Ассигнования на исследования и разработки гражданского назначения из средств государственного бюджета в процентах к ВВП: 2015 год. Источник: Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ Высшая школа экономики
В октябре на согласование в правительство Российской Федерации планируется передать «Стратегию научно-технологического развития России» (СНТР). До конца года этот масштабный программный документ будет окончательно утвержден на долгосрочный период. Стратегия НТР на ближайшие 20 лет во многом предопределит развитие не только отечественной науки, но и российской экономики в целом. На ключевое значение стратегии для страны указывает хотя бы тот факт, что она вступит в силу через президентский указ.
Цель реализации Стратегии – обеспечение устойчивого развития национальной экономики и вхождение России в группу стран-лидеров – поставщиков технологий. Добиться таких результатов нужно за счет создания эффективной системы наращивания и использования интеллектуального потенциала нации.
Думаю, здесь нет никакого преувеличения. Глава страны дал поручение приступить к разработке Стратегии летом 2015 года, через год после того как начал действовать режим экономических санкций Запада в отношении России и стали очевидны негативные последствия этих мер давления. Санкции выразились не только в финансовой блокаде российского бизнеса, но и в ограничении технологического сотрудничества.
Да, такие страны, как Китай и Индия, не поддержали санкционную политику. Однако не будем лукавить – США и Западная Европа по-прежнему представляют собой ведущие мировые центры интеллектуальной и технологической мощи, где задаются тренды мирового развития на десятилетия вперед. Таким образом, Россия оказалась под угрозой быть отрезанной от передовых «научных фронтов».
В подобной ситуации понадобилась масштабная перестройка отечественной науки, большая нацеленность на общественный результат. С одной стороны, возросла необходимость обеспечить научно-технологическую безопасность страны, закрыть наиболее критичные и проблемные направления. С другой – увеличение научного потенциала России приведет к положению, когда его будет сложно игнорировать при любых внешних обстоятельствах.
Принципиальным отличием процесса разработки Стратегии НТР от предыдущих аналогичных документов является то, что впервые государственный документ подобного масштаба принимается после обсуждения экспертами самого высокого уровня, с широкой публичной дискуссией. Интервью с экспертами, комментарии заинтересованных лиц, новости науки и технологий публиковались и продолжают публиковаться на специально созданном для этого портале.
Если попробовать выразить суть Стратегии в нескольких словах, то речь идет о многократном повышении эффективности вложений в российскую науку, о том, чтобы она начала «работать» на общество и экономику. Сегодня, если говорить откровенно, наша наука во многом напоминает «вещь в себе». Как совершенно справедливо отмечается в проекте СНТР, «российский исследовательский потенциал является одним из самых значительных в мире как по объемам государственных инвестиций в исследования и разработки, так и по численности занятых. При этом он не стал значимым ресурсом для внутреннего социального и экономического развития и выхода на внешние рынки».
В СНТР предлагается изменить порядок финансирования и формирования приоритетов научно-технологического развития страны. Если в настоящее время в управлении наукой доминирует заявительный подход, при котором бюджет на науку формируется за счет сбора заявок «снизу», которые потом укладываются в целевые программы, то СНТР предлагает перейти к управлению, когда в первую очередь финансируются наиболее значимые для страны вопросы. Такие вопросы в СНТР названы «большими вызовами».
Что мы сегодня называем «большими вызовами»? Это совокупность проблем и возможностей, реакция на которые признается обществом и государством на данный период своей главной задачей. При этом Стратегия фиксирует ряд значимых показателей, которые должны быть преодолены. Например, один из ориентиров СНТР – развитие российских центров превосходства в отдельных областях знаний в рамках мировой исследовательской повестки и включение их в число ведущих научных центров мира.
СНТР ставит на повестку дня изменение модели финансирования науки. Так, должно произойти существенное повышение удельного финансирования (в расчете на одного исследователя) в сравнении с ведущими странами мира. Кроме этого, предлагается реорганизация самой системы государственного управления наукой и внедрение позиции «квалифицированного заказчика».
По объему госрасходов на исследования и разработки – более 28 млрд долл. в 2014 году – Россия обходит такие страны, как Великобритания (10,8 млрд долл.) и Франция (19,3 млрд долл.). По численности персонала – 444,9 тыс. человеко-лет в эквиваленте полной занятости – наша страна также превосходит ряд развитых стран, включая те же Великобританию (259,3 тыс.) и Францию (265,2 тыс.).
Тем не менее доля инновационной продукции в общем выпуске равна всего 8–9%, производительность труда в два и более раз ниже, чем в странах-лидерах, инвестиции в нематериальные активы – ниже в 3–10 раз. Доля России в общем мировом экспорте высокотехнологичных товаров составляет мизерные 0,4%. На доходы от экспорта лицензий, несмотря на пятикратный рост за период 2005–2014 годов, приходится в общем объеме экспорта 0,12–0,17%.
Другими словами, инвестиции в науку сегодня по разным причинам редко превращаются в новые технологии и продукты, которые меняют нашу жизнь.
Итак, какие принципиальные изменения последуют после принятия Стратегии? Я бы выделил три ключевых момента, реализация которых позволит, на мой взгляд, в течение двух десятилетий в корне изменить ситуацию, резко повысить КПД отечественной науки.
Первое – существенный апгрейд самих форм организации научной деятельности, который поможет сделать ее более динамичной и эффективной, активнее присоединяться к наиболее перспективным «научным фронтам» и даже создавать свои собственные. К примеру, на Западе ключевую роль в научных исследованиях сегодня играют университеты, которые в России, к сожалению, пока сосредоточены в основном на образовательной функции. Цель стратегии – активизировать выявление талантливых людей, создать стимулы для будущих молодых ученых, поддерживать их амбиции и ожидания.
Второй важный момент – необходимо выстроить эффективные мосты между наукой и обществом, даже скорее между наукой и бизнесом. Это многолетняя, кропотливая, можно сказать – ручная работа. Стратегия стимулирует появление в России новой профессиональной группы людей, которые смогут зарабатывать на трансфере научных открытий в экономику, бизнес, а также будут помогать привлекать частное финансирование в научные проекты.
И третий, крайне важный момент новой стратегии – принцип концентрации ресурсов, приоритет крупных проектов, в рамках которых возможно ускорение прогресса в целом, быстрое продвижение вперед. Эти крупные проекты должны стать ответами на глобальные вызовы, стоящие сегодня перед человечеством.
Таким образом, через «большие проекты» мы не только простимулируем отечественную науку, но также повысим ее статус в мировом научном сообществе.