Если бы европейцы не изобрели огнестрельное оружие, завоевания Американского континента испанцами не было бы. Иллюстрация из журнала «Всемирная иллюстрация». 1871
Если бы европейцы не изобрели огнестрельное оружие, завоевания Американского континента испанцами не было бы. Иллюстрация из журнала «Всемирная иллюстрация». 1871 |
1. История человечества – это история культуры и история технологий, взаимозависимые и взаимно влияющие друг на друга.
2. Каждое фундаментальное технологическое достижение, которым пользуется большинство людей каждой культуры и каждой эпохи, изменяет культуру.
Обратное (или почти обратное) также верно. Если эпоха настоятельно требует технологических инноваций, они появляются.
Вот несколько примеров, взятых почти наугад.
Если бы не было изобретено книгопечатание, Лютер не смог бы стремительно распространить свои взгляды по всей Европе и протестантизм бы не возник.
Если бы европейцы не изобрели огнестрельное оружие, завоевания Американского континента испанцами не было бы. Британская империя – в том случае, если между европейцами и покоряемыми народами было бы технологическое равенство в вооружениях, – также не могла бы возникнуть.
Если бы к 1933 году не было изобретено радио, нацисты не смогли бы управлять умами по всей Германии и превращение Германии Гёте в Германию Гитлера было бы невозможно. То же и с телевидением.
Имперский Рим требовал создания новых принципов архитектуры, которые позволили бы создать и купол Пантеона, и инфраструктуру Колизея, и форумы, и многокилометровые акведуки. И требуемые технологии, словно по волшебству, появились!
3. Культура каждой эпохи определяет технологии, без которых она не могла бы существовать. Обратное (или почти обратное) также верно: технологии, без которых та или иная культура не могла бы существовать, определяют культуру каждого народа и каждой страны.
4. Культура – в широком смысле, включая науку и социум, – и технологии в человеческом обществе находятся в неразрывной связи. Как кварки, они существуют лишь вместе и никогда порознь. Вместе рождаются. А с появлением технологий нового уровня – вместе и умирают.
5. Каждое открытие есть закрытие. Открытие нового закрывает существовавшее ранее, даже если кажется, что новое не запрещает ничего из существовавшего до него. Примеры из физики делают это утверждение очевидным. Соедините сосуды с двумя разными газами при разных температурах – сами по себе они не разделятся в состояние, в котором пребывали до этого. Это противоречило бы второму началу термодинамики, хотя, умозрительно рассуждая, это возможно. То же и с новыми технологиями.
Изобретение огнестрельного оружия не только отменило стрелы и лук – оно уничтожило существовавшее тысячелетия (начиная с истории Давида и Голиафа, Илиады Гомера, сказаний о короле Артуре и множества других эпосов) уважение к врагу как личности, схватка с которым при поединке была не обезличена, а происходила лицом к лицу.
Появление фотографии навсегда изменило живопись, так как до появления дагеротипов для того, чтобы знать, как выглядел твой прадедушка в молодости, необходим был художник.
Появление звукового кино навсегда убило великую кинематографическую пантомиму, хотя продолжение традиций Китона, Линдера, Чаплина, казалось бы, запрещено не было.
Изобретение часов сбило естественное чувство времени: утра, вечера, сумерек, ночи и дня. Биологические часы, данные человеку природой, и неравномерное ощущение времени сменились управлением жизнью каждого человека минутной и часовой стрелками, вращающимися с постоянной угловой скоростью.
Возникновение Интернета колоссально расширило возможность коммуникаций, однако необратимо уменьшило общение и породило клиповое сознание миллионов людей, которые стремительно получают справочную информацию, но перестают читать тексты длиннее пары страниц.
И так – во всем.
Всякое технологическое открытие создает новую культурную, социальную и общественную среду. А потому историю технологий и историю культуры нельзя отделять друг от друга. Они взаимосвязаны и взаимозависимы.
6. В физике и математике для решения нелинейных уравнений и прочих проблем, которые невозможно решить точно, в качестве одного из самых удобных и эффективных применяется принцип последовательных приближений. Для получения решения первого приближения упрощают (линеаризуют) уравнение, находя его точное решение, которое получить можно. Для получения решения второго приближения в уравнение подставляют решение первого приближения, полученное на первом шаге. Для получения третьего приближения подставляют решение второго приближения, полученное на втором шаге, и так далее. В результате получают решения все более и более точные, в пределе сходящиеся к точному решению уравнения.
Так и в истории. При изучении истории чего-либо за какое-либо время начать надо с выделения событий, которые оказываются важными во всем изучаемом периоде. После этого, выделяя меньший временной интервал (главы учебника, предмета исследования), идентифицировать в нем события, которые важны в этом пространственно-временном интервале, но на все время, рассматриваемое в учебнике (монографии, исследовании), влияния не оказывают или почти не оказывают. И так далее, шаг за шагом.
Опять же – несколько исторических примеров.
Восстание Катилины было важно в эпоху Цицерона, но на существование Римской империи существенного влияния не оказало.
Королева Англии Мэри, прозванная Кровавой, уничтожала протестантов с беспрецедентной жестокостью. Но в масштабах истории Англии эти ее действия не повлияли практически ни на что.
Продразверстка 1919 года, засеивание кукурузой Хрущевым громадных территорий в средней полосе в 1950-е и борьба Горбачева с пьянством в 1980-е в истории СССР играли колоссальную роль. Однако на историю Российской империи к 2017 году практически не влияли.
С использованием метода последовательных приближений естественно изучать любую историю и писать учебники истории для университетов и школ. Чего до настоящего времени не происходит. Скорее всего потому, что историки – люди гуманитарные и о рекуррентных соотношениях, равно как и методе последовательных приближений, если и имеют какое-то представление, то самое смутное. Это необходимо исправить.
Сказанное в полной мере относится к технокультурной истории человечества. При написании технокультурной истории в качестве первого приближения следует выбрать технологии, которые продолжают влиять на человечество вплоть до настоящего времени. К таким относятся, например:
– открытие древним человеком возможности поддерживать огонь, что навсегда изменило приготовление пищи и систему питания;
– открытие возможности земледелия, немыслимого до изобретения сохи, позволило человечеству перейти от кочевой жизни к оседлой;
– изобретение кирпичей, позволившее строить многоэтажные здания;
– изобретение паровой машины, а затем и двигателя внутреннего сгорания;
– изобретение сначала азбуки Морзе, а затем телефона, позволивших передавать мысли на расстояние;
– создание Интернета.
Технокультурная история человечества должна писаться с применением метода последовательных приближений к социологии и культуре там, где это полезно или необходимо.
7. Человеческая цивилизация достигла такого уровня технологий, что имеется выбор приоритетного развития тех или иных отраслей, меняющих социальные отношения. В настоящее время развитие – и сдерживание! – технологий во многом определяется интересами корпораций. Понимание неразрывной связи между технологиями и социальной структурой делает необходимым технокультурное прогнозирование.
Анализ возможных последствий применения тех или иных технологий позволит человечеству, а также отдельным странам выбирать свое будущее, которое определяется доминирующими технологиями в несоизмеримо большей степени, чем победа той или иной политической партии на тех или иных выборах.
Нью-Йорк