0
6777
Газета Наука и технологии Интернет-версия

12.04.2017 00:01:10

За девять месяцев до начала космической эры

Тэги: космос, космонавтика, история


космос, космонавтика, история Ракетный пакет. Рисунок из книги Б.Н. Катемирова «Михаил Клавдиевич Тихонравов», 2014

Ракетный пакет. 	Рисунок из книги Б.Н. Катемирова 	«Михаил Клавдиевич Тихонравов», 2014
Ракетный пакет. Рисунок из книги Б.Н. Катемирова «Михаил Клавдиевич Тихонравов», 2014

60 лет назад, 5 января 1957 года, Сергей Павлович Королев направил в правительство СССР «Предложения о запуске первых искусственных спутников Земли до начала Международного геофизического года». 

В тексте «Предложений…» Королев указывал, что согласно Постановлению Совета Министров СССР от 30 января 1956 года № 149-88сс «О создании объекта «Д» на базе межконтинентальной ракеты разрабатывается ракета-носитель искусственного спутника Земли с весом контейнера около 1200 кг, куда входит большое количество разнообразной аппаратуры для научных исследований. Весь путь от идеи запуска советского спутника до появления конкретных предложений главного конструктора правительству СССР занял не менее 10 лет.

Началось с того, что в 1947 году Михаил Клавдиевич Тихонравов приступил в НИИ-4 к работам над составными ракетами. Хорошо зная труды К.Э. Циолковского «Космические ракетные поезда», «Наибольшая скорость ракеты» и другие, он рассматривал различные варианты соединения этих ступеней и возможности получения первой космической скорости, необходимой искусственному спутнику Земли на тогдашнем этапе развития ракетной техники.

В следующем году, выступая на заседаниях Научно-технического совета (НТС) и сессии Академии артиллерийских наук (ААН), Михаил Клавдиевич высказал идею «ракетного пакета» и показал, что такая схема компоновки позволяет получить практически любую дальность полета ракеты и осуществить запуск искусственного спутника Земли. Эти идеи были восприняты руководством как преждевременные, но заинтересовали С.П. Королева, который в 1949 году ознакомился с работами группы М.К. Тихонравова.

В декабре того же 1949 года Сергей Павлович отправил в НИИ-4 техническое задание, в котором было сформулировано название темы – «Исследование возможностей и целесообразность создания составных ракет дальнего действия типа «пакет» и определена «целевая установка: сравнение возможностей достижения больших дальностей (около 10 тыс. км) с помощью одиночных и составных (последовательных и по типу «пакет») ракет дальнего действия с целью выбора рационального направления работ в области дальнобойных ракет». Работа должна была выполняться в два этапа. Сроки представления результатов исследований: для отчета по первому этапу – август 1950 года, для итогового отчета по теме – декабрь 1950 года.

Одновременно Королев предложил Тихонравову до завершения работ по ТЗ выступить с докладом на НТС НИИ-4 весной будущего года. И с началом 1950 года Михаил Клавдиевич с группой начал готовиться к выступлению на 1-й Научно-технической конференции НИИ-4. Имея опыт предыдущих выступлений о ракетном пакете, он решил не углубляться в детали, а сделать упор на том, что ракетный пакет позволяет реально обеспечить полет на любые дальности. А это, в свою очередь, дает основания говорить о возможности постановки работ по искусственному спутнику Земли (ИСЗ).

В первый же день работы конференции, 15 марта 1950 года, М.К. Тихонравов выступил с докладом «Ракетные пакеты и перспективы их развития». Однако после высказывания им соображений о возможности запуска искусственного спутника Земли в зале поднялся шум.

Взявший слово генерал-полковник П.П. Чечулин, проверявший в это время работу института во главе комиссии Министерства обороны (а вскоре и ставший его начальником), назвал идею об искусственном спутнике Земли фантазией. В результате работы по ИСЗ в НИИ-4 были прекращены. Однако группа Тихонравова сохранилась, так как выполняла работу по заданию Королева. 

Несмотря на все препятствия, к 1953 году тема была исследована достаточно полно. Михаил Клавдиевич и его коллеги подготовили два альбома, в одном из которых были показаны работы США по подготовке запуска ИСЗ, а в другом представлены реальные возможности СССР в данном направлении. С этими альбомами М.К. Тихонравов обратился к начальнику военного отдела Госплана СССР Г.Н. Пашкову, а тот, в свою очередь, – к министру Вооруженных сил СССР маршалу Советского Союза А.М. Василевскому. Министр отнесся к работам Тихонравова с одобрением и запретил новому начальнику НИИ-4 чинить препятствия работам его группы. Теперь исследования проблемы ИСЗ велись уже вполне легально.

Далее по результатам исследований были разработаны «Предложения о возможности и необходимости создания искусственных спутников Земли», одобренные С.П. Королевым. В НИИ-4 была открыта научно-исследовательская работа (НИР) «Исследования по вопросу создания искусственного спутника Земли». Вскоре С.П. Королев предложил М.К. Тихонравову подготовить подробную докладную записку «Об искусственном спутнике Земли» в правительство СССР. В подготовке этого документа кроме группы М.К. Тихонравова приняли активное участие С.П. Королев с коллегами, сотрудники отделения прикладной математики Математического института АН СССР Д.Е. Охоцимский и Т.М. Энеев, академики М.В. Келдыш и П.Л. Капица, после чего он был рассмотрен на Президиуме АН СССР. А 26 мая 1954 года С.П. Королев, приложив к докладной записке материалы о работах по ИСЗ в США, направил ее в правительство СССР – министру оборонной промышленности Д.Ф. Устинову.

Константин Циолковский и Михаил Тихонравов.	Фото из книги Б.Н. Кантемирова «Михаил Клавдиевич Тихонравов», 2014
Константин Циолковский и Михаил Тихонравов. Фото из книги Б.Н. Кантемирова «Михаил Клавдиевич Тихонравов», 2014

В докладной записке высказывалась основополагающая мысль о том, что «ИСЗ есть неизбежный этап на пути развития ракетной техники, после которого станут возможными межпланетные сообщения». Авторы документа подчеркивали тот факт, что за последние два-три года возросло внимание зарубежной печати к проблеме создания ИСЗ и межпланетным сообщениям. Инициаторы работ по ИСЗ высказывали также уверенность в том, чтобы сообщить нужную информацию на этот счет и другим ответственным лицам, принимавшим решение, поскольку вопросы приоритета должны быть главным аргументом для всего последующего периода развития космонавтики. 

В августе 1954 года Совет Министров СССР утвердил представленные В.А. Малышевым, Б.Л. Ванниковым, М.В. Хруничевым и К.Н. Рудневым предложения по проработке научно-теоретических вопросов, связанных с космическим полетом.

Благодаря решительным шагам Тихонравова и Королева процесс получил ускорение. В апреле 1955 года в НИИ-4 вышел предварительный отчет по искусственному спутнику Земли. В том же году в АН СССР была создана специальная комиссия по подготовке запуска ИСЗ – под председательством М.В. Келдыша и его заместителей С.П. Королева и М.К. Тихонравова.

26 декабря 1955 года С.П. Королев обратился к заместителю министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике маршалу артиллерии М.И. Неделину и заместителю министра оборонной промышленности С.И. Ветошкину с предложением о привлечении М.К. Тихонравова к работам по ИСЗ и переводе его и его группы из НИИ-4 Министерства обороны (МО) в НИИ-88 Министерства оборонной промышленности (МОП).

В январе 1956 года было принято правительственное постановление о создании в СССР искусственного спутника Земли и запуске его в 1957–1958 годах. В том же году ОКБ-1 С.П. Королева выделяется из НИИ-88 совместно с опытным заводом № 88 в самостоятельную организацию ОКБ-1 МОП, а 3 апреля 1957 года создается специализированный отдел № 9 по космической тематике. Начальником отдела С.П. Королев назначил М.К. Тихонравова.

Как известно, «пакет», по замыслу М.К. Тихонравова, составляется на стартовой позиции из нескольких одинаковых рационально выбранных ракет, которые соединяются параллельно – механически и гидравлически. Однако С.П. Королев, тщательно изучив проект «ракетного пакета», остановил свой выбор на варианте, в котором между блоками имеются только механические связи.

В свою очередь, этот тип ракеты авторы подразделяют на ракетный пакет с «запаздыванием» и пакет с «недоливом» (последнюю схему авторы назвали пакетом «простейшего» типа, это наименование и утвердилось на практике). Данный вариант пакета отличается тем, что различное количество топлива заливается в разные его блоки и все двигатели пакета запускаются на старте одновременно. Именно данная схема оказалась наиболее интересной и привлекательной для конструкторов.

За полмесяца до открытия космической эры человечества на торжественном собрании в Колонном зале Дома Союзов, посвященном 100-летию со дня рождения К.Э. Циолковского 17 сентября 1957 года, С.П. Королев выступил с докладом, в котором заявил: «В Советском Союзе произведено успешное испытание сверхдальней межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты. Полученные результаты показывают, что имеется возможность пуска ракет в любой район земного шара. В ближайшее время с научными целями в СССР и США будут произведены первые пробные пуски искусственных спутников Земли».

И уже 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
754
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
936
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
857
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
854

Другие новости