Фото Reuters
По мнению антропологов университета штата Юта в Солт-Лейк-сити, примерно 80 тыс. лет назад у наших предков, готовившихся покинуть свою африканскую прародину, начался процесс постепенного снижения гормона агрессии тестостерона. Он вырабатывается эндокринными клетками мужских гонад – половых желез, – получающих «команды» в виде белка с названием фолликуло-стимулирующий гормон (FSH). Гормон этот синтезируется клетками гипофиза, расположенного на самом «дне» мозга.
В норме всплеск тестостерона довольно быстро гасится гормонами стресса. Но скорее всего у наших примитивных «отцов» даже явный стресс не мог погасить агрессии. И лишь выход из африканской «колыбели» с ее жарким климатом несколько охладил пыл охотников-собирателей за счет снижения уровня тестостерона. Обо всем этом сообщал журнал Archaeology в 2014 году.
Можно напомнить, что формирование тестикулов находится под контролем гена мужского пола в Y-хромосоме (SRY – Sex-Region Y), белок которого блокирует развитие женских зародышей. Тестостерон отвечает за формирование более крепкого скелета у мужчин и большую толщину костей. Переход к фермерству, который произошел не более 10 тыс. лет назад, привел к истончению костей (у мужчин тоже), в том числе и черепа, который становился все менее массивным.
Облегчение черепа «подняло» его свод и увеличило внутренний объем. Это способствовало росту лобных долей и височных долей мозга с их центрами речи, памяти, пространственной ориентации. Это оказалось очень кстати, так как вертикальное положение тела вследствие перехода к прямохождению весьма осложняют ориентацию в пространстве.
Развитию речи способствовала модификация гортани, а также трансформация нижней челюсти, концы которой «раздались» в стороны вслед за ростом полюсов височных долей. Появился и подбородок, также связанный с функцией речи (крепление мышц дна ротовой полости и управления гортанью).
Предки всех млекопитающих сохранились только в Австралии, на юго-востоке которой живут насекомоядные сумчатые антехинусы. Их самцы в короткий период гона стремятся ублажить как можно больше самок, в результате чего гибнут, не дождавшись появления потомства. У них тоже, как определили специалисты Технологического университета в Брисбене, отмечается высокий уровень тестостерона, не сдерживаемый гормонами стресса.
Сумчатые вымерли, как «вымерла» и мужская Y-хромосома у самцов эндемичных крыс, живущих на японcких островах Рюкю. Это крайний случай «вырождения» мужской хромосомы, подчеркивающий общую тенденцию. Ведь у многих млекопитающих
Y-хромосома потеряла большое количество из 640 некогда бывших у нее генов, передав их неполовым хромосомам. Нечто подобное происходит при хромосомных транслокациях, которые чаще всего приводят к патологии и раку.
Недавно ученые обследовали хромосомы человека, приматов, грызунов и рогатого скота, а также сумчатых. Им удалось выявить восемь случаев транспозиции Y-генов на другие хромосомы. Особое внимание ученых привлекли два гена, один из которых необходим для раннего развития будущих спермиев. Одна его копия есть в женской Х-хромосоме, а другая «перескочила» в неполовую, поэтому при мутации мужчины оказываются бесплодными. Оба гена важны для нормального синтеза белков, что доказывается их эволюционной консервативностью.
Транслокация обоих генов выявлена у представителей трех разных видов, что доказывает важную роль половых хромосом. Кстати, в отличие от генов, «уходящих» из Y-хромосомы, выключению подвергается целая Х-хромосома (одна из двух). Наличие этих двух механизмов углубляет наше понимание специфичности полов, а также их идентификации. Нарушения генов ведут к появлению мужеподобных женщин «вираго» (от лат. vir – муж), росту волос на женском лице, гермафродитов разных геномов и т.д. Не говоря уже о разных видах бесплодия у представителей двух полов.