специализированными изданиями («Элементы», «N+1»), так и с теми, где подразумевается широкий круг читателей, например «Russia Today». Поэтому стиль и предмет написания статьи всегда разный – в зависимости от того, где ее предполагается опубликовать.
– А реальная аудитория совпадает с предполагаемой?
– Мне всегда интересно, кто находится по ту сторону «баррикад», но здесь очень сложно говорить о процентном соотношении. Иногда можно составить примерную картину по отзывам, но и в этом случае возникают сложности, поскольку обычно таких откликов слишком мало, чтобы на их основе можно было делать далеко идущие выводы…
– Школьникам доступно то, о чем вы пишите? Они всегда могут понять, о чем идет речь в той или иной статье?
– Вообще говоря, не всегда. В частности, когда я пишу для специализированных изданий, то исхожу из того, что у читателя есть университетская база по физике. В то же время для чтения моих статей в журналах для широкой аудитории достаточно знать физику на уровне школьной программы.
– Очень часто в ваших статьях, затрагивающих вопросы ускорения частиц, упоминается знаменитый Большой адронный коллайдер, БАК – ускоритель элементарных частиц, на котором была открыта «частица Бога», бозон Хиггса. А недавно я прочитала, что в Новосибирском институте ядерной физики были проведены испытания нового инжектора для БАКа. Почему в России занимаются усовершенствованием частей самого известного ускорителя, но не создают при этом свой, более совершенный?
– Во-первых, ускоритель – физический прибор чрезвычайно дорогой, тем более такого класса, как БАК. Во-вторых, несмотря на то, что мы умеем разрабатывать и изготавливать отдельные детали для ускорителей, в целом это настолько сложная система, что требуется большое количество технологий, и на данный момент всеми ими не владеет на нужном уровне ни одна страна, кроме, возможно, США. Поэтому такие грандиозные проекты всегда являются международными: БАК, термоядерный реактор ITER, ускоритель тяжелых ионов FAIR.
Но надо сказать, что в 2011–2012 годах российское правительство запустило программу поддержки проектов типа Megascience: на каждый из них предполагалось выделить около одного миллиарда долларов. Из-за экономических проблем она была потом сильно заторможена. Но если продолжать тему ускорителей, то одним из выбранных проектов являлся ускоритель «Ника» в городе Дубне, который сейчас активно строится. Кстати, один из мегапроектов затронул и наш город, Нижний Новгород, – здесь планировалось создать самый мощный в мире лазер.
– Иногда популяризаторы науки известны не только в качестве авторов текстов, но еще и в качестве лекторов. А вы лекции для широкой аудитории читаете?
– Да, регулярно выступаю в лекториях Нижнего Новгорода и Москвы. В прошлом году удалось поучаствовать в университетском летнем фестивале науки «42», в работе летней физико-математической школы, выступить в рамках известного некоммерческого научно-популярного проекта «Курилка Гутенберга». Также был одним из лекторов на фестивале «Фенист» и читал лекцию для школьников в планетарии. Иногда что-то наподобие лекций проводится в антикафе «Циферблат».
Если вспомнить ваш вопрос про аудиторию, то и «42» и «Курилка…» были рассчитаны на широкую публику, кроме того, на фестивале были организованы интерактивные программы для детей. А совсем недавно я записал несколько роликов для научно-популярного портала «Постнаука».
– Недавно вы получили медаль РАН для молодых ученых. Расскажите немного о предмете исследования.
– Работа посвящена основному направлению моей научной деятельности – мощным лазерам. А конкретно – поведению веществ под их воздействием. Мы фокусируем излучение в небольшое пятнышко толщиной чуть меньше человеческого волоса и смотрим за реакцией вещества. Уникальность системы в том, что в таком небольшом пятне достигается высокая плотность энергии и вещество превращается в плазму с довольно интересными свойствами. Но главное – эта плазма оказалась эффективным конвертером, который позволяет энергию превратить во что-то полезное. Таким образом мы ускоряем протоны, электроны и уже их используем в качестве своеобразных инструментов. С помощью которых, например, получаем рентгеновские снимки лучшего качества, уничтожаем раковые клетки.
Я просто процитирую информацию из моего блога: «…с помощью лазеров можно построить ускоритель частиц, который будет иметь размеры в 1000 раз меньше, чем аналогичный ускоритель, основанный на традиционных методах ускорения. Соответственно и стоить он будет во столько же раз дешевле. Почему это важно? Потому что с помощью пучков протонов можно лечить людей от рака. И лечить эффективно, во всяком случае, эффективнее, чем, например, при помощи рентгенотерапии. Сейчас центров, предоставляющих такие услуги, – единицы, потому что дорого. А сверхмощные лазеры смогут быть доступны тысячам учреждений. Вот поэтому мы этим и занимаемся».