Момент вертикального приземления отработавшей первой ступени ракеты-носителя Falcon 9. Фото Reuters
Вчера американское Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) сообщило, что частная американская компания SpaceX впервые смогла совершить посадку первой ступени ракеты-носителя. Руководство государственного космического агентства поздравило с этим достижением частную американскую компанию, которая занимается коммерческим освоением космоса. Событие действительно неординарное.
Известно, что с 1957 года по настоящий момент коэффициент эффективности вывода на орбиту (отношение полезной массы космического корабля к его общей стартовой массе) вырос с 3,7 до 4,1%. То есть более чем за 50 лет космической эры прогресс по этому показателю составил около 0,4%. Достижение компании SpaceX, которую возглавляет известный венчурный предприниматель Илон Маск, как надеются многие эксперты, может наконец-то дать существенный новый импульс развитию космонавтики.
Носитель Falcon 9 стартовал с мыса Канаверал во Флориде с 11 спутниками нового поколения на борту. В расчетное время многоразовая первая ступень отделилась от ракеты-носителя и впервые в истории успешно вернулась на Землю, совершив вертикальное приземление. Телевизионная трансляция запуска велась в прямом эфире.
«Успешное возвращение на Землю ракеты Falcon 9 компании Space X, безусловно, большое достижение, – отметил в беседе с корреспондентом «НГ» летчик-космонавт России, член-корреспондент РАН Юрий Батурин. – Но справедливости ради нужно отметить, что за месяц до этого события, 22 ноября 2015 года, примерно такую же посадку осуществила другая американская компания Blue Origin: после доставки на заданную высоту суборбитального корабля New Shepard одноступенчатая ракета опустилась на Землю в вертикальном положении».
По мнению Юрия Батурина, по сложности задачу, решенную Blue Origin и SpaceX, можно сравнить с «Морским стартом». Она позволяет значительно снизить экологические риски и стоимость выведения на орбиту полезного груза. «Однако необходимо помнить, что обеспечение надежности многоразовой ракеты-носителя – задача не менее сложная, – подчеркивает Батурин. – По мере использования ракеты ее ресурс (и надежность) будут снижаться. Расчет ресурса особенно важен при использовании многоразовой ракеты для пилотируемых полетов, в первую очередь для космического туризма, как это декларируется».
Положительный экологический эффект отмечает и космонавт-испытатель, профессор, ведущий научный сотрудник Экологического центра Института истории естествознания и техники РАН Сергей Кричевский: «Не нужен специальный район падения для первой ступени ракеты-носителя, который занимает значительную площадь (до нескольких сотен квадратных километров) и где происходит катастрофическое разрушение конструкции с остатками ракетного топлива, с последующим загрязнением и ущербом для окружающей среды».
Глава SpaceX Илон Маск сразу же заявил, что планирует перейти к многоразовому использованию ракет-носителей. И это, как обещают американские разработчики, позволит серьезно сократить стоимость запусков. «Многоразовость первой ступени ракеты-носителя, что при ее массовой реализации в данном проекте приведет к экономии материалов, времени и средств, – на полном жизненном цикле это может дать снижение стоимости от 10 до 30% (оценка), что даст новый импульс и для развития всей частной космонавтики», – подчеркивает Сергей Кричевский.
По мнению эксперта «НГ», успешное возвращение первой ступени Falcon 9 на Землю – «это важный пример, момент истины и шаг на длинном пути перехода космонавтики, космической отрасли, всей сферы космической деятельности к новым технологиям и технологическому укладу, к чистой и «зеленой» космонавтике. В последние годы в США в НАСА активно разрабатывается «зеленое» ракетное топливо, в Европейском союзе в Европейском космическом агентстве идет переход к наилучшим доступным технологиям – реализуется инициатива «Чистый космос». Но сегодня вопросы есть к нам, к России и Роскосмосу: что, где, когда?»
Достижение компании SpaceX становится более наглядным, если сравнивать возвращение многоразовой первой ступени Falcon 9 с другой масштабной программой НАСА – «Шаттл». Недельный полет космического челнока «Шаттл» обходился в 500 млн долл.; еще 500 млн долл. требовала подготовка к его повторному запуску. С Falcon 9 – все иначе. Этот проект изначально ориентирован на достижение коммерческой целесообразности в космической деятельности.