0
6204
Газета Наука Интернет-версия

14.09.2016 00:01:00

Образование на экспорт

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, профессор РАНХиГС.

Тэги: образование


образование

Экспорт образования в последние годы приобретает все более важное значение для национальных экономик и становится предметом особого внимания правительства зарубежных стран. Так, Китай планирует увеличить численность иностранных студентов к 2020 году до 500 тыс., Дания и Япония – до 300 тыс.; Канада к 2022 году – до 450 тыс. человек.

Для достижения этой цели, к примеру, в 1999 году премьер-министр Великобритании Тони Блэр объявил о начале международной кампании популяризации британских университетов, колледжей и привлечении иностранных студентов в Великобританию, которая была запущена в 2000 году по всему миру как часть «законодательной инициативы премьер-министра». Финансирование этой кампании взяло на себя правительство. С начала запуска программы из разных министерств было вложено около 11 млн фунтов стерлингов.

Первая фаза инициативы премьер-министра по международному образованию закончилась в марте 2005 года. Согласно отчету Британского совета, цель, заложенная в программе, была достигнута: для учебы в Великобританию привлечено до 75 тыс. иностранных студентов в год (главным образом из стран за пределами ЕС).

Вторая фаза инициативы позволила увеличить это количество дополнительно на 100 тыс. студентов из других стран для учебы в Соединенном Королевстве в последующие пять лет. Британский премьер-министр Тони Блэр объявил о начале двух международных образовательных проектов, которые помогли стране закрепить позиции лидера на международном рынке образования. Основной стимул для этого – финансовый, поскольку обучение иностранцев приносит значительный доход в королевскую казну.

Общее финансирование международных образовательных проектов по привлечению иностранных студентов составило 27 млн фунтов стерлингов на 2006/07 и 2007/08 учебные годы. Так, на сотрудничество с Индией было выделено 7,5 млн фунтов стерлингов, с Китаем – 4 млн фунтов стерлингов, со странами Африки – 3 млн фунтов стерлингов, с Россией – 2 млн фунтов стерлингов.

Правительство Дании в 2014 году приступило к реализации проекта «Дания – привлекательное место для обучения». Был разработан план действий по проекту до 2020 года. В нем сформулированы две цели: 1. Дания должна привлекать наиболее способных иностранных студентов; 2. Иностранные выпускники должны остаться работать и проживать в Дании. Для их достижения предусматривается ряд мероприятий: все компоненты образовательных программ и образовательной среды в высших учебных заведениях должны иметь международное измерение; увеличение числа талантливых и способных оплачивать свое обучение иностранных студентов; отсев иностранных студентов должен быть приведен в соответствии с отсевом датских студентов; число иностранных выпускников, завершивших обучение и оставшихся работать в Дании после окончания учебы, должно расти; число иностранных выпускников, которые остаются в Дании работать, должно сравняться с числом работающих датских выпускников в общей численности населения.

Правительство Новой Зеландии 20 сентября 2011 года выступило с официальным заявлением о своем видении развития экспорта новозеландского образования, цели и задач в этом направлении до 2025 года (англ. – Leadership Statement for International Education), мер по их реализации. В ближайшие 15 лет Новая Зеландия должна увеличить ежегодный доход от экспорта транснационального образования не менее 0,5 млрд долл.; увеличить число иностранных студентов в филиалах за рубежом с 3 до 10 тыс. человек; удвоить число иностранных студентов на постградуальных программах с 10 до 20 тыс. человек; обеспечить ежегодный прирост числа иностранных студентов на 7%, а учащихся на языковых курсах – с 2 до 5% в год.

«Международный студенческий план: 300 тыс.» (англ. – 300 тыс. International Students Plan) был объявлен премьер-министром Японии Ясуо Фукуда в 2008 году. Япония признала необходимость создания достаточного фонда студенческого жилья. 

Меры правительства Японии включают поддержку предоставления жилья в рамках лизинга частных квартир японских университетов, оказание существенной компенсации собственникам жилья, предоставляющим жилье иностранным студентам, включая компенсацию за ущерб от огня и несчастных случаев, снижение бремени совместного поручительства, оказание финансовой помощи иностранным студентам через субсидии.

Национальный план по среднесрочному и долгосрочному реформированию и развитию образования, опубликованный Министерством образования Китая в 2010 году, утверждает следующие стратегические приоритеты в части экспорта образования:  

  • увеличение числа иностранных студентов в Китае;
  • увеличение числа китайских государственных стипендий для иностранных студентов;
  • субсидирование исследований, проводимых в Китае студентами из развивающихся стран;
  • увеличение числа программ высшего образования, преподаваемых на иностранных языках в китайских университетах;
  • повышение качества образования;
  • реализация плана обучения за рубежом китайских граждан за счет средств государственного бюджета в целях повышения международной мобильности студентов.

Кроме того, были приняты количественные показатели: привлечь на обучение в национальные университеты 500 тыс. иностранных студентов к 2020 году, из них 150 тыс. по программе высшего образования, а также сделать Китай азиатской страной номер один по числу иностранных студентов.

Как видно из представленных выше данных, меры, которые вводят ведущие страны мира по привлечению иностранных студентов, являются нематериальными (за исключением Японии), и по их результатам очевидно, что они являются эффективными. Это прежде всего вопросы миграционной и визовой политики, доступа к национальному рынку труда в период обучения и после его завершения, возможность получения гражданства. Прозрачность национальной системы образования и информирование потенциальных абитуриентов через разного рода каналы также входит в число нематериальных мер,  используемых крайне активно зарубежными странами.

Национальная стратегия и программы поддержки международного образования в последние годы были приняты и реализовывались, помимо вышеперечисленных стран, Ирландией, Норвегией и таким совсем небольшим государством, как Тринидад и Тобаго.

Таким образом, совершенно очевидно, что обострение борьбы за иностранных студентов будет продолжаться с учетом того, что некоторые страны ввели государственные программы по привлечению иностранных студентов до 2020–2025 годов. В этой ситуации сохранение и увеличение контингента иностранных студентов в России становится вопросом государственной образовательной политики.

Весьма перспективным в этой ситуации является участие России в межгосударственных образовательных альянсах ЕС, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Именно в рамках этих альянсов возможно введение преференций для граждан стран, входящих в альянсы, в части визовой и миграционной политики для студентов и исследователей, признания документов об образовании, доступа к образованию и рынку труда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
494
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
344
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
194
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
282

Другие новости