0
4122
Газета Наука Интернет-версия

22.03.2017 00:01:00

В онлайн-студенты – со своими гаджетами

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук.

Тэги: образование, технологии


образование, технологии С помощью онлайн-программам, можно получить диплом о высшем образовании, только сдавая экзамены, не посещая традиционных очных занятий. Фото Reuters

По прогнозам аналитиков, спрос на высшее образование увеличится с 97 млн человек в 2000 году до более чем 262 млн  к 2025 году. Как и в других секторах экономики, ожидается, что цифровые технологии в сочетании с новыми образовательными моделями повысят ресурсоемкость, производительность и приведут к экономии в образовательной сфере, расширят доступ большему числу желающих обучаться. Таким образом, спрос в будущем на высшее профессиональное образование (ВПО) могут удовлетворить только новые образовательные модели и технологии.

С другой стороны, в условиях сокращения государственного финансирования в целом на высшее образование во всем мире, сокращения числа выпускников школ вследствие отрицательной демографической тенденции во многих странах высшие учебные заведения, в том числе ряд элитных университетов и колледжей, будут активно расширять онлайновое обучение.

Политика по продвижению открытых образовательных ресурсов вызывает широкие дискуссии в академической среде и в обществе. В какой степени открытые образовательные ресурсы могут  использоваться в рамках традиционного обучения, а онлайн-обучение может конкурировать с традиционным обучением; из каких источников должно финансироваться создание открытых образовательных ресурсов; кем и как будет обеспечиваться постоянное обновление открытых образовательных ресурсов; как будут сосуществовать или противостоять друг другу традиционное обучение на коммерческой основе и онлайн-обучение; как заинтересовать преподавателей создавать и использовать открытые образовательные ресурсы в их преподавательской деятельности; будет ли способствовать широкому использованию открытых образовательных ресурсов в системах образования и профессиональной подготовки вмешательство государственных органов управления всех уровней – вот лишь некоторые их направлений этих дискуссий.

По мнению авторов доклада «The NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition», все более активное использование смешанного обучения – краткосрочная тенденция, способствующая внедрению образовательных технологий в высшем образовании в ближайшие два года. Эксперты, в частности, указывают, что «последние несколько лет восприятие онлайн-обучения стало более положительным, так как все больше учащихся и преподавателей видят в нем эффективную альтернативу некоторым формам очного обучения». Разработанные бизнес-модели для университетов поднимают планку для инноваций с использованием цифровых технологий, будут способствовать развитию онлайн-обучения и его привлекательности, хотя многие из этих методов онлайн-обучения по-прежнему все еще являются предметом экспериментов и исследований, проводимых вузами и поставщиками учебных онлайн-курсов.

К примеру, в 2015 году Массачусетский технологический университет объявил о запуске образовательной программы для получения степени MICROMASTER в области логистики путем обучения на серии бесплатных онлайн-курсов. Один из известных примеров – получение степени магистра в области компьютерных наук Технологического института Джорджии по итогам прохождения онлайн-обучения на платформе MOOCs. Онлайн-обучение стоит 6600 долл., а в традиционной форме, непосредственно в Технологическом институте Джорджии, такая программа обойдется в 45 тыс. долл. Сейчас по магистерской онлайн-программе обучаются 3 тыс. человек, завершили ее 20 человек.

Другой пример – программа Imba, разработанная в Университете штата Иллинойс. Стоимость онлайн-обучения по этой программе 20 тыс. долл., что значительно ниже традиционного обучения по аналогичной программе непосредственно в кампусе университета. А Университет Северной Аризоны предлагает онлайн-программы на основе компетентностного подхода. Студенты, обучающиеся по таким программам, могут получить диплом о высшем образовании, только сдавая экзамены, не посещая традиционных очных занятий.

  • О положительном влиянии открытых образовательных ресурсов на студентов в разных аспектах свидетельствует исследование компании Research Hub за 2013–2014 годы. Авторами приводятся следующие данные:
  • 88,4% опрошенных заявили, что на их решение учиться повлияла возможность делать это бесплатно с использованием открытых образовательных ресурсов;
  • 79,6% студентов считают, что, используя открытые образовательные ресурсы, они сэкономили на обучении;
  • 40,9% выпускников сообщили, что открытые образовательные ресурсы оказали положительное влияние на завершение ими обучения в вузе;
  • 31,3% респондентов ответили, что открытые образовательные ресурсы оказали решающее влияние на их выбор обучаться по определенному учебному курсу;
  • 74,9% сообщили, что использовали открытые образовательные ресурсы в рамках неформального обучения, чтобы приобрести соответствующий учебный опыт;
  • 31,5% отметили, что использовали открытые образовательные ресурсы в рамках неформального обучения, чтобы оценить содержание университетского курса перед поступлением в вуз.

Новая образовательная среда также предполагает использование личных мобильных устройств обучающихся (ноутбуков, планшетов, смартфонов или других мобильных устройств). Эта практика получила название «Принеси свое собственное устройство» (англ. – Bring Your Own Device (BYOD)). Стратегия BYOD активно внедряется в ведущих зарубежных университетах и в будущем, по мнению экспертов, станет повсеместной практикой.

В исследовании Cisco Partner Network Study за 2013 год утверждается, что практика BYOD широко присутствует в образовании: 95% опрошенных преподавателей заявили, что используют личные мобильные устройства на работе. Однако вопросы информационной безопасности, доступа к корпоративной информации, разнообразие программного обеспечения и платформ на данный момент препятствуют внедрению технологии BYOD в вузах.

О том, что практика BYOD получает активное распространение в университетах мира, свидетельствуют данные исследования Bradford Network Study и доклад The Impact of BYOD on Education. 85% опрошенных университетов разрешают преподавателям и студентам пользоваться личными мобильными устройствами на территории кампуса, а 52% утверждают, что эти устройства используются в учебном процессе. Только 6% заявляют, что не планируют использовать их в будущем.

Кроме того, исследование показало, что мобильные устройства, которые студенты приносят с собой в учебное заведение, чрезвычайно разнообразны: от традиционных ноутбуков до различных смартфонов и планшетов, и даже развлекательных устройств, таких как игровые консоли и интернет-телевизоры. Эти мобильные устройства предназначены не только для личного использования – они все больше интегрируются в учебный процесс.

Однако расширение доступности образования через MOOCs в развивающихся странах зачастую ставится под сомнение. Некоторые специалисты даже называют MOOCs новым инструментом «неоколониализма». Действительно, на сегодняшний день большинство открытых образовательных ресурсов созданы на английском языке в англоговорящих странах. Преобладание англоязычных ресурсов ведет к тому, что не владеющие английским языком обучающиеся не могут ими воспользоваться и имеют значительно меньший выбор использования открытых ресурсов. Кроме того, англоязычные ресурсы могут не отражать местную специфику и культурное наследие, а даже больше – формировать западный подход к знаниям и исследованиям.

Тем не менее распространение открытых образовательных ресурсов и новые смешанные модели обучения будут «ломать» традиционные представления об очном обучении и обучении в Интернете, создавая новые возможности и формируя новые модели университетов будущего. Открытые информационные ресурсы позволяют обучающимся самим решать, что они хотят изучать и как. У традиционных университетов больше нет монополии на знания и обучение.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1178
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
726
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1418
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1383

Другие новости