0
12171
Газета Наука Интернет-версия

22.11.2016 00:01:05

Формула идеального мультфильма

Татьяна Пацап

Об авторе: Татьяна Геннадьевна Пацап – младший научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

Тэги: мультипликация, кинематограф, наука, научпоп


мультипликация, кинематограф, наука, научпоп На середину 70–80-х годов пришелся в СССР пик мультфильмов, посвященных самым сложным вопросам науки. Кадр из мультфильма «Здравствуй, Атом». 1965

Формирование мировоззрения ребенка – одна из наиболее важных задач, стоящих перед создателями мультфильмов. К сожалению, понятия «задача» и «цель» в данном случае зачастую противоположны друг другу, и в выходящих сейчас на экраны мультфильмах «цель» (получить высокую прибыль или увеличить захват аудитории) преобладает над «задачей». А тем временем от реализации этой задачи зависит будущее развитие ребенка, которое может сильно повлиять на его профессию.

Мультфильм – за партой

Проблема представления науки в анимационном кинематографе пока совсем не отрефлексирована в российском обществе. Интересно при этом, что 44% компаниям в России не хватает специалистов необходимой квалификации. По мнению экспертов, такое положение дел обусловлено снижением качества высшего образования и утечки талантливых научных специалистов в 90-х годах. Многие ученые (особенно технических и естественно-научных специальностей) приходят в науку, сагитированные научной фантастикой, литературой и кинолентами, где наука показана ведущей силой, двигающей развитие общества. И в этом ряду незаслуженно отодвинута на второй и третий план мультипликация. А ведь она по самой своей сути призвана интриговать зрителя наукой с самых малых лет.

Для того чтобы разобраться, как мультфильмы в СССР и России влияли на формирование представления науки у детей, посмотрим, какое влияние мультфильмы в принципе оказывают на психику детей и какую роль играет анимационный фильм в жизни современного ребенка.

«По данным социологов, от 20 до 40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана, при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов», – отмечает психолог Мария Соколова в статье «Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей (дошкольники)». За это время мультфильм успевает заложить базовые представления о мире. Как замечают авторы «Концепции информационной безопасности детей», «за просмотром телевизора ребенок не столько усваивает новые знания, сколько стимулирует собственные переживания, воображение и вырабатывает интерес к затронутым на экране темам. Отсюда следует, что мультфильм может стать отличным инструментом для развития и воспитания ребенка. На раннем этапе взросления (от 1 года до 5 лет) дети воспринимают информацию не общим сюжетом, а выстроенными в нем образами – героями и их антиподами».

Анимационные картины воспитывали нужные государству человеческие качества. 	Кадр из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». 1965
Анимационные картины воспитывали нужные государству человеческие качества. Кадр из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». 1965

Вот и при создании «идеального» мультфильма про науку одним из основных критериев должны стать положительные образы героев (не обязательно главных). Для просмотра мультфильма маленькому ребенку не нужен другой человек (как в случае с книгой). Дети способны сами взаимодействовать с экраном.

В Советском Союзе заказы на мультфильмы формировало государство. С 1936 года главной советской мультипликационной компанией становится киностудия «Союзмультфильм». Позднее, в 1968 году, появилась студия «Экран». Анимацией внутри «Экрана» занималась студия «Мульттелефильм», в которую перешли многие профессионалы «Союзмультфильма». Анимационные картины в те годы могли воспитать нужные государству человеческие качества. Очень показательны в этом отношении мультфильмы «Остров ошибок» (1955), «Вовка в Тридевятом царстве» (1965), «В стране невыученных уроков» (1969), «Коля, Оля и Архимед» (1972), «Проделкин в школе» (1974), «Наш друг Пишичитай» (1978), а также серия комических историй про школьников «На задней парте».

Все эти мультфильмы призваны были воспитать из детей прилежных школьников и помогать детям понять, почему важны все знания, которые им даются в школе. Конечно, в этих анимационных фильмах нет конкретной цели воспитать в детях будущих ученых, но они однозначно формировали позитивное представление о науке. Сегодня мультфильмов на тему «прилежной учебы в школе» уже не встретишь, это даже не подразумевается. В полном смысле слова сегодня мы живем «в стране невыученных уроков». Характерная черта современного состояния российского общества.

От А-бомбы до Фаэтона

На середину 70–80-х годов пришелся в СССР и пик мультфильмов, посвященных непосредственно науке. Одним из первых ярких представителей «научных» мультфильмов стала короткометражка «Здравствуй, Атом!» (1965) – про то, как физик, математик и инженер пытались найти Атом. В мультфильме используется специализированная лексика по физике и математике: упоминается состав строения атома – электрон, протон, нейтрон, ядро. Вот пример подачи научного материала в этой картине: «Пока они (электроны, протоны, нейтроны) вместе, гигантская сила дремлет. Как же разбудить ее? Физик знает, как это сделать. Вот он берет нейтрон, передает его инженеру, удар, еще удар, и началось – вот, вы видите... вы видите несколько растерявшегося инженера».

Информация подается с юмором, картинка сопровождается комментариями диктора, по интонации чем-то напоминающими комментирование спортивного события. Обратим внимание, что мультфильм был создан в 1965 году, в разгар холодной войны и после Карибского кризиса (1962) – возможно, поэтому в нем затрагивается такое понятие, как «атомная бомба».

Подобных короткометражек выходило немного, но эти мультфильмы отражали веяния в науке тех лет. Сюда можно отнести и мультфильм Бориса Акулиничева «Повелитель молний» (1985), который рассказывает об энергетике. В мультфильме повествование идет от лица диктора, он также использует специальную терминологию: «Лейденская банка – простейший конденсатор, то есть прибор, рассчитанный на хранение электричества. Вот смотрите, как их много в вашем телевизоре».

Похожий мультфильм, посвященный железу, – картина того же автора «Помощники Гефеста» (1987). Эти мультфильмы не призывают детей становиться учеными и заниматься исследованиями, но помогают им лучше разобраться в науке, главная функция этих мультфильмов – обучающая.

Быть прилежным школьником в СССР считалось престижным. 	Кадр из мультфильма «В стране невыученных уроков». 1969
Быть прилежным школьником в СССР считалось престижным. Кадр из мультфильма «В стране невыученных уроков». 1969

Совсем другого плана мультфильм «Фаэтон – сын солнца» (1972), посвященный космической теме. Картина начинается с лекции, на которой некий профессор рассказывает про Солнечную систему. Далее герои в форме интервью рассказывают про экспедицию на загадочную планету Фаэтон, точнее на то, что от нее осталось – пояс астероидов между Марсом и Юпитером. Мультфильм преподносится как гипотеза, почему планета распалась. Причем гипотеза эта построена на древнегреческом мифе о сыне Гелиоса. Уже позднее появились сведения, что версия про существование планеты на месте пояса неверна.

Теме освоения космоса посвящен и мультфильм «Тайна третьей планеты», научно-фантастическая картина Романа Качанова по повести «Путешествие Алисы» Кира Булычева. Но сюжет картины строится скорее на детективно-приключенческой фабуле, нежели на научной интриге, хотя одним из главных героев был настоящий профессор (отец Алисы, профессор Селезнев).

Много мультфильмов было посвящено и другим сферам науки – архитектуре («Каменные музыканты», 1985), физике и истории («Коля, Оля и Архимед», 1972), географии («Опять двойка», 1957) и др.

В мою задачу не входит составление плей-листа всех мультфильмов, так или иначе связанных с темой науки. Важнее подчеркнуть другое – то, как в СССР мультфильмы формировали у детей (и взрослых!) представление о науке. А мультфильмов о науке было немало, часть из них преподносит научные факты через школьные сюжеты, а часть рассказывает непосредственно о каких-то научных фактах, открытиях и гипотезах. Вторая категория мультфильмов сложнее по восприятию из-за особых оттенков, используемых в картинах, и из-за большего количества научных терминов. Часто в таких мультфильмах присутствует персонаж диктора или человека, который расскажет всю историю целиком.

Защита от анимации

В России важной ступенью в регулировании доступа детей к мультфильмам стал принятый в 2010 году Госдумой РФ закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». С 2012 года к закону добавилась совокупность норм по возрастной классификации информационной продукции. Теперь по возрастным группам фильмы делятся на: «0+», «6+», «12+», «16+» и «18+». Несмотря на то что закон предполагал несоответствие затрагиваемых тем, сцен и речи главных героев возрасту смотрящих, он может играть и на пользу проектам, популяризирующим науку через кино и анимацию. В нашем случае – в контексте мультфильмов с научной тематикой – проблемой понимания детьми материала может стать слишком завышенная возрастная адресация.

Яркий пример постсоветской «научной» анимации – 12-серийная картина «Незнайка на Луне» (1997), снятая по мотивам одноименной книги Николая Носова. Мультфильм посвящен приключениям мальчика Незнайки, который по своей глупости и неуклюжести попадает на Луну. Интересен даже не сам герой Незнайки (тип двоечника, частенько появлявшийся и в «школьных» мультфильмах времен СССР), а другой персонаж – Знайка. Впрочем, антиподом Незнайки его назвать нельзя.

Знайка – ученый, который на протяжении всего мультфильма изобретает что-то новое: сначала открывает лунный камень, потом руководит экспедицией на Луну, помогает построить ракету, конструирует прибор невесомости. Сам Знайка много читает и становится авторитетом для других. При этом Знайка не выступает в роли единственно верно мыслящего персонажа, иногда он неоправданно «зазнается». Заметим, что в СССР тоже выходила версия Незнайки, но в ней упор делался не на незнания главного персонажа, а на его лень и халатность.

Многосерийность вообще стала одной из главных особенностей мультфильма XXI века. Анимационным картинам Советского Союза это не было присуще. Причем многосерийную мультипликацию можно разделить на специализированную (в которой тема науки становится главной или одной из ключевых) и неспециализированную (в которой теме науки посвящены лишь некоторые серии).

Антагонисты – Знайка и Незнайка.	Кадр из мультфильма «Незнайка на Луне». 1997
Антагонисты – Знайка и Незнайка. Кадр из мультфильма «Незнайка на Луне». 1997

К первым относится созданный по повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки» мультсериал «Фиксики» (2010–2015). По сюжету наш мир населяют небольшие человечки – Фиксики, которые живут внутри техники и могут исправить любую поломку. Интересно, что во втором сезоне сериала появляется новый персонаж – ученый-исследователь. «Появление в сериале ученого-исследователя и нового места действия расширяет наши возможности, – пояснял продюсер сериала Георгий Васильев. – Главное, что мы теперь сможем коснуться таких тем, о которых в обстановке обычной квартиры и с помощью героя-ребенка было не рассказать. Например, мы запускаем в производство серии «Огнетушитель», «Подушка безопасности», «Провода», «Экотестер». Все это позволит сериалу «Фиксики» стать более универсальным и ответить на большее количество «почему?», которые родители слышат от детей».

На эту тему интересное замечание сделал в своей лекции «Защита ребенка от информационной агрессии» психолог и социолог Пата Амонашвили, сын известного российского психолога и педагога Шалвы Амонашвили. Он рассказывал про свою встречу с продюсером сериала «Даша-следопыт», который доказывал, что мультфильм хорош тем, что учит детей второму языку (английскому). Даша в течение серии произносит два-три слова на английском, и тем самым ребенок приобретет хороший словарный запас. На это Амонашвили замечает: «Если они говорят, что обучают второму языку, – это вранье. Смотреть «Дашу» и выучить английский – такого нет в природе. Уже 10 лет транслируется «Даша-следопыт», и ни один ребенок не выучил английский язык благодаря этому сериалу. Ни один ребенок не может сказать, что он посмотрел все серии Даши, и теперь прекрасно говорит на английском языке. Не будет этого никогда».

Наука из телевизора

Конечно, для получения полной картины популяризации науки для детей надо рассмотреть и интернет-проекты, связанные с наукой, и кино, и детские фестивали, и книги. Но мы намеренно ограничились мультфильмами «из телевизора». Какие же выводы можно сделать?

Как во времена СССР, так и в наши дни выходит крайне мало мультфильмов, которые способны привить детям интерес к науке. В России действительно существует проблема продвижения науки, а такой мощный ресурс, как анимация, практически не используется. Мультфильмов на эту тематику ничтожно мало, у нас нет полнометражных мультфильмов, посвященных науке или рассказывающих о жизни ученых.

Почти все упомянутые нами мультфильмы были созданы по мотивам литературных произведений или комиксов. А значит, одной из главных проблем нехватки мультфильмов о науке становится отсутствие детских книг, в которых наука или ученые играют важную роль. Все больше делается упор на социальные проблемы, нежели на воспитательные и развивающие.

Для того чтобы сформировать положительное представление у детей о науке, нужно, во-первых, научиться «качественно» затрагивать в анимации научные темы.

Во-вторых, в мультфильмах стоит чаще задействовать героев-ученых или умных, эрудированных персонажей, создающих что-то необычное, захватывающее дух, что способно вдохновить детей. После мультфильма у ребенка должно возникать желание поиграть в персонажа. В современных мультфильмах (и отечественных, и западных) сформировалось несколько типичных образов ученых: ученый-злодей, ученый-помощник и ученый – второстепенный персонаж. Главных героев, которые были учеными, в российских мультфильмах найти не удалось (хотя всегда есть шанс, что о каком-то мультфильме мы могли забыть, но тогда их количество все равно остается малым). Одна из ярких особенностей ученых, которую можно представлять в мультфильмах, – стремление людей науки создавать что-то новое. Этот аспект почти не демонстрируется детям в российских мультфильмах.

Конечно, невозможно подобрать формулу для создания идеального мультфильма, который был бы способен популяризировать науку у детей. Но проанализировав тенденции в анимационном кинематографе, можно попробовать создать проект, который рассказывал бы о современной науке, с учеными в качестве главных персонажей. В конце концов надо просто показать, какая все-таки интересная работа – наука. Может быть, тогда хотя бы один ребенок из десяти на вопрос «кем ты хочешь стать?» ответит гордо и уверенно: «Ученым».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1629
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1014
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
732
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1004

Другие новости