Для строительства моста потребуется около 12 миллионов тонн различных материалов.
Отечественное мостостроение – гордость русской инженерной школы.
Иван Кулибин (1735–1818) спроектировал несколько деревянных одноарочных мостов через Неву длиной до 300 м. Правда, дальше крупномасштабной модели дело не пошло.
Другому инженеру, Станиславу Кербезу (1810–1899), повезло больше – он построил Благовещенский мост через Неву.
Дмитрий Журавский (1821–1891) создал уникальный Веребьинский мост решетчатой конструкции при строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой; длина – 500 м.
Лавр Проскуряков (1858– 1926) спроектировал и построил 28 мостов через сибирские реки. В том числе в 1899 году мост в Красноярске через Енисей. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже, этот мост получил Большую золотую медаль, затмив даже Эйфелеву башню. А хабаровский мост конструкции Проскурякова сразу окрестили – «Амурское чудо»: 4 км – самый длинный железнодорожный мост в Старом Свете.
Самый большой кран, который используется на стройке, имеет грузоподъемность 700 тонн. |
В июле 2012 года было открыто движение по Русскому мосту, соединившему полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русский во Владивостоке: самый длинный в мире пролет и самые высокие в мире пилоны среди вантовых мостов.
И это еще далеко не полный список. Более чем достойное место в нем к декабрю 2019 года займет строящийся сейчас Крымский мост через Керченский пролив. Для России это будет уникальное инженерное сооружение: 19 км – протяженность, 4 полосы автодорожного движения, 2 колеи железнодорожных путей, 35 м – высота судоходного подмостового габарита…
Керченский пролив очень интересный в гидрологическом отношении природный объект. Его ширина колеблется от 4 до 19 км. Здесь встречаются акватории Азовского и Черного морей. И при этом пролив неоднократно… замерзал зимой. Первые исторические свидетельства перехода людей по льду с берега Тамани на Крымский полуостров относятся еще к XII веку.
Идея соединить эти два берега была очевидна, напрашивалась. Скажем, в конце 1880-х годов сын Дмитрия Менделеева предлагал перекрыть Керченский пролив дамбой. Были и другие проекты. В годы Первой мировой войны немцы пытались строить здесь мост.
И вот только сейчас, в две смены, 3 тыс. специалистов и рабочих на практике реализуют эту идею. Здесь многое необычно. Скажем, еще на нулевом этапе, до принятия окончательного решения о строительстве Крымского моста, около 600 га, попадавших в зону стройки, были разминированы. И, кстати, найдено и обезврежено более 700 взрывоопасных предметов.
Или другой пример. По геологическим данным, один раз в тысячу лет в Керченском проливе может происходить землетрясение силой до 9 баллов! Но даже возможность выдерживать последствия столь редкого природного катаклизма заложена в конструкцию моста. Сваи выдержат.
Антикоррозионная гарантия свай – 1000 лет. Фото автора |
Про сваи надо сказать отдельно. Они поставляются на стройку секциями длиной по 12 м. В горизонтальном положении несколько секций свариваются и затем вертикально или под небольшим углом вбиваются в грунт. Наибольшая глубина погружения – 94 м. Антикоррозионная гарантия свай – 1000 лет. Всего потребуется 5500 свай (суммарная длина – 300 км, масса – 240 тыс. т). Затем из забитых свай вынимается грунт, ставится специальная опалубка и заливается бетоном. Свая готова. На их основе будет сооружено 595 мостовых опор. Общий масса материалов, которые для этого потребуются, – около 12 млн т.
Естественный вопрос, на который, по-моему, уже утомились отвечать специалисты, работающие на строительстве Крымского моста: почему хотя бы часть мостового плотна не проложить непосредственно по косе Тузла? Вроде бы должно быть дешевле, проще и быстрее, ведь Тузла лежит поперек Керченского пролива…
Увы, как показали специальные геологические изыскания, илистые грунты, которые составляют Тузлинскую косу, имеют свойство моментально разжижаться, если их серьезно потревожить. Так что и тут не обойтись без свай.
Теперь – ради чего все это делается?
После введения Крымского моста в эксплуатацию через него ежегодно будут проходить 14 млн пассажиров и 13 млн т грузов. Пропускная способность моста – 40 тыс. автомобилей в сутки при разрешенной скорости 120 км в час. С такой же скоростью по мосту смогут ходить и пассажирские поезда; для грузовых – 80 км в час.
В общем, гигантское сооружение. И если сроки его строительства будут выдержаны, то это будет едва ли не рекорд в мировом мостостроении.