0
7786
Газета Наука Интернет-версия

14.09.2016 00:01:20

Динозавры воздухоплавания выходят из спячки

Тэги: авиация, дирижабль


авиация, дирижабль Самое большое на сегодняшний день воздушное судно – гибрид дирижабля и самолета Airlander 10. Фото Reuters

Сразу две новости, появившиеся почти одновременно, вновь возвращают внимание публики к такой технической диковинке, как дирижабль.

АТЛАНТ и гибрид

Совет безопасности РФ предложил правительству рассмотреть мегапроект «Единая Евразия». Он предусматривает создание системы транспортно-логистических коридоров, соединяющих Транссиб, Байкало-Амурскую магистраль и Северный морской путь. Как отмечают наблюдатели, в проекте серьезное внимание отводится созданию транспортных дирижаблей АТЛАНТ (Аэростатический транспортный летательный аппарат нового типа). Грузоподъемность АТЛАНТов – до 16 т, дальность полета – 2–5 тыс. км.

На фоне общей стоимости проекта «Единая Евразия» (сейчас она оценивается в 220–240 млрд долл.) стоимость его дирижабельной составляющей вроде бы невелика – 3,2 млрд руб. с учетом НИОКР. Но зато якобы на проект уже определены субсидии в 800 млн руб. Для создания завода по серийному выпуску дирижаблей требуется 8–10 млрд руб. Как сообщается, проект поддержали Министерство иностранных дел, Минобороны, Российская академия наук.

Но если создание транспортных евразийских коридоров с использованием дирижаблей – это пока еще только проект с не очень ясными перспективами, то конструкторы с Туманного Альбиона довели свои разработки до вполне реального, только что испытанного летающего образца.

Английская газета Daily Mail сообщила, что воздушное судно, являющее собой гибрид самолета и дирижабля, было представлено публике в городе Кардингтон в британском графстве Бедфордшир. На данный момент это самый большой в мире летающий объект – 92 м: он на 19 м длиннее крупнейшего коммерческого пассажирского лайнера Airbus 380 и на 8 м – самого большого грузового самолета «Антонов» Ан-225. В буквальном смысле монстр воздухоплавания! Имя ему – Airlander 10.

Проект Airlander 10 изначально разрабатывался для нужд Армии США. Однако к 2012 году интерес военных к нему сошел на нет. Но зато им заинтересовалась компания Hybrid Air Vehicles, которая предложила использовать Airlander для перевозки пассажиров и грузов. Компания потратила 25 млн фунтов (32,6 млн долл.) на строительство гибрида и в итоге получила все необходимые лицензии на испытательные полеты от регуляторов ЕС и Великобритании, сообщает ИНТЕРФАКС-АФИ.

Воздушное судно, как смогли, очеловечили: Airlander 10 получил имя собственное – «Марта Гвин», в честь жены владельца Hybrid Air. Но, мало того, этот гибрид строители быстро окрестили «летающая задница». Действительно, с некоторых ракурсов очертания Airlander 10 напоминают «пятую точку». Интернет сразу же откликнулся фотожабами на эту тему. Куда уж человечнее!

Шутки шутками, но технические параметры этого воздушного судна более чем серьезные: оно способно принять на борт до 48 человек и развивать скорость до 195 км/час. Ширина фюзеляжа – 43,5 м, высота – 26 м, полезная (коммерческая) нагрузка – 10 т. Объем оболочки, 28,3 тыс. куб. м, заполняется гелием. «Марта Гвин» способна находиться в воздухе до пяти суток. А в беспилотном варианте – до трех недель, уверяют разработчики. Высота полета – до 6 км.

Одно но... Уже на втором испытательном полете в конце августа  Airlander 10 то ли жестко приземлился, то ли потерпел «мягкую» катастрофу. Впрочем, никаких разрушений – лишь помялась кабина пилотов.

Вплывая в историю

Расцвет эпохи воздухоплавания пришелся на начало 1930-х годов. 	Плакат художника Александра Дейнеки. 1931
Расцвет эпохи воздухоплавания пришелся на начало 1930-х годов. Плакат художника Александра Дейнеки. 1931

Вообще дирижабли, без преувеличения, – это чудо техники. Они удивительно быстро для таких громадных, сложных и опасных конструкций достигли чуть ли не пределов совершенства.

24 сентября 1852 года – первый полет дирижабля конструкции А. Жиффара.

1880-е годы – первый технически обоснованный проект огромного, даже по сегодняшним временам, грузового дирижабля предложен Константином Циолковским; объем этого гиганта – до 500 тыс. куб. м, жесткая конструкция с металлической гофрированной обшивкой.

13 ноября 1899 года французский воздухоплаватель А. Сантос-Дюмон на своем аппарате облетел со скоростью около 20 км/час Эйфелеву башню.

2 июля 1900 года оторвался от земли первый в мире металлический дирижабль. Построил его немецкий конструктор граф Фердинанд фон Цеппелин. Продержавшись в воздухе 17 минут, дирижабль упал в Боденское озеро. Однако уже в 1906 году дирижабли вызовут интерес у военных, и при финансовой поддержке короля Вильгельма II граф Цеппелин возобновит свою работу. И очень успешно.

1909 год. Дирижабль «Цеппелин» поставил рекорд непрерывного полета – 1300 км за 36 часов.

1911 год – рекордная скорость полета дирижабля составила 75 км/час.

В этом же году два французских дирижабля поднялись на небывалую для этих воздухоплавательных аппаратов высоту – 2 версты (около 2135 м). «Итак, дирижабль не может попасть во все точки земной поверхности, поднявшись с высоты уровня моря, – отмечалось в прессе того времени, – например, ему не удалось бы дойти и до госпиталя в Сен-Бернаре (2400 м), и даже ласточка залетает иногда выше него (до 2500 м). Аэроплан, залетая выше сокола и коршуна (4000 м), может подняться на все высоты, где еще способен селиться человек…» Автор статьи в журнале «Природа и люди» (№ 9, 1912) К.В. Вейгелин в итоге сделал такое заключение: «Из этой картины видно, что в смысле высоты пребывания над землей человеку задумываться больше не над чем... Поэтому пока нет никаких особых оснований ожидать какого-либо нового типа воздушного судна, летание которого имело бы в своей сущности другой принцип, помимо применяемых ныне». Это – к разговору о точности прогнозирования развития техники…

Уже в 20–30-е годы ХХ века наступил расцвет этих летательных аппаратов. Дирижаблестроение было поставлено на промышленную основу.

1923 год – в РСФСР построен первый дирижабль. Позднее была создана специальная организация «Дирижаблестрой». Конструкторами в «Дирижаблестрое» были два известных итальянца – Умберто Нобиле и Феличе Трояни.

В октябре 1924 года совершен первый трансатлантический полет немецкого дирижабля ZR-3.

Октябрь 1928 года – первый трансатлантический полет, пожалуй, самого известного из дирижаблей – «Граф Цеппелин» (LZ-127). Его габариты и технические характеристики: длина – 236 м, высота более 30 м, объем – 105 тыс. куб. м, мощность моторов – 3600 л.с., грузоподъемность – 23 т, крейсерская скорость – 125 км/час.

1929 год – супердирижабль «Граф Цеппелин» осуществил кругосветный полет с тремя промежуточными посадками. За 20 суток экипаж преодолел более 34 тыс. км со средней скоростью 115 км/ч.

1930-е годы. Активно эксплуатируется самый большой дирижабль в мире – американский «Акрон». Этот воздухоплавательный аппарат имел объем 184 тыс. куб. м, нес на борту 5–7 самолетов (!) и перевозил до 200 пассажиров, не считая нескольких тонн груза, на расстояние до 17 тыс. км без посадки.

1931 год – полет LZ-127 на Северный полюс.

1937 год – советский дирижабль «СССР-В6» установил мировой рекорд продолжительности полета – 130 часов 27 минут…

И тут – серия катастроф: погибли американские дирижабли «Шенандоа», тот же «Акрон», «Мэкон», английский Р101 (потерпел крушение во Франции и унес жизни почти 50 человек), французский «Диксмюде»...

Наконец, 6 мая 1937 года – самая знаменитая катастрофа в истории дирижаблестроения. При посадке в американском городке Лэйкхерсте сгорел, взорвавшись, немецкий пассажирский дирижабль «Гинденбург». Для справки: к этому моменту огромный лайнер с 25 каютами, ресторанами, салонами и библиотекой на борту налетал около 3 млн км.

Эпоха дирижаблей, казалось, внезапно оборвавшись, завершена…

И все-таки программы строительства или хотя бы проектирования дирижаблей нет-нет, но появляются. И происходит это во многом благодаря… военным.

Для войны и для души

Дирижабль «Цеппелин» над Берлином. 	Почтовая открытка. 1930
Дирижабль «Цеппелин» над Берлином. Почтовая открытка. 1930

Последний советский дирижабль был построен в 1944 году и получил название «Победа». После войны он использовался для поиска невытраленных морских мин и затонувших судов.

Конечно, сегодня эти динозавры воздухоплавания, дирижабли, никак не могут претендовать на господство в воздушном океане. Тем более – на военное господство. Но свой вклад в развитие военных технологий они, несомненно, могут внести. Не случайно, что и проект Airlander 10, с которого мы начали свой обзор, первоначально был инициирован именно Министерством обороны США. И это не единственный пример…

В 2005 году американское Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA, Defense Advanced Research Projects Agency) объявило о начале разработки программы строительства сверхтяжелого транспортного дирижабля Walrus («Морж»). Тактико-технические данные, под которые проектировался этот монстр воздухоплавания, впечатляли: грузоподъемность – от 500 до 1000 т, дальность действия – более 22 тыс. км, время пребывания в полете – не менее недели.

Увы, уже в 2006 году Министерству обороны США было отказано в продолжении финансирования проекта транспортных дирижаблей Walrus. Конгресс США не впечатлило даже то, что реактивный дирижабль размером с футбольное поле мог бы доставить 15–16 тяжелых танков в любую точку планеты.

И все-таки помимо военно-прикладного значения в данном случае весьма интересны и технологические детали проекта Walrus. Концепция предусматривала, что подъемную силу создает комбинация из аэродинамических компонентов, двигательной установки, а также собственно газа, которым наполняется баллон. По оценкам экспертов, именно аэродинамические компоненты, геометрия дирижабля в этом проекте – самое интересное.

Кстати, о таком гибриде писал и журнал «Природа и люди» еще в 1911 году. Вот описание фантастического проекта гигантского воздушного судна: «По принципу – это совмещение дирижабля с аэропланом. В корпусе судна помимо помещений для пассажиров имеются баллоны с легким газом (например, водородом), а трехъярусные поверхности по бокам корпуса играют роль крыльев аэроплана. Ряды круговых изображений между последними поверхностями представляют сферы вращения пропеллеров (винтов), которые приводят в движение всю систему».

Дирижабли – как паровозы: объекты, которые выражают материальное воплощение мощи и вместе с тем отсылают к чему-то мифологическому, архетипическому.

Русский поэт Алексей Парщиков (1954–2009), живя в Кельне, наблюдал, как ветераны дирижаблестроения пытаются возродить строительство «летающих сигар». В своих заметках он пишет: «Один мой английский собеседник, военный историк, говорил, что пилоты и строители дирижаблей отличались особым характером и мировидением… Эти люди ощущали доисторическую «природность», были в душе мифофилами».

Идеально именно к дирижаблям подходит греческое изречение: «Неспешно двигаясь в струях прозрачного воздуха». Не случайно Хуго Эккенер, ближайший советник графа Цеппелина, вспоминал: «Это была не «серебряная птица, парящая в воздухе», как обычно описывают, но скорее неслыханная серебристая рыба, плывущая безмолвно в воздушном океане и пленяющая глаз, подобно фантастической, необычайной рыбе, увиденной в аквариуме. И это сказочное видение, которое, казалось, уплывет, озаренное солнечным светом, и растает в серебристо-голубой дали неба, представлялось прибывшим из другого мира и возвращающимся в этот неведомый мир, подобно мечте. Это видение казалось таинственным посланником с мифического «Острова блаженства», в существование которого в потаенных глубинах своих душ люди все еще верят» (Елена Желтова, «Дирижабли Парщикова и аэропланы Таврова», «НГ-наука» от 27.05.16).

И они действительно возвращаются…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1224
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
773
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
542
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
778

Другие новости