Все символы, связанные с жизнью Эйнштейна, – собор в Ульме, местный университет, знаменитая формула, – собраны на одном плане. Немецкая почтовая открытка
Нынешний выпуск «Бумажного носителя» составили книги «к дате» – к 100-летнему юбилею общей теории относительности. Они разные – от звериной веселости до звериной серьезности. Но повод у них один – Эйнштейн.
ЕВРЕЙСКИЙ МАЛЬЧИК С БОЛЬШОЙ ГОЛОВОЙ
|
Ли С.Я. Альберт Эйнштейн/ Ли Си Янь; пер. с англ. Ю. Кузьминых; худ. Дж. Ферри.
– М.: РИПОЛ классик, 2015. – 40 с.: илл. (Великие имена). 31,7 х 22,7 см. Тираж 3000 экз.
Читаю название первой главы: «Гений или идиот?» Лезу в выходные данные книги: «Литературно-художественное издание. Для детей среднего школьного возраста».
Возможно, так оно и должно быть – в детских книжках форма важнее содержания. Вернее, важнее строгости содержания. Это тот самый случай. «Он родился в 1879 году в Германии. Его отец и дядя были владельцами небольшой фирмы, торгующей электрическим оборудованием. У маленького Эйнштейна была несоразмерно крупная для ребенка голова, и в свои пять лет он не мог толком связать нескольких слов».
Идея толерантности в этой книжке – с первых строк. Буквально – с первых: «По национальности Альберт Эйнштейн был евреем. Он родился и вырос в Германии, но эмигрировал в Швейцарию и получил там гражданство. После того как теория относительности была опубликована, он стал величайшим ученым столетия... Многие университеты мира приглашали Эйнштейна читать лекции и работать у них. После начала Второй мировой войны он уехал в Америку, спасаясь от нацистской «чумы», которая свирепствовала в Европе».
Хорошая и наглядная иллюстрация к распространенной сегодня технологии: как из одной фразы сделать книжку.
«Парадокс близнецов», иллюстрирующий разное течение времени в зависимости от скорости движения. Очень наглядно! Иллюстрация из рецензируемой книги |
Сжатие информации в этом изящном альбоме для детей – потрясающая! Лаконичность – и цель, и средство. «Четверг стал у Эйнштейна любимым днем недели, потому что, согласно старинной еврейской традиции, предписывающей занятие благотворительностью, на семейный обед приглашался бедный студент из Мюнхенского университета по имени Макс. Каждый раз, приходя в гости, Макс приносил Альберту книги по естествознанию, астрономии, математике. Из них Эйнштейн узнал, почему стрелка компаса всегда указывает на север, откуда берется радуга и множество других ответов на интересующие его вопросы».
Глава «Время и пространство: теория относительности» заканчивается гениально: «Вы что-нибудь поняли? Нет? Это абсолютно нормально! Ведь когда теория относительности была впервые опубликована, лишь единицы смогли понять ее суть». Все это – в обрамлении многочисленных эйнштейновских афоризмов и комиксоподобных скетчей.
Но вот иллюстрации Джулиано Ферри действительно хороши! Они остроумны, точны и в то же время лиричны и ироничны. К тому же полиграфия – на уровне. И, похоже, в целом такая смесь срабатывает: книжка, несомненно, просится на полку.
ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ЭЙНШТЕЙНУ – ЧАС!
Альберт Эйнштейн: История за час.
– М: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. – 96 с. 16,5 х 10,7 см. Тираж 5000 экз.
|
Издатели не обманули: в сумме на прочтение этой книжечки действительно уходит около часа времени (плюс-минус). Этой темпоральной задаче подчинено все. Вот, например, редакционная аннотация к книге: «Альберт Эйнштейн, лауреат Нобелевской премии по физике, автор знаменитой формулы Е = mc2.
Создатель теории относительности, один из основателей современной теоретической физики, написал более 300 научных работ, множество книг и статей в области истории и философии науки. Всю жизнь он поддерживал универсальность прав человека, противостоял войнам и национализму. Последним его трудом стало воззвание с призывом предотвратить ядерную войну. Ему принадлежит великое высказывание: «Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя».
Данная книга – попытка ответить на вопрос, в чем феномен Альберта Эйнштейна, уверявшего, что «есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса».
Попытка эта разворачивается почти с самого начала на фоне взаимоотношений Эйнштейна с женщинами. Начиная с первой жены Эйнштейна, сербки Милевы Марич, с которой Альберт познакомился во время учебы в Цюрихском политехникуме. «Очень серьезная, молчаливая студентка не отличалась ни живостью ума, ни внешностью… Ее загадочная улыбка, нежное лицо, ум и страсть к математике привлекли Эйнштейна… (кстати – как это сочетается с отсутствием «живости ума»? – А.В.) Родители Альберта были крайне недовольны связью сына и сербской революционерки, которая не была еврейкой и к тому же хромала». В общем, как отмечается в рекламном слогане серии «История за час», помещенном на задней обложке, – «Только главное, только значимое, только то, что необходимо».
Что ж, о главном, о знаменитом эйнштейновском принципе относительности… «В системах, движущихся с ускорением, механические процессы происходят не единообразно, они зависят от ускорения, ускорение вызывает в этих системах силы инерции, которые нельзя объяснить взаимодействием сил и которые свидетельствуют о движении системы, придавая этому движению абсолютный характер. Поэтому принцип относительности Галилея–Ньютона применим только к системам, движущимся прямолинейно и равномерно». Какой-то случайный кусок непонятно зачем воспроизведенного текста. Для физика такое объяснение банально; для любопытствующего дилетанта – туманно.
Популяризация науки? Скорее всего просто отсутствие адекватной редактуры. На этот же счет отнесем и появление термина «тяжелая масса».
Или вот о II Сольвеевском конгрессе физиков, посвященном теории строения вещества: «Самой важной новостью на нем стала информация об открытии дифракции рентгеновских лучей в кристаллах, сделанном немецким физиком Максом фон Лауэ в 1912 году». Популяризация науки? В футбольном репортаже никто никогда не будет объяснять, что такое «корнер», «офсайд» или «голкипер». В научно-популярном тексте такое объяснение необходимо делать каждый раз – что такое «рентгеновские лучи» и почему они занимаются какой-то «дифракцией», да еще в кристаллах?
И, конечно, составители не обошлись без традиционной главы – «Гений и его женщины». Как же без этого! Здесь Фрейдом пахнет – «Похоже, чувство вины перед женой не входило в число моделей психического поведения ученого».
И – резюме: «Квантовая механика в основном используется для описания микромира, а ОТО (общая теория относительности – А.В.) применима к макромиру. Специальная теория относительности (СТО) описывает явления при больших скоростях, а ОТО обобщает ньютоновскую теорию гравитации, объединяет ее со СТО и распространяет на большие расстояния и большие массы».
Час на Эйнштейна потрачен не напрасно.
ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ – ПРОСТО!
|
Наука. Величайшие теории. Выпуск 1: Пространство – это вопрос времени. Эйнштейн. Теория относительности./ Пер. с исп.
– М.: Де Агостини, 2015. – 176 с. 23,5 х 16,5 см. Тираж 231 700 экз.
Серия, выпускаемая издательством «Де Агостини», пожалуй, претендует даже на некоторую фундаментальность. Учитывая нереальный по сегодняшним временам тираж книги, это впечатляет. Хотя такое массовое «покрытие» читательской аудитории нет-нет да и выходит боком. Например, в некоторой «корявости» стиля.
Так, живописуя довольно тяжелый в материальном отношении период жизни Эйнштейна в начале XX века в Швейцарии, составители книги заключают: «И довольно часто плохо ел».
Есть и ошибки фактические. Говоря о возможности создания «теории всего», то есть теории, объединяющей все известные на сегодня четыре фундаментальные, – сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное, – в книге отмечается: «Предполагается, что точка, в которой совпадают эти области… соответствует так называемой планковской длине – около 10–35 м. Речь идет о расстоянии столь малом, что его невозможно себе представить, оно примерно равно диаметру спирали ДНК». Во-первых, не вполне понятно, что понимается в данном случае под «диаметром спирали ДНК». Но по-любому он явно должен быть больше диаметра нити ДНК. А вот диаметр самой ДНК составляет 20 ангстрем, или 2 х 10–9 м. Так что разница на 16 порядков! Если это означает «примерно равно», то тогда действительно все в мире относительно…
Но вот, например, основы Специальной теории относительности (СТО) даны вполне адекватно. Все здание СТО было основано на двух пунктах: «законы физики принимают один и тот же вид во всех системах отсчета, где движение является равномерным; скорость света в вакууме одна и та же для любой инерциальной системы отсчета… Как заметил Макс Планк, «теория относительности приписывает абсолютный смысл такой величине, которая в классической физике лишь обладает относительным характером, – скорости света»…
И здесь нас настигает удивительный психологический эффект: мы с удовольствием воспринимаем парадоксальные примеры, иллюстрирующие СТО и ОТО (общую теории относительности). Но мы – любопытствующие обыватели – очень быстро отказываемся следить за математической и физической логикой появления этих парадоксов. Заниматься этим мы с облегчением доверяем сообществу посвященных – науке. Между тем, как заметил выдающийся физик Карл Саган, «наука может быть охарактеризована как параноидальное мышление, примененное к природе».
А как еще можно было бы трактовать примеры, которые по ходу дела в изобилии нам сообщают?! «С увеличением скорости масса растет. При низких скоростях этот эффект практически незаметен: идущий человек увеличивает свою массу в 0,00000000000000001 раза»; «…излучая свет, лампочка в 11 Вт теряет каждую секунду 0,00000000000000012 кг»; «Мы можем утверждать, что более 90% нашей массы – не что иное, как движение составляющих нас частиц»…
Нет, недаром другой современный физик, Б. Эйдюсон, настаивает: «Научное мышление можно охарактеризовать как институализированное параноидальное мышление». Таким образом, мы живем в мире, который могут объяснить только «параноики». Мало того, мы с легким сердцем вверяем себя этому миру. В итоге мы воспринимаем мир таким, каким его видят технократы, эксперты и параноики…
Не верите? Проверьте сами, с карандашом в руках следя за метаморфозами, в общем-то, достаточно простеньких исходных формул СТО или ОТО. Не хочется? Вот и я говорю: мы с удовольствием отдаем мир на откуп «ботаникам», а сами лишь покачиваемся, как поплавки, на поверхности ряби пространства-времени.
Самая известная в истории мировой цивилизации формула E=mc2 – зерно, из которого выросла атомная бомба. Но Эйнштейн, когда в 1905 году выводил эту формулу, совершенно не думал ни о цепных реакциях, ни о бомбе. Удивительно, что идея А-бомбы очень ярко описана в романе Герберта Уэллса «Освобожденный мир» (1914). Но почему-то Уэллса не считают физиком-теоретиком, а Эйнштейна – очень даже.
ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИСТ
|
Вильницкий М.Б. К истории развития представлений о пространстве и времени в классической физике.
– Киев, Издательство Академии наук Украинской ССР, 1955. – 236 с. 20,8 х 13,5 см. Тираж 3000 экз.
Альберт Эйнштейн умер 18 апреля 1955 года. Книга М.Б. Вильницкого подписана в печать 30 апреля 1955 года. Да еще в год 50-летия Специальной теории относительности (СТО) и 40-летия Общей теории относительности (ОТО). По всем параметрам – знаковая книжка.
До сих пор ОТО – самая успешная физическая теория гравитации. Ньютонова теория тяготения оставалась таковой 230 лет. Так что еще 130 лет в запасе у ОТО имеется, если проводить сравнение на основе метода аналогий. Моисею Борисовичу Вильницкому, надо думать, такие аналогии в голову не приходили. Взглянем в оглавление книги: Глава I. «Представления о пространстве и времени до Ньютона»; Глава II. «И. Ньютон о движении, пространстве и времени»; Глава III. «Выдающаяся роль русских ученых-материалистов в развитии научных представлений о пространстве и времени»; Глава IV. «К вопросу о развитии идеи поля».
Именно в четвертой главе впервые и появляется упоминание о теории относительности: «В заключение кратко рассмотрим непосредственную предысторию сложившейся в начале ХХ века теории относительности. Речь идет о классической электродинамике, которая, подготавливая теорию относительности, вместе с тем завершала теорию эфира». Напомним, что основы СТО были сформулированы в знаменитой статье Эйнштейна «К электродинамике движущихся тел».
Но Моисея Борисовича терзали другие демоны в далеком уже 1955 году: «Гениальные идеи В.И. Ленина, творчески развитые в трудах И.В. Сталина, являются основой борьбы советских ученых против философского и «физического» идеализма». В одной из сносок М.Б. Вильницкий вынужденно отмечает: «В настоящей работе вопросы теории относительности рассматриваются по необходимости в самом общем виде».
Эйнштейн, побеждающий дракона относительности, в адоптированном для детского восприятия варианте. Иллюстрация из книги: Ли С.Я. «Альберт Эйнштейн» |
Выглядит это, например, так: «Социальные условия загнивающего капиталистического строя обусловили то, что главный создатель теории относительности А. Эйнштейн, как и другие крупные буржуазные физики, принявшие участие в ее создании, не зная марксистской диалектики, оказались неспособными правильно оценить смысл принципиальных положений теории относительности. Наоборот, «физический» идеализм Эйнштейна и других буржуазных физиков толкнул их на субъективистское искажение теории относительности».
Или так: «Установление связи пространственных и временных величин в частной теории относительности (СТО – А.В.) отнюдь не дает права говорить об отсутствии относительной самостоятельности времени и пространства. А ведь к этому выводу подводят некоторые последователи Эйнштейна. Впрочем, и сам Эйнштейн писал, что «деление на время и пространство не имеет объективного смысла» (см. А. Эйнштейн и Л. Инфельд, Эволюция физики, стр. 193)».
Можно сколько угодно иронизировать, но это тоже – история науки.
Совсем уж забытый привет из прошлого: в книжку вложен маленький бумажный прямоугольничек с такой информацией: «КОНТРОЛЕР № 15. При обнаружении дефекта в книге просим возвратить книгу вместе с этим ярлыком».