0
5201
Газета Наука Интернет-версия

23.03.2016 00:01:00

Кризис – лучшее время для инвестиций в науку

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник РАНХиГС.

Тэги: наука, экономика, кризис, инвестиции


наука, экономика, кризис, инвестиции Строительство Международного экспериментального термоядерного реактора (ITER) в Исследовательском центре Кадараш вписывается в один из пунктов Национальной стратегии Франции – «чистая, безопасная и эффективная энергия». Фото с сайта www.ITER.org

На заседании Совета по науке при президенте России, прошедшем 21 января 2016 года, много говорилось о зарубежном опыте разработки и реализации национальной стратегии научных исследований в ведущих странах мира. Действительно, в последние два года национальная стратегия научных исследований была принята в целом ряде европейских стран.

В Великобритании и Франции подобные документы были приняты практически одновременно: в Великобритании в декабре 2014 года правительство анонсировало «Наш план роста: наука и инновации»; во Франции первая пятилетняя «Национальная стратегия исследований Франция–Европа-2020» была опубликована в марте 2014 года. Интересно сравнить приоритетные направления исследований, обозначенных в них.

В Стратегии развития научных исследований и инноваций Великобритании указаны восемь основных направлений фундаментальных и прикладных исследований в среднесрочной перспективе, объемы их финансирования по отдельным проектам:

1) массивы данных и энергосберегающие компьютерные технологии (Big data and energy-efficient computing);

2) спутники и коммерческое использование космоса (Satellites and commercial applications of space);

3) робототехника и автономные системы (Robotics and autonomous systems);

4) биотехнологии (Synthetic biology);

5) восстановительная медицина (Regenerative medicine);

6) агротехнологии (Agri-science);

7) новые материалы и нанотехнологии (Advanced materials and nano-technology);

8) энергия и энергосбережение (Energy and its storage).

В Национальной стратегии Франции зафиксированы 15 приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований в среднесрочной перспективе и объемы их финансирования по отдельным проектам:

1) разумное управление ресурсами и адаптация к изменению климата (La gestion sobre des resources et adaptation au changement climatique);

2) чистая, безопасная и эффективная энергия (L’energie propre, sure et efficace);

3) промышленная модернизация (Le renouveau industriel);

4) здоровье и благополучие (Sante et bien-etre);

5) продовольственная безопасность и демографические проблемы (Securite alimentaire et defi demographique);

6) надежные транспортные и городские системы (Transports et systemes urbains durables);

7) информационно-коммуникационные технологии в обществе (Societe de l’information et de la communication);

8) инновационное, интегративное и адаптивное общество (Societes innovantes, integratives et adaptives);

9) развитие космических технологий в Европе (Une ambition spatiale pour l’Europe);

10) свобода и общественная безопасность (Liberte et securite de l’Europe, de ses citoyens et de ses residents);

11) программа действия «Большие данные» (Big Data);

12) программа действия «Системная биология и сферы ее применения» (Biologie des systemes et application);

13) человек и культура (Homme et Cultures);

14) программа к действию «Система земли: наблюдение, прогнозирование, адаптация» (Systeme terre: Observation, prevision, adaptation).

15) программа действия «От лаборатории к пациенту» (Du laboratoire au patient).

При всем различии подхода к управлению научными исследованиями в основе реализации национальной стратегии во Франции и Великобритании лежит партнерство между государственным и частным сектором в развитии промышленности, приоритетных технологий. Ожидаемый результат – коммерциализация науки и новых технологий.

В рамках национальной стратегии научных исследований этих двух стран запланировано последовательное повышение расходов на науку. Сейчас Великобритания тратит на науку 1,7% от ВВП, Франция – 2,24% от ВВП. Это в целом пока не дотягивает до принятого на европейском уровне в рамках европейской Стратегии-2020 показателя в 3%.

Британские университеты и научно-исследовательские институты оказывают значительное влияние на экономику Соединенного Королевства. В 2011–2012 годах университеты способствовали вкладу в национальную экономику в размере 3,4 млрд фунтов стерлингов  через коммерциализацию новых знаний, продуктов и услуг. Великобритания с менее чем 1% мирового населения занимает четвертое место в мире по подготовке докторов наук.

Во Франции расходы на развитие высшего образования и науки в 2015 году составили 23,05 млрд евро (на 45 млн евро больше, чем в 2014-м). Из этих 23,05 млрд евро на науку выделено 7,77 млрд евро (на 6 млн евро больше по сравнению с предыдущим годом). В 2014–2015 годах Франция в рейтинге глобальной конкуренции с инновационной развивающейся экономикой заняла 28-е место (из 140) по уровню развития системы высшего образования. В высших учебных заведениях, научно-исследовательских организациях (государственные научные исследования) либо в компаниях (частные исследования) Франции в общей сложности работают 543,5 тыс. человек, включая 249 086 исследователей.

Итак, приоритетной целью развития для ведущих государств мира в настоящее время становится разработка национальной инновационной стратегии и нового подхода к развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности национальных вузов.

С 2002 года правительство РФ проводит последовательную поддержку научных исследований, в частности, расходы федерального бюджета на гражданскую науку увеличились более чем в 10 раз – с 41 576,3 млрд руб. в 2003 году до 437 273,3 млрд руб. в 2014 году. В процентах к ВВП выросли с 0,31% в 2003 году до 0,61% в 2014 году. (Напомним, принятый в рамках европейской Стратегии-2020 показатель расходов на науку – 3% ВВП).

Это увеличение финансирования науки, тем не менее, не переломило сложившуюся негативную тенденцию снижения численности кадрового состава научного сектора в России. Но при этом в период с 2002 по 2010 год численность молодых исследователей (в возрасте до 29 лет включительно) увеличилась с 56,1 тыс. до 71,2 тыс. человек. Их доля в численности исследователей за тот же период выросла с 13,5 до 19,3%.

При ежегодном общем сокращении организаций науки (в 2000 году – 4099 и в 2014-м – 3604) число вузов, выполнявших исследования и разработки (в 2014-м – 700 вузов), растет. Это, безусловно, положительно сказывается на месте отдельных российских университетов в мировом рейтинге университетов. Вместе с тем публикационная активность российских ученых по-прежнему невысока, как и объем совместных международных научных исследований, прежде всего в российских университетах.

По оценкам, представленным в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», разработанном Министерством экономического развития РФ в 2013 году, «Россия занимает лидирующие позиции или имеет разработки мирового уровня только по трети из 34 важнейших технологических направлений. При этом существующие перспективные технологические заделы в отечественной экономике широко не используются, до коммерческого использования доведено только 16% технологий, из них  половина – технологии, соответствующие мировому уровню. В экономике сформировался значительный разрыв между созданием технологий в сфере НИОКР и их использованием в массовом производстве».

В условиях экономической стагнации и санкций необходимость понимания места России в формирующейся глобальной инновационной системе  крайне актуальна. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
513
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
357
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
205
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
293

Другие новости