По прогнозам экспертов, численность иностранных студентов очной формы обучения в российских вузах к 2030 году может составить 600 тысяч человек. Фото с сайта www.kpfu.ru
В 2016 году специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) было проведено исследование «Оценка экспортного потенциала российской системы высшего образования в долгосрочной перспективе». Основная цель исследования – проанализировать состояние российского экспорта услуг высшего образования и оценить экспортный потенциал российских вузов в долгосрочной перспективе (до 2030 года).
Сначала была мягкая сила
Необходимо отметить, что до настоящего времени оценка экспортного потенциала российских вузов не проводилась. Привлечение иностранных студентов в Россию рассматривалось в рамках политики «мягкой силы», хотя курс на привлечение иностранцев в вузы России обозначен в целом ряде законодательных и управленческих инициатив последнего десятилетия.
Экспорт образовательных услуг определяется в распоряжении правительства РФ № 1340-р от 03.09.05 «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг.» как «коммерческая реализация образовательных услуг для иностранных граждан как на территории Российской Федерации, так и за границей. Создание условий для расширения экспорта образовательных услуг направлено на активизацию внешнеэкономической деятельности учреждений и организаций высшего профессионального образования в сфере обучения иностранных студентов на коммерческой основе».
Для оценки экспортного потенциала российских вузов по привлечению иностранных студентов был изучен опыт ведущих стран – экспортеров образования (Великобритания, США, Австралия и др.). Экспорт образования стал значительной статьей доходов в этих странах мира, инструментом стратегии привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов в национальную экономику. Объем экспорта образования в мире оценивается экспертами примерно в 200 млрд долл. США.
Анализ зарубежных источников показал, что экспорт образования рассматривается в большинстве случаев как предоставление образовательных услуг по программам высшего и послевузовского образования иностранным гражданам, находящимся непосредственно в стране. Для расчетов фактических объемов экспорта высшего образования и оценки экспортного потенциала образовательных организаций в основном используют данные по численности иностранных студентов в национальных вузах и по расходам иностранных студентов на обучение и проживание в стране. Данные по численности иностранных студентов собираются национальными статистическими службами.
Международный счет
Для расчета стоимости расходов иностранных студентов проводятся статистические и социологические исследования по доходам и расходам всех студентов вузов. При этом исходят из того, что данные по иностранным студентам можно принять в основном за аналогичные, за исключением специфических расходов, связанных с пребыванием в стране иностранных студентов, и в связи с чем их расходы выше местных студентов.
Для расчета доходов от обучения также проводятся статистические и социологические исследования по стоимости обучения в национальных вузах. Но в отдельных странах (Франция, Германия и др.) иностранные студенты, как и местные, обучаются за счет средств национальных бюджетов и оплачивают только ежегодные административные взносы непосредственно в национальные вузы.
Оценка перспектив роста экспорта образования производится через расчет среднего коэффициента прироста численности иностранных студентов обучения за определенный период времени, который умножается на численность иностранных студентов, принятую за стартовую позицию.
Суммарные поступления от экспорта образования от иностранных граждан определяются путем сложения поступлений от оплаты бытовых расходов и стоимости обучения (административных взносов) на разных уровнях и формах образования и умножения их на прогнозируемый коэффициент инфляции на определенный период времени.
Расчетами доходов от экспорта образования в зарубежных странах занимаются отдельные организации по заказу правительств. Например, в США это Ассоциация провайдеров услуг в сфере международного образования (NAFSA).
К своим баранам
В качестве источника статистических данных с целью оценки объема экспорта российского высшего образования были использованы данные Центра социологических исследований. Этот центр с 2002 года собирает статистические данные об иностранных учащихся российских вузов и их зарубежных филиалов по широкому спектру показателей (включая стоимость обучения по всем без исключения программам) и их анализу. Проводятся также массовые социологические опросы иностранных студентов, стажеров, аспирантов, слушателей подготовительных отделений. (Данные собираются на конец учебного года – период с 1 сентября предшествующего года по 31 августа текущего.)
Проведенные в рамках исследования расчеты показали, что экспорт российского высшего образования за последние 10 лет вырос почти в три раза по численности иностранных обучающихся всех форм и уровней обучения: с 100,9 тыс. человек в 2004/05 учебном году до 282,9 тыс. в 2014/15 учебном году; и в четыре раза по объему привлекаемых средств – с 356,2 млн долл. в 2004 году до 1462,6 млн (73,1 млрд руб.) в 2015-м. Ежегодный рост контингента иностранных студентов в среднем составил 9% в год, а в 2014/15 учебном году произошел скачок – на 17,2% по сравнению с предшествующим годом.
В рамках положительного прогноза, основанного на среднем коэффициенте ежегодного роста численности иностранных студентов очной формы обучения с 2003 года в 9%, численность иностранных студентов очной формы обучения в российских вузах к 2030 году может составить 666 911 человек. А общий объем поступлений в российскую экономику за счет текущих расходов обучающихся иностранных студентов составит 318 640,26 млн руб. и за обучение – 65 763,6 млн руб. с учетом инфляционных параметров к 2030 году.
Привлечь, соблазнить, заманить
Дальнейшее расширение экспорта высшего образования ввиду усиливающейся конкуренции на мировом рынке образовательных услуг требует введения дополнительных мер и механизмов, совершенствования нематериальной инфраструктуры поддержки экспорта.
К мерам по поддержке материальной инфраструктуры российского экспорта образования можно отнести следующие:
- строительство общежитий и кампусов российских вузов для проживания иностранных студентов в комфортных условиях;
- увеличение числа квот на обучение в российских вузах иностранным гражданам в соответствии с постановлением правительства РФ от 08.10.13 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» с 15 тыс. до 20 тыс. квот;
- открытие русских центров фонда «Русский мир» в зарубежных странах.
- К мерам по поддержке нематериальной инфраструктуры российского экспорта образования относятся:
- подписание двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании документов об образовании с зарубежными странами, из которых привлекаются на обучение студенты;
- повышение квалификации сотрудников международных служб и преподавателей российских университетов;
- работа с зарубежными и российскими СМИ по улучшению имиджа и пропаганды российского образования за рубежом;
- проведение различного рода мероприятий по продвижению российского образования за рубежом;
- увеличение доли иностранных студентов в показателях эффективности ежегодного мониторинга российских вузов;
- координация деятельности министерств и ведомств по продвижению российского образования за рубежом;
- привлечение неправительственных, некоммерческих, общественных организаций к работе по продвижению российского образования за рубежом;
- совершенствование российского миграционного, визового, трудового законодательства для создания благоприятных условий для иностранных студентов для въезда на территорию Российской Федерации, пребывания, обучения и трудоустройства иностранных обучающихся в период обучения.
Развитие и расширение экспорта высшего образования в России также будет зависеть от степени реализации и влияния внешних и внутренних факторов.
К внутренним факторам относятся:
- завершение программ поддержки российских вузов (приоритетный национальный проект «Образование», создание федеральных и национальных исследовательских университетов);
- стабилизация курса рубля по отношению к доллару и евро;
- ужесточение миграционного и визового законодательства в связи с террористическими угрозами;
- низкие результаты национальных университетов в мировых образовательных рейтингах.
- К внешним факторам относятся факторы, существующие за пределами России, например тенденции развития международного экспорта образования (межстрановая конкуренция):
- обострение конкурентной борьбы на международном образовательном рынке в связи с тем, что ведущие страны мира уже ввели и активно реализуют программы развития и поддержки экспорта образования (Великобритания, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Япония и др.);
- уменьшение численности граждан зарубежных стран, владеющих русским языком и изучающих русский язык;
- сокращение численности выпускников в странах СНГ в связи с отрицательным демографическим трендом (Белоруссия, Армения, Украина);
- продолжение девальвации национальных валют, затянувшийся экономический кризис, увеличение безработицы в странах СНГ, что не позволяет родителям абитуриентов делать накопления на обучение за рубежом даже заблаговременно;
- острый политический кризис и военный конфликт на востоке Украины.
Как бы там ни было, по экспертным оценкам и с учетом актуальных тенденций международного рынка образовательных услуг экспортный потенциал России в данной сфере как минимум на порядок превышает текущий уровень поступлений от обучения иностранных граждан.