Отнюдь не каждое изобретение может стать инновацией. Фото Fotolia/PhotoXPress.ru
Легендарный Остап Бендер собрал 500 руб. (сумму по тем временам немалую) на мифический «Союз меча и орала» с людей, одержимых мечтой о возвращении старого строя. Собрал без каких-либо весомых аргументов. Просто за счет красивых слов, когда его «понесло».
Те, кто сегодня выбивает деньги на инновационную деятельность под красивые на бумаге инновационные проекты, по возрасту вполне могут быть правнуками Остапа. Другой век, другие технологии, а сущность та же самая – завуалированное мошенничество.
Инновация отличается от обычной продукции (товара или услуги) тем, что она новая. Следовательно, до старта инновационного проекта нельзя оценить достаточно точно ни будущие результаты, ни их реальную полезность. Зато можно оценить затраты, так как инновации не реализуются без денег. Можно оценить более или менее точно, но цифру по затратам получить можно.
Казалось бы, инновационные проекты не сильно отличаются от обычных инвестиционных, но именно в неопределенности результатов создания новшества и зарыта собака. В бизнес-плане инновационного проекта в результатах можно отразить любой позитивный прогноз, а уже потом, когда проект запущен, но ожидаемых результатов не дает, виновато развести руками. Мол, дело новое, не все удалось предвидеть. Так что не получилось пока. Вот, если бы еще денег добавить, то, может, и получится... И дают деньги, потому что увязли в проекте. И снова берут деньги, и снова активно тратят. И снова без ожидаемого результата...
Почему же при очевидных рисках инновационных проектов они все же столь популярны? Причин как минимум три. Во-первых, модно. В России вообще любят модные иностранные слова. Любят, даже если не вполне понимают их значение. Во-вторых, экономическая безграмотность многих руководителей и особенно владельцев бизнеса просто поражает. Понять эмоционально и красиво изложенную бизнес-идею способен практически каждый, а вот посчитать грамотно доходы и расходы с учетом факторов времени, неопределенности и риска могут далеко не все.
В-третьих, многие до сих пор верят в чудо, в то, что на «поле чудес» могут легко вырасти золотые монеты. Видимо, эти люди в детстве плохо слушали сказку про Буратино. Не случайно же наши люди доверчиво ведутся на рекламу типа «кредит в 0%», которого не может быть вообще, так как любой кредит выдается на основе платности за заемные деньги.
Но мы здесь все же об инновациях. Стратегия инновационных мошенников проста до гениальности. Так как на предпроектные исследования по подобным проектам деньги выделяются редко, то бизнес-планы по инновациям делаются часто инициативно. Уже здесь надо бы задуматься: а зачем взрослые и умные дяди и тети делают сложный и объемный документ бесплатно? Но не задумываются многие, а радуются: вот готовый план принесли. Есть что рассмотреть.
Далее при анализе плана надо бы сопоставить расходы и предполагаемые доходы с учетом времени. Расходы совершаются раньше, а доходы будут (если будут) поступать позже. А поздние деньги дешевле ранних. Методики расчета так называемого чистого дисконтированного дохода давно известны и активно используются при анализе инвестиций. Но вот в инновационной сфере, как уже отмечалось, результаты посчитать сложнее, поэтому в проекте в результаты можно вписать практически что угодно.
Как тут снова не вспомнить Остапа Бендера. Его пламенная речь в Васюках о межгалактической шахматной конференции была, по сути, бредятиной, но васюкинцы слушали, внимали и верили. Верили до тех пор, пока не поняли, что великий комбинатор играет в шахматы второй раз в жизни. Тут они и всполошились, да поздно. Деньги, собранные на лекцию и турнир, уплыли вместе с расторопным Остапом.
Собственно, правнуки Остапа ничем не отличаются в своей инновационной стратегии, кроме некоторых деталей. Им важно выбить первый взнос на инновацию, а дальше уже как пойдет. Если имитация бурной деятельности убедит инвестора, то можно и еще денег получить. А если нет, то и первой суммы хватит. Суммы-то немалые обычно. А потом виновато развести руками. Дело-то новое. Не получилось, уж извините.
Подведем итог. Как йог высшей категории, автор сценария фильма «Индийские йоги – кто они?» Анатолий Зубков, «прежде чем встать на голову, нужно ее иметь». Поэтому есть мнение, что, прежде чем начинать финансировать инновацию, хорошо бы понять, что это такое. И если самим понять сложно, то пригласить профессионалов для консультации. Чтобы не было потом мучительно стыдно за бездарно потраченные деньги.