Юю Ту, Уильям Кэмпбелл и Сатоси Омура и несколько десятилетий шли к своей нобелевской награде. Фото Reuters
Нобелевскую премию по медицине и физиологии за 2015 год присудили трем весьма пожилым ученым, нашедшим лекарства от паразитов разного уровня организации – начиная от плазмодия, образующегося в результате «дробления»-шизогонии плазмы родителя (сравните: шизофрения – «разделение мозга», схизматики-раскольники), и кончая круглыми червями. Против малярии лекарственное средство дала зелено-голубая полынь, про которую древние китайцы и греки знали еще до рождества Христова.
Премии в этом году удостоены 85-летний Уильям Кэмпбелл, родившийся в ирландском городке Рамелтон, и 80-летние японец Сатоси Омура и китаянка Юю Ту (у китайцев на первом месте родовое имя, в данном случае переводимое как «жизнь»).
Кэмпбелл получил классическое образование в дублинском Тринити-колледже, где в военные годы читал лекции Эрвин Шредингер, один из отцов-основателей квантовой физики (курс получил продолжение в виде его брошюры «Что такое жизнь? С точки зрения физика»). Затем молодой ирландец, Кэмпбелл, перебрался через океан и получил ученую степень в Висконсинском университете, где в свое время Хоугард Темин потратил 10 лет на биохимическое доказательство существования раковых ретровирусов. В это не верил даже Френсис Крик, сооткрыватель двойной спирали ДНК.
|
После защиты диссертации Кэмпбелл приглашен на работу в институт фармакологического гиганта, наладившего в годы войны производство пенициллина. За свои достижения в биохимии ирландца в 1992 году избрали в Национальную академию наук США.
Сатоси Омура образование и степень получил в Токийском университете, после чего долгие годы проработал в токийской частной «высшей школе» – дайгаку – Китасао.
Основные успехи ирландца и японца связаны с изучением почвенного грибка S. avermitilis. Из него Кэмпбелл выделил авермектин (Avermectin), который передал японцу, и тот путем химической модификации усилил его действие, получив более эффективный препарат – ивермектин. Оба лекарства применяются для лечения заболеваний, вызываемых круглыми нитчатыми (филиарными) червями, – речной слепоты, филяриоза лимфатической системы, лимфатического отека (слоновой болезни).
Получательница второй половины премии родилась в г. Нинбо, что к югу от Шанхая, и училась в пекинском Институте традиционной китайской медицины. Ей довелось пережить культурную революцию. Спасла ее, по всей видимости, война во Вьетнаме, где из-за нарушения инфраструктуры бушевала малярия. Великий кормчий 23 мая 1967 года повелел начать секретный Проект-523 (названный по дате его начала), целью которого был поиск противомалярийных средств.
До китайцев западные фармакологи проверили почти полмиллиона различных веществ, но успеха не добились. Юю Ту нашла рецепт старинного снадобья в книге V века, однако настой «сине-зеленой» травы Qinghao – так в Китае за ее цвет зовут полынь – не показал активности в лаборатории. Китаянка догадалась, что для настоя нужна холодная вода, поскольку горячая разрушает артемизины, выделяемые из полыни Artemisia annua. (Названа в память о воинственной царице Артемизии, которая правила в начале V века до н.э. в карийской столице Галикарнасе.) Полынь издавна использовали на Востоке для лечения малярии.
Юю Ту, Уильям Кэмпбелл и Сатоси Омура и несколько десятилетий шли к своей нобелевской награде. Фото Reuters |
Юю проверила действие полынных перекисей (пероксидов) на себе и только потом в ограниченном испытании на страдающих малярией. Более детальные исследования показали, что пероксиды эффективны против молодых плазмодиев в эритроцитах (красных кровяных клетках), что уменьшает тяжесть приступов.
Ничто в общем-то не предвещало решение нобелевских судей относительно мужчин. Но вот о награждении китаянки можно было говорить с уверенностью уже в 2011 году, когда ее наградили премией Ласкера, считающейся в медико-биологической среде «предтечей» Нобелевской. Надо отметить, что признание лекарства против малярии пришло на фоне все ширящихся сообщений о резистентности плазмодия к хлорокину и артемизинам.
Буквально накануне известия из Стокгольма журнал Nature опубликовал данные, полученные международным консорциумом MalariaGEN (Genomic Epidemiology Network). Они касаются исследований генетической защиты 11 тыс. детей в странах Восточной Африки. Авторы статьи заявили, что гены защиты очень древние (они существовали до расхождения предков шимпанзе и людей) и обеспечивают до 40% защиты от малярии. Можно заметить, что предки современных людей вышли именно из Восточной Африки. Но фундаментальное открытие антималярийных генов в ХХI веке, вполне возможно, дождется своей Нобелевской…