Зураб Церетели: «15 тонн конструкций поднято вчера. Позавчера – 30 тонн. А до этого – 400 тонн: корма корабля Колумба. Вы представляете!» Фото Андрея Ваганова
В островном центральноамериканском государстве Пуэрто-Рико (территория, официально находящаяся под управлением США) заканчивается весьма нетривиальный художественный, архитектурный и строительный одновременно проект – возведение памятника Христофору Колумбу. Автор памятника – президент Российской академии художеств, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР Зураб ЦЕРЕТЕЛИ. О некоторых инженерных, организационных и технологических особенностях возведения этого сооружения с ним беседует ответственный редактор приложения «НГ-наука» Андрей ВАГАНОВ.
– Зураб Константинович, проект памятника Колумбу был задуман в честь 500-летия открытия Америки. Расскажите, с чего начался этот трансатлантический проект.
– Испанский мореплаватель Христофор Колумб совершил четыре экспедиции в Новый Свет. Первую – в 1492–1493 годах, последнюю – в 1502–1504-м. В середине 1990-х США объявили конкурс на создание памятника Колумбу. И у меня родилась такая концепция памятника: как Европа открыла Америку. В Севилье, откуда корабли Колумба и отправились в свое плавание, в 1995 году я поставил 43,5-метровый памятник «Рождение Нового Человека», и затем, как бы пройдя по маршруту Колумба до берегов Америки, решил завершить этот путь другим, как бы симметричным, монументом – «Открытие Нового Света».
Сейчас «Новый Свет» находится в процессе завершающего монтажа. Я недавно был там. Работа активно идет. Скоро будем ставить фигуру самого Колумба. Я, конечно, лично буду участвовать в этом. Затем начнется завершающая стадия – обработка, и в мае-июне, думаю, будет открытие монумента.
– То, что мне удалось предварительно узнать про этот памятник, впечатляет. Скульптуру высотой 126 метров возведут в городе Аресибо, где Колумб, предположительно, высадился в 1493 году во время своего второго плавания. Она состоит из 2,5 тысячи деталей из бронзы. Общий вес – более 600 тонн…
– Хочу сразу вас поправить: там около 4 тысяч деталей из бронзы…
– Помимо чисто художественной идеи, которую вам удалось воплотить, такого рода конструкции – сложные инженерные сооружения.
– Да, вы правы. Приходилось учитывать большое количество факторов: ветровая нагрузка, материаловедческие проблемы, например совместимость бетона и титана, – все это просчитано. Американская сторона проверила все рабочие чертежи и одобрила их.
– А где происходил расчет, скажем, на ветровые нагрузки?
– Все просчитывалось у нас, в России.
– Монумент грандиозный, подчеркну еще раз. Это видно даже по фотографиям. Какие сложности инженерного, технологического плана были при его разработке и установке?
– Легко ничего не создается. Но у меня есть опыт. Это не первая скульптура. Мы действуем последовательно, профессионально и доводим до конца проект.
В монументе использовались самые разнообразные материалы. И титан, и черные металлы, и бетон. Каркас выполнен из нержавеющей стали. Сама скульптура – из бронзы. Все это изготавливалось в России.
У меня были педагоги, которые меня все время учили: рождаешь идею – доводи ее до конца, до реализации.
Такую школу я прошел. Рождаешь идею – надо воплощать ее своими руками и знать, что ты создаешь. Если ты создаешь что-то и не учитываешь конструктивные аспекты или анатомические – ничего хорошего у тебя не получится. И Колумб – это не первый опыт для меня. В одной только Америке у меня стоит восемь скульптур.
– Опыт создания скульптуры, посвященной Петру I в Москве, – он как-то пригодился при создании «Колумба»?
– Это разные вещи. Вы не обращайте внимания на то, что кто-то писал, что памятник Петру, мол, и задумывался первоначально как памятник Колумбу. Это писали малосведущие, плохо разбирающиеся люди. Для них искусство – как аллергия. Понимать искусство – это не очень простая вещь.
– Понятно, что монумент в Пуэрто-Рико рассчитан на серьезные внешние нагрузки. Про ветровые нагрузки вы сказали. А вот, скажем, на землетрясения он рассчитывался?
– Конечно! Если ты камерные вещи создаешь, интерьерные вещи – тогда другое дело. Но если приходится работать с большими пространствами, тогда все то, о чем вы говорите, надо уметь просчитывать.
– Пятибалльное землетрясение Колумб выдержит?
– Безусловно. Муниципалитет Пуэрто-Рико прислал нам все требования, которым должен удовлетворять монумент по внешним нагрузкам. У них есть свой аналог нашего ГОСТа, и всем этим ГОСТам наш «Колумб» удовлетворяет. В Москве был проведен целый комплекс специальных расчетов. Они осуществлялись в нескольких институтах, в том числе в знаменитом ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского).
Но самое важное, чтобы художественное произведение украшало пространство. Так всегда было. Возьмите классическую архитектуру: не бывает архитектурного произведения без того, чтобы к нему не приложил руку художник.
– Сообщалось, что скульптура была готова уже давно, больше 10 лет она хранилась в Пуэрто-Рико в разобранном виде. В чем дело? Сложно было получить разрешение на строительство?
– Сначала был объявлен конкурс. Когда конкурс выигрываешь – начинается движение. В Севилье, скажем, согласование всех формальностей на установление скульптуры «Рождение Нового Света» прошло очень быстро. Но это Европа. В Америке – немного по-другому. Разные губернаторы, разные требования… Разные, разные, разные… Поэтому работа над скульптурой все время шла, но процесс согласования все длился. Наконец местные власти выбрали место, где будет установлен монумент.
Дело еще в том, что историки точно не могли сказать, в каком именно месте Колумб высадился на американский берег. Мне пришлось заняться архивными, историческими изысканиями, чтобы все уточнить. И с этими результатами все согласились. Еще раз повторю: рождаешь идею – доводи ее до конца. А не просто так – взять лист бумаги, карандаш и что-то нарисовать…
– А кто ведет сборку конструкции на месте?
– Все это делают наши специалисты. К сожалению, сейчас в Москве производственной базы для таких работ не существует. Нет исполнителей. Это проблема, это трагедия для художников. Поэтому памятник отливали в Санкт-Петербурге.
– В мире есть монументы, подобные вашему «Колумбу»?
– Я не могу и не хочу свои работы с чем-то сравнивать. Но вот известно, что монумент Колумбу станет самым высоким на территориях, находящихся под управлением США. Например, высота знаменитой статуи Свободы – 93 метра.
Сложность скульптуры Колумба в том, что в ней много составляющих элементов: сам океан, корабль, фигура Колумба, паруса... Кстати, паруса судна Колумба свариваются из отдельных медных «лоскутов». Это сделано для того, чтобы была видна фактура, чтобы объем читался. Внутри монумента будут лифт, смотровая площадка… Это все составляет единый комплекс. Поэтому, поверьте, сравнивать с чем-то действительно трудно.
– И все-таки почему именно 126 метров, а не 100 или 130?
– Это пространство так диктует параметры. Место выбирали и с вертолета, и с высотного крана. Изучались все нюансы. Потом все это обрабатывалось, чтобы правильный масштаб выбрать. Чтобы памятник не смотрелся просто как кукла, неизвестно зачем здесь поставленная.
Это надо талант иметь. Я, например, во сне часто вижу вещи, которые завтра захочу создать. Мозги художников надо изучать специально. Это очень полезно.
– Так или иначе, вам еще предстоят поездки в Пуэрто-Рико…
– Обязательно. Там должны были вчера поднять очередные крупные детали и установить. Работа идет или пять часов утром, или три часа ночью из-за особенностей климата: в это время суток ветер стихает.
А вот давайте прямо сейчас позвоним туда… (Говорит по телефону с Пуэрто-Рико. – А.В.)
Вчера подняли левую «волну» – элемент конструкции; 15 тонн конструкций поднято вчера. Позавчера – 30 тонн. А до этого – 400 тонн: корма корабля Колумба. Вы представляете!