В фойе Северного федерального университета можно приобщиться к классику отечественной науки – Ломоносову. Фото Андрея Ваганова
Одной из многочисленных реформ российской системы образования, которые, как пироги пекутся, в последнее десятилетие, явилось создание федеральных университетов. Цель – «совершенствование образовательного процесса, модернизация инфраструктуры и повышение эффективности управления университетами».
Статистика «федерализации»
Всего начиная с 2006 года создано 10 федеральных университетов: Сибирский – в Красноярске (2006), Южный – в Ростове-на-Дону (2006), Балтийский – в Калининграде (2010), Дальневосточный – во Владивостоке (2010), Приволжский – в Казани (2010), Северо-Восточный – в Якутске (2010), Уральский – в Екатеринбурге (2010), Северный – в Архангельске (2010), Северо-Кавказский – в Ставрополе (2012) и Крымский – в Симферополе (2014).
Как видно из списка, в 2006 году были реализованы два пробных проекта в Красноярске и Ростове. Затем, через четыре года, вероятно, на основе успешного опыта было создано сразу 6 федуниверситетов… Далее огонь почти погас, хотя дым до сих пор идет.
Работа над данной реформой оформлена в целом ряде законов и подзаконных актов, среди которых выделим следующие: указ президента РФ «О федеральных университетах» (2008), Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» (2009), указ президента РФ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» (2009).
Наибольшее правовое значение имеет закон, поэтому выделим некоторые моменты данного акта, формулирующие цели реформы: «Федеральный университет – это учебное заведение, которое… обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования… выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения… является ведущим научным и методическим центром».
От Москвы до окраин
Как видно из указа президента от 2009 года, одним из направлений реформы было создание федуниверситетов во всех федеральных округах России. На сегодняшний день федеральных округов в нашей стране 9, но не все они одинаково обеспечены федуниверситетами: в Северо-Западном (Северный и Балтийский) и Дальневосточном (Якутск и Красноярск) их по два; в Центральном нет вообще, в остальных шести – по одному. Если у реформаторов была идея всем по порядку дать шоколадку и обеспечить каждый федеральный округ одним федуниверситетом, то она явно не реализована – где-то перебор, а столичный Центральный округ не дал пока стране ни одного центра образования и наук.
Удивительно, но в число учебных заведений, призванных обеспечить «системную модернизацию высшего и послевузовского образования», не попали главные вузы страны – Московский государственный и Петербургский университеты. Заполнить лакуну федуниверситета в Центральном округе кроме МГУ им. М.В. Ломоносова некем, а формирование федеральных университетов Северо-Западного округа на окраинах – в Калининграде и Архангельске – более чем странным не назовешь.
При формировании федуниверситетов к системообразующему вузу, роль которого выполнял госуниверситет, присоединялись другие высшие учебные заведения города или области. Рекордсменом в этом отношении становится самый юный из федеральных университетов – Крымский, возникающий как результат объединения семи вузов. Далее по списку: Северный (6 вузов), Приволжский и Сибирский (по 5), Дальневосточный и Южный (по 4), Северо-Восточный и Северо-Кавказский (по 3), Уральский (2). Исключением из правила стал Балтийский федуниверситет, который основан на базе единственного вуза – Российского госуниверситета им. Канта.
В одну структуру под крышей федуниверситетов объединяются совершенно разнопрофильные вузы: технические, педагогические, медицинские, экономические, строительные. Логику архитекторов объединения на первый взгляд понять невозможно.
В поисках системы
Рассмотрим схему формирования первых двух федуниверситетов, которые, по всей видимости, стали примером для всех остальных. Итак, в Сибирский федеральный университет вошли следующие учебные заведения Красноярска: Госуниверситет, Архитектурно-строительная академия, Технический университет, Университет цветных металлов и золота, Торгово-экономический институт. Среди крупных вузов города, избежавших участи присоединения к «чудищу», которое «обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй», оказались аграрный, педагогический, медицинский, аэрокосмический и технологический университеты.
В Южном федеральном университете оказались ростовские Госуниверситет, Педагогический университет, Академия архитектуры и искусства, а также Таганрогский радиотехнический университет. Чащу эту пронесли мимо таких крупнейших вузов Ростова, как экономический, медицинский, строительный и технический университеты плюс Университет путей сообщения.
А теперь сравним механизмы. В Красноярске педагогический вуз не попадает в «засаду», в Ростове – сам в нее лезет. В Ростове Технический университет скрылся от охотников за студентами, а в Красноярске угодил в западню. Обратной дороги нет, и оставь надежду всяк.
Уже одного этого примера достаточно, чтобы понять, что при создании монструозных существ под названием «федеральный университет» не применялось ни одной разумной системы. На самом деле принцип создания российских федуниверситетов один: ректор, имеющий связи в Москве или в областной администрации (или в идеальном варианте там и здесь одновременно), захватывает вузы, ректоры которых не способны противостоять поглощению.
Интересный факт: до 2014 года ни один медицинский институт не попадал в сферу притязаний федеральных университетов. Казалось, что образовательные учреждения в сфере здравоохранения съели специальную пилюлю, которая охраняет их от аннексии. Но при создании федуниверситета в Симферополе в сферу его интересов попал Крымский государственный медицинский университет. Так что индульгенции нет ни у кого и надеяться не на кого.
При формировании российских федуниверситетов принципиально не идет речь о «совершенствовании образовательного процесса, модернизации инфраструктуры и повышении эффективности управления» или «системной модернизации образования», как убеждают нас исполнители мероприятия. Это совершенствование изначально и не закладывалось в идею реформы.
Им снится маниту
2013 год подарил нам еще один пример абсурда, если не сказать хуже, нынешней системы слияний и поглощений в рамках нашего высшего образования. По итогам маниту (на самом деле мониторинга, но используем термин Виктора Пелевина из романа «Снафф») Таганрогский педагогический институт – между прочим, имени Чехова – оказался в числе неэффективных вузов. Пройдем мимо критериев этого маниту, тут к его исполнителям есть отдельные вопросы. Зашла речь о присоединении неэффективного вуза к эффективному.
Какой же вуз более эффективен, чем ростовский Южный федеральный университет, «флагман науки» в пределах Южного федерального округа, имеющий к тому же педагогическое подразделение на дому плюс подразделение в Таганроге, что в сто раз упрощает процедуру объединения? В итоге Таганрогский пединститут присоединяется к Ростовскому экономическому университету. Бред, абсурд, чудовищная нелепость – какие еще эпитеты можно подобрать к этому решению. Не только Чехову, но и Кафке даже в кошмарных снах не снились такие превращения и браки между бульдогом и носорогом.
На самом деле это не нелепость, а реальность современного российского образовательного бизнеса. Похоже, российские реформаторы пытаются удивить весь цивилизованный мир своими преобразованиями. Про удивить – это вряд ли, а насмешить вполне вероятно.
Там, за океаном, в штате Массачусетс, в городке Кембридж, есть два всемирно известных учебных заведения – Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт. Нет на них наших реформаторов... Но не будем о грустном.
Ректоров самостоятельных вузов в современной России, несмотря на их очень даже приличные доходы, можно даже пожалеть. Они не могут спать спокойно. И снится им вполне реальные маниту, которые могут посетить вуз в любой момент и объявить его, как Буратино, бездомным, безработным и беспаспортным. А от трех этих болезней лекарство известно – присоединение к федеральному университету или к любому другому вузу, способному их сожрать и не поперхнуться.
Таким образом, процесс концентрации и централизации капитала в российском образовании продолжает идти своим, оригинальным, одному ему известным путем.
Ростов-на-Дону