Одно из требований эффективного контракта, повсеместно внедряемого в российских вузах, – необходимость публикации каждым преподавателем в течение календарного года двух статей в журналах, индексируемых в российской базе РИНЦ, и одной статьи – в международных базах Web of Science и Scopus. Таким образом, считают деятели из Министерства образования и науки РФ, преподаватели докажут свой научный уровень.
Это, разумеется, очень достойно, если работы преподавателя попадают в такие заслуживающие доверия базы научных публикаций. Только как достичь подобного эффекта, если ранее подавляющее большинство (до 95%) преподавателей вообще не имели в течение своей жизни таких публикаций?
Решается проблема очень просто: созданием новых журналов специально под новые требования министерства. Журналов, в которых за плату можно опубликовать статью и доложить начальству о выполнении норматива.
Попробуем отгуглить этот вопрос. Набираем в поисковой строке «публикация в журнале РИНЦ». Сразу выскакивает множество предложений: «Публикация от 162 руб./стр», «От 144 руб./стр. РИНЦ», «От 129 руб./стр».
Уважаемые преподаватели! Не посылайте статьи и не перечисляйте деньги по таким объявлениям. Этот сыр практически бесплатный. В лучшем случае статья будет опубликована, но не в системе РИНЦ.
Рассмотрим более солидные предложения. Выходим на портал российской науки «Русайнс» (ru-science.com). Так вот, этот мощный, серьезный портал (в качестве партнеров сайта указан в том числе Финансовый университет при правительстве РФ) предлагает и серьезные расценки: за публикацию в Scopus – 76 тыс. руб., за публикацию в системе Высшей аттестационной комиссии, ВАК (данные статьи автоматически попадают в базу РИНЦ) – 10 тыс. руб. Проститутки зачастую предлагают свои услуги менее откровенно! Они по крайней мере прикрываются разными массажными кабинетами и саунами.
Можно добавить, что сам принцип публикации за свой счет уже в принципе развратен. Человек должен получать оплату за свой труд, а не платить за него.
Таким образом, заплатив 96 тыс. (76 тыс. за Scopus и 20 тыс. за две статьи в РИНЦ), каждый честный преподаватель может выполнить условия эффективного контакта. Правда, при этом придется отдать официально треть своей годовой зарплаты неизвестным деятелям, скрывающимся под вывеской российской науки.
Разумеется, преподавателю, живущему на одну зарплату, сделать это невозможно. Но решить проблему все-таки можно, если рассматривать требования министерства о публикациях как своеобразный косвенный налог. То есть преподаватель может переложить 96 тыс. налога от министерства на студентов, увеличив поборы с них за различные виды учебных работ.
И все же «Русайнс» требует очень большую плату, так как является посредником. Попробуем обратиться напрямую в «ваковский» журнал.
Автор имеет опыт общения с журналом «Экономика и предпринимательство» из перечня ВАК. Журнал этот очень молод – основан в 2012 году. Несмотря на юный возраст, издание быстро набирает популярность – в год основания вышло 6 номеров, в следующий «научный» сезон – 16. В прошлом году – уже 23 номера.
Цена за публикацию в журнале менее кусачая – 5950 руб. Рецензирование быстрое – не более суток. Статья выходит в течение месяца.
Так вот, в каждом номере этого журнала выходит в среднем 250 статей. Перемножим количество публикаций на цену, вычтем издержки на тираж и почтовые затраты на доставку журнала автору и получим, что чистая прибыль издателя составляет не меньше чем 1 млн руб. за номер (23 млн в год).
Теперь представим такую схему: чиновник из министерства, принимающий решение о том, какое число публикаций должен иметь каждый преподаватель нашей необъятной страны, прямо или косвенно участвует в издании этого журнала. В этом случае становится более понятным, откуда дует ветер.
Стоит обратить внимание на внешний облик журнала «Экономика и предпринимательство» – этот полиграфический монстр объемом 2000 стр. и весом под 3 кг может служить памятником идиотизму бюрократии, поедающей российскую науку и образование. Если каждый преподаватель нашей страны опубликует за свой счет за год три никому не нужные статьи и процитирует в них своих друзей и подельников для повышения «научного» индекса, то эффективнее образовательный процесс не станет, уверяю вас.
Сделать из достойного преподавателя, выполняющего и перевыполняющего учебную нагрузку, «ученого» с большим количеством публикаций во всех базах можно, только добивая в нем остатки чести и совести. И эффективный контракт эффектно демонстрирует, как это сделать.
Ростов-на-Дону