0
8237
Газета Наука Интернет-версия

28.09.2016 00:01:05

Единство мира, рожденное в Триесте

Юлдуз Халиуллин

Об авторе: Юлдуз Нуриевич Халиуллин – кандидат экономических наук.

Тэги: наука, история, абдус салам


наука, история, абдус салам Автор среди архивных документов Абдуса Салама в библиотеке МЦТФ. Триест, декабрь 2005 г.

В 2016 году мировая научная общественность в Лондоне, Сингапуре, Москве, Вашингтоне, Кембридже, Триесте отметила 90-летие лауреата Нобелевской премии по физике профессора Абдуса Салама. Выдающийся пакистанский ученый, один из корифеев теоретической физики истекшего столетия, лауреат Нобелевской премии, профессор Мухаммад Абдус Салам (1926–1996) навсегда вошел в мировую науку как крупный исследователь законов взаимодействия и структуры элементарных ядерных частиц. Он внес большой вклад в изучение и понимание вероятностной картины мира в глубинах материи, где кончается власть классической механики Ньютона и господствуют законы квантовой физики.

Лидер науки мусульманского мира

Профессор Абдус Салам – один из создателей современной «стандартной модели» структуры атома. Новейшая концепция теоретической физики, за разработку которой Абдус Салам и два американских ученых, Шелдон Глэшоу и Стивен Вайнберг, были удостоены в 1979 году Нобелевской премии, привела к построению теории, объединившей электромагнетизм и слабое взаимодействие ядерных частиц. Заметим, этим безуспешно занимался великий Альберт Эйнштейн в течение всей жизни. Правоверный мусульманский ученый стоял у истоков раскрытия общих для микро- и макромира фундаментальных законов, заложивших на пороге XXI века новую эру философского осмысления единства мира.

Признанный во всем мире талантливый организатор науки, основатель и в течение 30 лет бессменный руководитель Международного центра теоретической физики (МЦТФ) в Триесте (Италия), профессор Абдус Салам сегодня вполне справедливо воспринимается как своеобразный символ и вдохновитель возрождения науки в мусульманском мире. А в более широком плане – и развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

По самым скромным подсчетам, через учебный и научные залы МЦТФ, сейчас носящего имя Абдуса Салама, прошли свыше 100 тыс. молодых ученых из 100 стран мира. Благодаря его усилиям за сравнительно короткое время этот центр стал своего рода кузницей подготовки и переподготовки нескольких поколений ученых-физиков, которым представляется возможность общаться с выдающимися представителями научного мира.

Будущий знаменитый физик родился 29 января 1926 года в пенджабской деревне Сахивал недалеко от городка Джанг, затерянного на северо-западной окраине колониальной Индии. С 1947 года этот районный центр входит в состав провинции Пенджаб Пакистана. Похоронен по его завещанию там же, недалеко от родных мест – на мусульманском кладбище города Рабва, рядом с могилами отца и матери (ноябрь 1996 года).

Между этими двумя датами – 50 лет научной жизни в различных точках планеты, полной творческих успехов и политических разочарований, драматизма и душевного покоя. Конечный результат впечатляет: десятки книг и научных монографий, свыше 300 статей по сложнейшим проблемам ядерной физики и по актуальным вопросам подготовки научных кадров в развивающихся странах.

Триумфальный финал: его фундаментальные исследования в области теоретической физики получили широкое признание во всем мире. Профессор Абдус Салам был избран иностранным членом около 50 национальных академий и ведущих научных ассоциаций мира. Он был обладателем 20 самых престижных международных премий и золотых медалей по физике, в том числе Нобелевской премии. Ученый был удостоен высоких наград 14 международных организаций за большой вклад в борьбе за мир во всем мире и развитие международного научного сотрудничества. Избрание почетным доктором свыше 40 университетов, расположенных на пяти континентах планеты.

Мало кто из физиков ХХ века удостоился такой высокой чести и всеобщего признания, кроме, конечно, трех его великих предшественников – Альберта Эйнштейна, Эрнста Резерфорда и Нильса Бора. По мнению ряда историков науки, профессор Абдус Салам, как создатель единой теории электрослабого взаимодействия ядерных частиц, безусловно, достоин находиться в одном ряду с ними.

Физика – на урду

Я впервые слушал Абдуса Салама полвека тому назад в его родном Пенджабском университете в Лахаре (Пакистан). Он читал популярную лекцию по квантовой физике на урду – на государственном языке Пакистана. Конечно, все термины был на английском языке. Тогда я работал вице-консулом СССР в Карачи.

Вдохновленный его лекцией, я подготовил проект дипломатической шифротелеграммы в МИД СССР и Академию наук СССР с предложением принять профессора Абдуса Салама в качестве почетного члена Академии наук СССР. Как потом выяснилось, с аналогичным предложением выступил и академик Николай Боголюбов. Таким образом, профессор Абдус Салам задолго до получения Нобелевской премии стал почетным членом АН СССР.

Оба они – и Абдус Салам, и Николай Николаевич Боголюбов – стали для меня символами высокой нравственности в мировой науке. Я пришел к такому однозначному выводу совершенно необычным путем. Если сказать точнее, на волне познания научных и человеческих отношений между Абдусом Саламом и Николаем Боголюбовым. Их почти 30-летняя дружба легла и в основу плодотворного сотрудничества двух всемирно известных научных коллективов – Объединенного института ядерных исследований в Дубне и МЦТФ.

Между Дубной и Триестом

Президент Танзании Джулиус Ньерере и профессор Абдус Салам. Триест, 1989 г.
Президент Танзании Джулиус Ньерере и профессор Абдус Салам. Триест, 1989 г.

Как отмечал сам Абдус Салам, при создании МЦТФ в качестве модели-образца он ориентировался на три ведущих мировых центра по теоретической физике: Institute of Advanced Studies Принстонского университета, где он сам немного проработал в начале 1950-х годов; Институт Нильса Бора в Копенгагене, куда Абдус Салам часто заглядывал для участия в различных конференциях и симпозиумах по теоретической физике; и, наконец, Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне.

ОИЯИ стал в середине ХХ века крупнейшим международным центром по исследованиям теоретических проблем ядерной физики. И Абдус Салам прекрасно понимал это. К тому времени он установил хорошие контакты с рядом ведущих советских физиков, прежде всего с одним из создателей ОИЯИ, руководителем Лаборатории теоретической физики, академиком Николаем Боголюбовым, вскоре занявшим пост директора этого ОИЯИ. Салам был хорошо знаком с исследованиями Боголюбова по разработке новых методов в квантовой теории поля и статистической физике, приведших, по существу, к обоснованию теории сверхтекучести и сверхпроводимости. Будучи физиком-теоретиком «с сильным математическим мышлением», Салам быстро осознал, какого сильного математика в лице Боголюбова приобрело это важное направление физики, где раньше господствовали академики Лев Ландау и Петр Капица.

Со своей стороны, академик Боголюбов очень высоко ценил теоретические исследования Абдуса Салама по взаимодействию слабых ядерных сил и считал его крупнейшим ученым в этой области ядерной физики. В частности, по его приглашению Абдус Салам принял участие в работе XVIII международной конференции по физике высоких энергий, состоявшейся в июле 1976 года в Тбилиси.

С середины 1960-х годов, после избрания Николая Боголюбова директором ОИЯИ, институт, состоящий из пяти крупных подразделений (лабораторий теоретической физики, высоких энергий, ядерных проблем, нейтронной физики и ядерных реакций), постепенно становится одним из ведущих мировых центров в этой сфере. Тогда же были установлены и прямые научные контакты ОИЯИ с аналогичными центрами Европы и Америки, в частности с Европейским центром ядерных исследований (ЦЕРН) и МЦТФ.

Международный Центр по теоретической физике в Триесте и ОИЯИ в Дубне ежегодно проводили крупные международные конференции и симпозиумы по различным актуальным аспектам физики и элементарных частиц, физике ядра и высоким энергиям. Научные лаборатории двух институтов установили регулярный обмен своими ведущими сотрудниками и научными изданиями. Это, в свою очередь, способствовало поднятию международного престижа ОИЯИ и МЦТФ.

В 60–80-х годах истекшего столетия в Триесте по личному приглашению директора МЦТФ побывало несколько десятков крупных советских физиков. Здесь лишь ограничусь перечислением имен некоторых из них: Г. Аркадьев, Д. Блохинцев, Л. Фадеев, Е. Фрадкин, А. Галиев, Б. Исаев, Я. Зельдович, И. Желудов, А. Жмудский, В. Кадышевский, Б. Кузнецов, М. Лебеденко, Е. Лифшиц, М. Марков, А. Матвеев, И. Морохов, Г. Наджаков, Ю. Новожилов, М. Поливанов, А. Рыжов, Р. Сагдеев, В. Соловьев, А. Таквелидзе.

О том, насколько интересным и эффективным было такое международное сотрудничество, говорит всего лишь один пример. Вьетнамский физик Нгуен Ван Кхиеу, работавший последовательно в двух центрах – в Дубне и Триесте, затем возглавил главное научное учреждение стомиллионной страны – стал президентом Национального центра науки и технологии Вьетнама.

Великое объединение

Безусловно, в развитии взаимовыгодного научного сотрудничества между МЦТФ и ОИЯИ решающее значение имели личные дружественные отношения между Абдусом Саламом и Николаем Боголюбовым. Сходство научного мышления, широкий диапазон научных интересов, присущая им обоим отточенная логика математика с огромной интуицией физика – надо полагать, все это притягивало двух классиков мировой науки друг к другу.

Они оба были твердыми сторонниками теории «Великого объединения» четырех фундаментальных сил природы и считали, что экспериментальная проверка этой теории – одна из важнейших задач современной физики. И Салам, и Боголюбов были глубоко убеждены, что для аргументированного построения объединенной теории электромагнитных, сильных, слабых ядерных и гравитационных взаимодействий требуется достижение единого их описания путем дальнейшего скачка в развитии теоретических представлений об элементарных частицах и свойствах их взаимодействий. Они оба внесли заметный вклад в развитие этих областей теоретической физики. Они предсказывали, что дальнейшее повышение энергии взаимодействующих частиц откроет удивительное многообразие сложнейшей картины мира.

С 1982 года МЦТФ учредил ежегодную премию им. Н.Н. Боголюбова. В 1987 году эта премия была присвоена пакистанскому ученому Абдулле Садику за научные успехи в области математики и физики. Выступая на церемонии вручения премии в Триесте, профессор Абдус Салам подчеркнул, что за долгие годы научной деятельности академик Николай Боголюбов внес большой вклад в различные сферы современной науки – математической физики, нелинейной механики, квантовой статистики, физики элементарных частиц и квантовой теории поля. «Теоретические исследования Николая Николаевича Боголюбова в области сильных ядерных взаимодействий имеют неоценимое значение», – отметил Абдус Салам.

Абдус Салам получает Нобелевскую премию из рук короля Швеции Густава Карла XVI. Стокгольм, 1979 г.		Фото из книги: Юлдуз Халиуллин «Лауреат Нобелевской премии Абдус Салам». 	Казань, 2008 г.
Абдус Салам получает Нобелевскую премию из рук короля Швеции Густава Карла XVI. Стокгольм, 1979 г. Фото из книги: Юлдуз Халиуллин «Лауреат Нобелевской премии Абдус Салам». Казань, 2008 г.

Небезынтересно, что и Абдус Салам, и Николай Боголюбов были глубоко верующими в Бога учеными. Они были убеждены в том, что совокупность знаний законов природы и Всевышнего составляет единое целое в системе познания человека. Они считали, что большинство физиков в своих исследованиях исходят именно из философии Единства Бога и природы.

В интереснейшем сборнике «Проблемы теоретической физики», посвященном 60-летию Н.Н. Боголюбова (1969), наряду со статьями А.Д. Сахарова, Я.Б. Зельдовича, А.А. Логунова и других советских академиков можно найти и статью Абдуса Салама, который, как и Николай Боголюбов, считал, что поиск единства фундаментальных взаимодействий, познание управляющих ими законов в рамках теории Великого объединения являются одной из важнейших задач физики.

В последние годы жизни Николай Боголюбов по личному приглашению Абдуса Салама неоднократно приезжал в Триест и читал там лекции по актуальным проблемам современной физики. По свидетельству близких родственников академика Николая Боголюбова, за несколько дней до своей смерти он по просьбе Абдуса Салама вдохновенно работал над своим докладом для МЦТФ, который так и остался незавершенным в связи с его кончиной 13 февраля 1992 года.

В свою очередь, Абдус Салам, будучи уже тяжелобольным, в инвалидной коляске в сопровождении двух сыновей в последний раз приезжал в Россию, чтобы принять участие в мероприятии, посвященном памяти академика Боголюбова в Дубне. Тогда же Салам сообщил, что Боголюбов за заслуги в развитии физики посмертно награжден медалью Поля Дирака, учрежденной МЦТФ.

* * *

Через четыре года после смерти почетного президента ОИЯИ Николая Боголюбова, 21 ноября 1996 года, после долгой и тяжелой болезни скончался и профессор Абдус Салам, почетный президент МЦТФ. Оба они принадлежали к когорте великих физиков ХХ века, с именами которых связана целая эпоха в развитии современной физики. Именем Н.Н. Боголюбова названа Лаборатория теоретической физики ОИЯИ, института, которым он руководил более четверти века.

С 1997 года Международный центр по теоретической физике в Триесте носит имя Абдуса Салама, основателя и бессменного руководителя этого центра вплоть до его смерти.

Как мне кажется, роль двух категорий ученых – астрофизиков и ядерщиков – чрезвычайно важна. Именно они сегодня вплотную подошли к разгадке сути макро- и микромира. Будучи гуманитарием, я, например, абсолютно убежден, что уже в первой четверти нынешнего столетия многонациональная семья ученых сможет расшифровать фундаментальную структуру «темной материи» и «темной энергии». Ведь наши любимые «многострадальные» атомы, оказывается, занимают лишь менее 10-й части массы Вселенной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
682
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
443
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
283
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
400

Другие новости