0
9453
Газета Наука Интернет-версия

12.10.2016 00:01:05

Как это может работать - непонятно [+ ФОТО]

Тэги: техника, технология


техника, технология Австралийский художник Стеларк сначала вживил ухо в собственную руку. Потом это стало основой для бионического объекта.

«Мы выходим за пределы своего биовида, подсоединяя себя к десяткам приборов, вживляя в себя провода и протезы. Все, что человек создал вокруг себя, теперь заново интегрируется в него, становится частью его природы… Целостное природно-искусственное существо, сочетающее в себе свойства универсальной машины со свойствами человеческого индивида», – замечает философ Михаил Эпштейн. Судя по фотографии бионической руки с вживленной в нее ушной раковиной, представленной в нашей подборке, все к этому идет. Причем быстро-быстро. Так что главная задача теперь – не перепутать, с чем у тебя проблемы: с памятью или с кремниевым чипом.

Как заметил другой наш современник, философ Валерий Подорога, «сегодняшняя культура пытается добраться до церебральных импульсов, минуя руку». То есть минуя рукотворную (руко-сделанную) Вещь. Происходит разрушение основополагающей для вида Homo sapience нейронной связи – рука–мозг. И в этом смысле наступление гаджетов, носимых не то что на теле человека, вживляемых непосредственно в наш биологический субстрат, – еще самое малое из зол. Может быть, именно поэтому сегодня особое эстетическое впечатление производят объекты традиционной инженерии, имеющей дело с вполне осязаемыми и весомыми «железяками». Уже это, а не количество мегапикселей в очередной модели смартфона, может произвести настоящий культурологический шок, а в итоге – привести к катарсису. Эстетически воспринятый технический (технологический) объект – вот основная тема предлагаемой подборки фотографий…

Академик Сергей Вавилов в дневниковой записи от 16 июля 1939 года с каким-то вселенским техноскептицизмом отметил: «Живое не нарушает «законы природы», но оно вполне в состоянии осуществлять пространственно-временные сочетания в спокойной, спящей, медленно изменяющейся природе немыслимые. (Примеры: концентрация радия, соединение меди и всякой дряни в радиоприемник…)» (курсив в цитатах здесь и далее мой. – А.В.).

Умонастроение, психологический склад характера, весьма характерный для Сергея Вавилова. Так, с разницей ровно год он оставляет в дневнике такие строчки: «18 августа 1915 года: «Весело и приятно быть архитектором и инженером, смотреть, как из-под рук сотни людей под ударами топоров возникает всякая дрянь – мосты etc».

18 августа 1916 года: «…составляю инструкцию для тиккера и прочей дряни…» (тиккер – телеграфный аппарат, выдающий текущую информацию на бумажную ленту. – А.В.).

Действительно, мало кто мог понять, как может работать «хаотический» набор радиоламп, диодов, резисторов, катушек индуктивности, конденсаторов («всякой дряни»)… В общем, как может работать чудо начала ХХ века – радиоприемник. Что уж говорить про телеприемники (телевизоры), появившиеся чуть позже, в конце 1920-х – начале 1930-х годов. «Телевидение, являясь высшей формой радиовещания, расширит аудиторию и будет служить человечеству мощным оружием в деле культурного и политического воспитания» – такую перспективу рисовал в 1945 году инженер Cергей Новаковский («50 лет радио», М., 1945). Любопытно, что в то время термин «телевидение» использовался наравне с более технически точным – «радиотелевидение».

На мастеров, которых приходилось периодически приглашать для ремонта «голубого друга», смотрели как на шаманов, вокруг которых всегда вился характерный канифольный дымок от работающего паяльника. Операция по замене кинескопа воспринималась примерно так же, как недавно воспринимался запуск Большого адронного коллайдера.

Сегодня тем более никто, даже мастера по ремонту бытовой электроники, не понимают, как ЭТО работает. Просто вынимается испорченный блок и вставляется блок, только что прибывший с одного из бесчисленных азиатских конвейеров по сборке электронной «дряни». Очень удобно.

А взгляните на «хаос» трубопроводов, из которого в итоге рождается ЖРД 11Д.122 – жидкостной ракетный двигатель. Как ЭТО может полететь в космос?! Невероятно! Но, оказывается, может. Главный конструктор этого двигателя Александр Конопатов разрабатывал его для вывода многоразового орбитального корабля «Буран» и других космических аппаратов массой около 100 т.

Вспоминаются слова профессора, который преподавал мне гидродинамику и тепломассоперенос: «Как течет вода по трубам, вам ни один ученый не скажет!» Трубопроводы вообще создают ни с чем не сравнимую ауру визуальной эстетики. Не случайно же возник и полноценный жанр (стиль) – стимпанк – «…или паропанк (от англ.  steampunk) – направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Сам термин является смесью слов англ. steam – «пар» и англ. punk – «мусор»», - подсказывает всезнающая Википедия.

Немногим более простое хитросплетение трубопроводов – переплетение троллейбусных проводов на фоне серого московского неба: и ЭТО тоже – работает! Красота!    


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1535
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1736
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1842
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4190

Другие новости