Иллюстрация из рецензируемой книги
Если бы надо было определить одним словом общий признак книг, представленных в нынешнем выпуске «БН», то это слово было бы «фундаментальность». И по форме, и по содержанию. Нечастый сегодня случай гармонии.
ДИРЕКТОРСКАЯ ПЯТИЛЕТКА
|
Батурин Ю.М. История науки и техники: импровизация в стиле jazz. Сборник... 2010–2015.
– М.: Изд-во «РТСофт»–«Космоскоп», 2016. – 752 с. 26,8х20 см. Тираж 300 экз.
Если уж досконально следовать правилам библиографического описания, то надо уточнить: перед нами не просто «Сборник…» – «Сборник научных докладов, статей, выступлений и интервью директора ИИЕТ РАН». ИИЕТ РАН – это Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Про автора в институтском академическом справочнике сообщается: «БАТУРИН Юрий Михайлович (12.06.49, Москва), доктор юридических наук, член-корреспондент РАН, летчик-космонавт РФ, директор ИИЕТ РАН.
Из семьи военнослужащего. Окончил в 1973 году факультет аэрофизики и космических исследований Московского физико-технического института, в 1980 году – факультет правоведения Московского юридического института (Московская государственная юридическая академия), в 1981 году – факультет журналистики Московского государственного университета, в 2001 году – высшие курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, в 2005 году – факультет международных отношений Дипломатической академии МИД РФ... Выполнил два космических полета: космонавт-исследователь (присвоена квалификация «космонавт III класса», 1998); бортинженер (присвоена квалификация «космонавт II класса», 2001). Порядковый номер 90/382 по отечественной/мировой классификации».
Еще несколько «вкусных» деталей добавляет в предисловии «Малая планета» по прозванию ИИЕТ» доктор философских наук, профессор Наталия Кузнецова: «Дело даже не в эрудиции – это именно практический опыт научного работника, инженера космонавта, советника первого президента России, общественного деятеля, журналиста и писателя. Прибавим к этому послужному списку то, что присутствовало всегда, – пассионарный преподаватель, фотограф, любитель живописи (визуального искусства), историк, юрист, специалист в области изучения рефлексивных процессов, кинооператор и кинорежиссер... Для активного общения с миром – три «с хвостиками» языка (английский, шведский, сербско-хорватский; французский, по собственным словам, он забросил, но на немецком способен читать техническую литературу, изучал на физтехе японский)».
Издательская аннотация вполне точно характеризует этот капитальный том: «Для широкого круга читателей, интересующихся историей науки и техники, происходящими преобразованиями Российской академии наук, для преподавателей, аспирантов и студентов вузов, специализирующихся на истории и философии науки, а также занимающихся междисциплинарными исследованиями, смежными направлениями истории естествознания и техники, популяризацией науки».
Отсюда понятна и двучастная конструкция названия книги – «…импровизация в стиле jazz». А как еще? Ведь даже в строчку перечислить название всех материалов, включенных в эту книжную махину текстов, в газетной публикации невозможно. Я и не претендую на репрезентативность. Тем не менее…
«Реформа Российской академии наук: уроки для Украины» («Можно ли выиграть на поле противника по его же правилам и что для этого нужно делать? Можно. Нужно напомнить себе: «Мы Академия наук, мы умнее, а эти люди уступают нам в рефлексии. И это действительно так, ибо чиновники не разбираются в сущности и сложности объекта, которым они поставлены руководить. <…> Мой главный заключительный тезис таков: применяйте ум, нельзя только отражать атаки, иногда нужно переходить и в наступление. Мы же умнее. Просто надо начинать думать как можно раньше»); «Похвала ФАНО (Искусствоведческий комментарий к академической реформе)»; «Мозг стал диктовать мне…» Метафорическое эссе о рефлексии»; «История ИЕТ РАН: матричный анализ взаимосвязи лиц, событий, действий»; «Научный азарт как рефлексивная игра»; «Загадка эффективности писателей-фантастов в научно-техническом прогнозировании»; «След как источник, как памятник науки и техники»; «Научно-техническая хронография Первой мировой войны»; «К вопросу о риске первого космического полета»; «Искусство как путь к убедительной визуализации труднопредставимых научно-технических объектов»; «Гиперболические схемы у В.Г. Шухова и М.К. Эшера»; «Конституция как задача коллективного выбора»; «Популяризация науки и антинауки: проблема наблюдателя»…
Этот сборник задумывался как своеобразный подарок сотрудников ИИЕТа своему директору к его 65-летию. Вполне традиционно для академической среды. Но, как справедливо отмечает Н.И. Кузнецова, «Строго говоря, автор книги – он сам: здесь собраны статьи, выступления, интервью за пять лет, со дня, когда Президиум РАН согласился с выбором коллектива института и принял постановление об избрании Ю.М. Батурина директором ИИЕТ (15 июня 2010 года)». Наверное поэтому, никаких здравиц и монотонных, хоть и вполне искренних, поздравительных речей в сборнике нет. Редкий случай, когда сборник текстов, по формальным жанровым признакам «отчет о проделанной работе за пять лет», превратился в необыкновенно увлекательное, интеллектуальное чтение…
15 июня 2015 года приказом Федерального агентства научных организаций (ФАНО России) Ю.М. Батурин был уволен с должности директора ИИЕТ РАН «…в связи с истечением трудового договора от 10 августа 2010 года». В этот же день Юрий Батурин подписал свой последний приказ по институту. Он завершался таким пунктом: «Не огорчаться, что не все удалось, ничего и никогда не завершается так, как предполагалось. Не вешать голову (ученый всегда должен работать не покладая рук); не ругать ФАНО – оно работает как умеет; не приписывать злому умыслу то, что объясняется обыкновенной глупостью».
ФИЛОСОФИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИОЛОГИИ
|
Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы/Коллективный научный труд. Сост. и отв. ред. член-корр. РАН Н.И. Лапин.
– М.: Издательство «Весь мир», 2016. – 360 с., илл. 26,8х20,5 см. Тираж 500 экз.
Составитель и редактор этого труда, член-корреспондент РАН, руководитель Центра социокультурных изменений Института философии РАН Николай Иванович Лапин, передавая мне экземпляр этого уникального издания, сопроводил его и своеобразным «ключом», оказавшимся весьма полезным при чтении «Атласа»:
«Берусь утверждать, что в этом труде, подытоживающем около 100 эмпирических исследований почти в трети субъектов РФ (получены уникальные данные, см. приложения), доказаны как минимум два факта.
Во-первых, вопреки скептицизму, с 2000 года в России, как и в большинстве стран мира, осуществляется операционально понимаемая, измеряемая модернизация, чтобы спасти страну от революций и поддержать ее суверенитет.
Но, во-вторых, она осуществляется спонтанно, фрагментарно, контрастно внутри регионов, между ними и потому во многих регионах в целом неэффективно, чревата опасным риском.
Из этих фактов следует вывод: а) модернизация остается мейнстримом среднесрочной эволюции России и ее регионов; б) требуется мягкое и системное ее регулирование со стороны государства, прежде всего федеральных органов, включая их поддержку инициатив, исходящих от регионов и муниципальных образований (местных сообществ). В «Атласе» главы о федеральных округах заканчиваются конкретными предложениями об этапах такого регулирования, а заключительная глава преимущественно нацелена на решение этой задачи».
В общем, философ всегда остается философом, даже если он вторгается, казалось бы, в чужую область исследований – социологию (про которую сами социологи любят поиронизировать как о не вполне состоявшейся науке). Впрочем, для философии, наверное, и нет «чужих» областей. Хотя и философия не наука, но включает в себя, тем не менее, ряд философских наук. Эпистемологию, например.
«Я считаю возможным исходить из более широкого, эпистемологического понимания атласа – как пространственно систематизированного представления данных об изучаемых объектах, которое значимо для их понимания», – отмечает Н.И. Лапин в «Предисловии». Такой подход позволил впервые представить модернизацию, наимоднейший сегодня в политико-экономической практике термин, не требующий, казалось бы, никакой дополнительной, тем более философской, экспликации, «…как комплексный цивилизационный процесс в контексте всемирной модернизации и в то же время – дифференцированно по федеральным округам и субъектам Российской Федерации. Цветные карты, графики, аналитические таблицы иллюстрируют ее тенденции и проблемы в 2000–2012 годы. Сопоставительный анализ показал, что модернизация России – это необходимый ответ на социокультурные вызовы, способ решения проблем и судьбы России как страны и цивилизации».
Тренды индексов вторичной (информационной) индустриализации Центрального Черноземья, 2000–2012 годы. График из рецензируемой книги |
Атлас» действительно содержит мощнейший массив статистической социокультурной и экономической информации. И в этом нет ничего удивительного. Идея этого проекта возникла еще 10 лет назад, когда тематика социокультурной карты была включена в программу исследований Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез». Затем эта тематика была продолжена в рамках программы исследований Президиума РАН «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал».
Задача старая и известная. В России до сих пор еще остается более чем актуальной задача: взять и «слепить» из пространства нечто более или менее соразмерное человеку. А пока этого не произошло, индивиды существуют здесь, как бы опровергая саму возможность антропного принципа: окружающее пространство делает все, чтобы даже их след в нем простыл. Здесь не человек проектирует пространство, а пространство – человека. Отечественный географ и культуролог Дмитрий Замятин верно подметил, что в отношении современного геополитического устройства России даже «федерализм можно определить как геоидеологию крупных или масштабных пространств, стремящихся к своей самоорганизации или самоструктурированию…; географические образы регионов в данном случае есть лишь инструмент федералистского «пространствоустроения» («Культура и пространство: моделирование географических образов», 2006).
Предпринятая авторами «Атласа» попытка подобного «пространствоустроения» не может не вызвать уважения. Тем более что авторский коллектив «Атласа» Л.А. Беляева, И.И. Бойко, В.А. Давыденко, Н.В. Дулина, В.А. Ильин, Е.В. Каргаполова, Н.А. Касавина, Е.А. Когай, Н.И. Лапин, М.А. Ласточкина, А.В. Немировская, В.Г. Немировский, Ю.М. Пасовец, И.Ф. Печеркина, В.С. Половинко, Г.Ф. Ромашкина, В.Т. Тарасов, В.Г. Харитонова, А.А. Шабунова представляет не только свои проекты, но и свыше 200 участников инициативной исследовательской программы «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов».
Много говорится в последнее время о стратегическом планировании как в масштабах России, так и масштабе отдельных регионов. «Атлас» предоставляет в руки тех, кто занимается таким планированием, не просто статистический массив, а методологически и философски выверенную «дорожную карту». Было бы желание ею воспользоваться…
СИЛА «НЕСМЕНЯЕМОЙ ВЛАСТИ»
|
Мария Богданович, Алексей Венгеров, Сергей Венгеров. Здесь, под небом своим… Выпуск пятый: несменяемая власть. Библиохроника. 1730–2014 гг.
– М., Русский раритет, 2016. – 503 с. Суперобложка. 30,3 х22 см. Тираж 300 нумерованных экземпляров.
«Библиохроника» – это не про книги. Это про историю России. В данном случае про историю России – через уникальную подборку книг, авторами или главными персонажами которых становились женщины. Руководитель проекта «Библиохроника», а это на сегодняшний день 13 энциклопедического формата и содержания библиофильских выпусков (первый вышел в 2004 году), не считая нескольких отдельно изданных приложений - доктор технических наук, профессор, известный московский собиратель книг Алексей Венгеров в «Напутствии» предуведомляет:
Обложка книги Конрада Гюнтера, 1911 год. Иллюстрация из рецензируемой книги |
«В некоторых бионаправлениях науки принято именовать термином «производитель» мужскую особь… Помилуйте, господа!
Каким образом смысловую нишу занимает некто, имеющий прямо скажем, весьма промежуточное, подчас случайное, отношение к тяжелейшему процессу «производства»?
Тем более что, как хорошо известно даже младшему составу населения Земли, на самой первичной стадии этого загадочного, почти мистического процесса особого ума от «производителя» и не требуется.
А выносить, произвести на свет, согреть, поставить (в прямом и переносном смысле) на ноги, напутствовать в самостоятельную жизнь?
Именно ей, Женщине (подчеркиваем – с большой буквы), первичному и безоговорочному началу всего сущего в нашей жизни, посвящается этот выпуск «Библиохроники».
Речь в нем идет о тех представителях прекрасного пола, которые оставили свой след на российской земле. В действительности этих «замечательных дам» неизмеримо больше, чем представлено в выпуске, но необъятное объять невозможно, даже если очень хочется…
Хронологический порядок публикаций в выпуске, как и в предыдущих, сохраняется. Здесь хронология охватывает почти три столетия».
Начинается этот хронологический ряд с издания 1730 года «Описание коронации Ее Величества императрицы и Самодержицы Всероссийской, Анны Иоанновны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве, 28 апреля 1730 году» («Дочь «скорбного главою» царя Иоанна Алексеевича (1666–1696), старшего брата Петра Великого (1672–1725), и царицы Прасковьи Федоровны, урожденной Салтыковой (1664–1723)… Всех сосланных при Анне в Сибирь считалось свыше 20 тыс. человек; из них более 5 тыс. было таких, о которых нельзя было сыскать никакого следа, куда они сосланы»).
Иллюстрация из рецензируемой книги |
Завершается том книгой Ирины Родниной «Слеза чемпионки» (2013) («Меня много лет постоянно спрашивали и спрашивают до сих пор, почему я плакала, когда стояла на пьедестале (первое место на Олимпиаде-80 в Лейк-Плэсиде, США. – А.В.). А я никак не могу объяснить, что плакала от того, что наконец все закончилось. Никто не знает, сколько сил – не физических, моральных мне стоило то «золото»).
А между этими двумя хронологическими полюсами еще 80 очерков… Причем книги, на основе которых подготовлены эти очерки, по большей части библиографическая редкость, а то и уникумы из собрания отца и сына Алексея и Сергея Венгеровых. «В структуре тома присутствует некая новация. Это максимальное использование иллюстративного ряда. Правда, с некоторыми особенностями: после каждого (sic!) очерка воспроизведены картинки «женской тематики». Авторам-составителям представляется, что подобный ряд цветных картинок не только украсит выпуск в прямом смысле, но и даст читателю полное ощущение аромата российского женского мира».
Мы же добавим, что и материал для этого «иллюстративного ряда», опять же, взят из уникальной подборки периодики в коллекции Венгеровых. В этом смысле «Библиохроника» вряд ли повторимый в обозримом будущем частный библиофильский опыт.