Cегодня мы знаем, что агрессивность коренится в нейронных сетях подкорковой структуры головного мозга. Фото Reuters
«Банальность зла» («Banality of Evil») – так называлась книга Ханны Арендт, ученицы и любовницы Мартина Хайдеггера. Философ был основоположником немецкого экзистенциализма и многого другого, за что ему досталось после войны (вынужденная эмигрантка подкармливала бывшего учителя в его последние годы жизни).
Будучи еврейкой, она вынуждена была бежать в США, где прославилась в интеллектуальных кругах своими размышлениями на самые разные темы. Она присутствовала на знаменитом процессе нацистского преступника в Иерусалиме, после чего выпустила книгу с описанием банальности мышления и действий людей, вынесших окончательное решение еврейского вопроса, известного сегодня как холокост. Книга Арендт вызвала большой резонанс. Дискуссии о том, что автор увидела и поняла в зале суда, не утихают до сих пор – уж очень страшен и масштабен был поставленный нацистами «эксперимент» этнической чистки целого народа.
Под конец страшного в своей разрушительности ХХ века, в 1992 году, вышла книга Кристофера Браунинга «Обыкновенные люди» («Ordinary Men»), в которой были приведены откровения немецких резервистов среднего возраста, попавших на Восточный фронт в 1942 году, в Польшу, где многие за короткий срок стали весьма активными и эффективными убийцами. На их совести расстрелы почти 40 тыс. евреев и отправка еще 45 тыс. в газовые камеры. Весь ужас в том, что их командир предлагал им не участвовать во всем этом, но только 10% из них действительно отказались от киллерства.
Эта полузабытая книга упомянута в статье в журнале Nature, символично озаглавленной «Что делает мирных соседей участниками массовых убийств». Ей предпослана фотография пикапа, переполненного поднявшими вверх автоматы бойцами некоего восточного государства, название которого сейчас у всех на устах.
Журнал поминает Боснию и Руанду, Кампучию и геноцид армян в 1915 году. Вспоминается и Ицхавк Фрид, нейрохирург госпиталя Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, который описал «свитч»-переключение в повседневной деятельности вполне мирных людей, назвав его «синдром Е» (от Extermination – изничтожение). Через два десятка лет он созвал в Париже большую конференцию под названием «Мозг, нажимающий спусковой крючок», на которую собрал не только своих коллег, но и социобиологов, историков, психологов и специалистов по нейронауке, чтобы вместе обсудить все тот же старый, как мир, вопрос.
Собравшиеся пришли к выводу, что массовые убийства нужно рассматривать с научной точки зрения, учитывая социобиологические аспекты междисциплинарного интерфейса (что вряд ли понятно даже тем, кто эти словесные формулы сочинил). Гораздо проще это сказано в конце статьи, опубликованной в Nature, где за трансформацией обычных людей в серийных убийц видится все же биология, под которой, конечно же, понимаются гены и модификации генома.
Известно, что попавшиеся преступники ссылаются на обстоятельства, «такое было время», и слепое выполнение приказа вышестоящего начальства. Полвека назад, когда в мозг могли вторгаться только нейрохирурги, Стенли Милгрэм провел в Йельском университете свои известные опыты, которые затем многократно воспроизводились с практически неизменным результатом. Сорок лет назад ученый подробно изложил свои наблюдения в книге с характерным титулом «Подчинение властям» («Obedience to Authority»). Подчинение, с одной стороны, полагается необходимым для скрепления общества, однако, с другой – может делать народы участниками массовых преступлений, память о которых сохраняется в истории.
Сегодня мы знаем, что агрессивность коренится в нейронных сетях подкорковой структуры головного мозга. Эта область тесно связана и с генерацией страха (недаром говорят, что страх может порождать агрессию). Опто- и химгенетика сегодня позволяют эффективно управлять поведением мышей и крыс, а нейробиология и геномика выявлять гены, нарушение которых порождает две эти неприятные эмоции.
Эксперименты на людях запрещены, однако никто не препятствует геномным изысканиям, в ходе которых сотрудники университета в канадской провинции Британская Колумбия выявили у людей вариант гена, отвечающего за синтез белкового рецептора адреналина. В гене некоторых людей имеется его нехватка, что приводит к повышенному вниманию к негативным словам и сообщениям тех же СМИ. Ребекка Тодд, профессор психологии университета Британской Колумбии, имела возможность с помощью функциональной магнито-резонансной томографии (МРТ) «заглянуть» в мозг людей с разными вариантами гена и воочию убедилась в изменении их мозговой активности.
Ученые увидели два главных очага повышенной активности у людей с делецией (нехваткой) гена – один в глубине височных долей, нейроны которых «слушают» и отвечают за память, а второй – в переднем отделе лобных долей, отвечающих за наше поведение и планирование действий. Эти результаты приведены в статье в журнале J. Neuroscience.
Мы пока в самом начале пути к пониманию человеческого поведения, но вполне возможно, что вскоре ученые научатся действительно выявлять и «перевоспитывать» потенциальных преступников, гася у них порывы к неадекватным действиям.