0
9225
Газета Наука и технологии Интернет-версия

10.06.2015 00:01:00

Цифровой портрет рынка экономических исследований

Евгений Балацкий

Об авторе: Евгений Всеволодович Балацкий – директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета при правительстве РФ, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН.

Тэги: экономические исследования, рейтинги, аналитика


Российский рынок экономических исследований (РЭИ) обретает черты зрелости. Прямое подтверждение этого – обострение конкурентных процессов. Чтобы создать своеобразный цифровой портрет данного рынка, вполне достаточно сконструировать три рейтинга: экономистов (кто проводит исследования), университетов (где проводятся разработки) и экономических журналов (как презентуются результаты исследований).

Учитывая все сказанное, эксперты Финансового университета при правительстве РФ построили три указанных рейтинга и провели пилотные расчеты, результаты которых дают богатую пищу для размышлений и дальнейших аналитических исследований.

На Хирша надейся, но…

Данный рейтинг базируется на официальных показателях системы Национальной электронной библиотеки elibrary.ru и основанной на ней системе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Рейтинговое значение берется как среднеарифметическая трех нормированных величин – числа публикаций и цитирований экономиста в базе РИНЦ, а также индекса Хирша, очищенных от самоцитирований. Результаты топ-10 приведены в табл. 1.

Untitled-1.jpg

Полученные результаты позволяют уяснить основные контуры модели академического успеха российских экономистов.

Во-первых, важный ресурс успеха – возраст экономиста. Так, средний возраст первых двух десятков рейтинга предполагает выход человека на пенсию – более 60 лет; молодые люди не могут рассчитывать на лидирующие места. В первой десятке минимальный зафиксированный возраст – 44 года, а во второй – 42. 

Во-вторых, весомым фактором успеха служит высокий административный статус ученого. В первой десятке рейтинга вообще отсутствуют «чистые» исследователи, тогда как в следующих десятках их число монотонно увеличивается: во второй – 2, в третьей – 3. В первой десятке средний и высший руководящий состав безоговорочно доминирует – 9 человек, во второй десятке их уже меньше – 4. Тем самым академическая активность и популярность во многом являются производными от административного ресурса ученого.

В-третьих, немаловажным фактором академического успеха экономиста является его принадлежность к ведущей научной корпорации. Так, среди первых 20 экономистов к системе РАН относится 50%, к Высшей школе экономики (ВШЭ) – 15%, к Финансовому университету (ФУ) – 5%.

В-четвертых, при отсутствии видимой гендерной дискриминации принадлежность к мужскому полу увеличивает шансы на успех.  Среди первых 10 экономистов женщины вообще отсутствуют, среди первых 30 они составляют 13,3%, в топ–100 – 23%.

Алмазный список

Данный рейтинг основан на показателях системы РИНЦ и опросе экспертов.

Untitled-2.jpg

Результаты рейтингования представлены в табл. 2. 50 журналов распределяются на две группы – «лучшие» и «остальные». По аналогии с западной традицией, в соответствии с которой определяется так называемый Алмазный список журналов (АСЖ), отобранные «лучшие» издания образуют своеобразный российский аналог алмазного списка, включающий 13 первых позиций рейтинга.

Анализ АСЖ позволяет уже сейчас сказать, какие периодические издания в ближайшие годы могут оказаться за его пределами. Прежде всего это «Экономический журнал Высшей школы экономики» и «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент», которым так до конца и не удалось стать общенациональными изданиями. На границе допустимого научного уровня находится журнал «Мировая экономика и международные отношения», все больше отходящий от собственно экономической проблематики и осуществляющий крен в политологию и дипломатию. Балансирует на грани допустимого журнал «Общество и экономика», который не полностью освоил академические стандарты оформления, а с 2015 года переживает еще и организационные трудности.

Анализ показывает, что модель успеха экономических журналов весьма расплывчата.

Во-первых, успех журнала во многом зависит от его связей с Российской академией наук и от следования академическим традициям в более широком контексте.

Во-вторых, именно личное участие главы издания в формировании критериев и уровня публикуемых материалов, а также его тесная связь с рецензентами и авторами позволяет повысить объективность отбора и качество размещаемых статей.

В-третьих, вопреки устоявшемуся мнению возраст журнала не является залогом успеха. Из 13 изданий АСЖ – четыре не достигли даже 10-летнего возраста, но при этом претендуют на роль лучших и передовых.

Кадры и публикации

Рейтингование российских вузов для топ-20 отражено в табл. 3. 

Untitled-3.jpg

Алгоритм построения рейтинга включает несколько шагов. Сначала определяется сумма баллов, набранных университетом в журналах Алмазного списка. Затем оценивается стабильность присутствия сотрудников вуза на страницах АСЖ путем определения специального коэффициент стабильности. После этого определяется коэффициент кадрового потенциала вуза, который учитывает рейтинговые баллы экономистов вуза, входящих в Тор-300 Рейтинга академической активности экономистов. Все три частных показателя взвешиваются и дают искомую оценку университета.

Важный вывод из полученных данных следующий: в стране сложилось два главных центра концентрации научных сил – ВШЭ с ее колоссальной публикационной активностью и Финансовый университет с его солидным кадровым багажом. При этом даже в первой десятке вузов происходит серьезная борьба, сопровождающаяся рокировкой мест. Например, в похожем рейтинге за 2010–2012 годы Государственный университет управления (ГУУ) занял 6-е место, тогда как в 2013-м он оказался уже на 13-м. С учетом того, что обвальное высвобождение кадров в ГУУ началось в середине 2014 года, можно прогнозировать, что в 2014 году его позиции еще больше ухудшатся, а в 2015-м он может оказаться в самом конце топ-100 рейтинга. 

Если говорить о модели успеха высшей школы, то в ней просматриваются два ключевых элемента.

Во-первых, статусно-бюрократический потенциал вуза. Например, из первой десятки вузов пять обладают особым административным статусом: ведущий классический университет, патронаж правительства и президента РФ, национальный исследовательский университет.

Во-вторых, специализация вуза. Из первой десятки шесть вузов относятся к разряду социально-экономических. Наличие в таких вузах большого числа факультетов и кафедр экономического профиля создает такой «эффект масштаба», противостоять которому обычные вузы, как правило, не в состоянии.

Построенный рейтинг в силу своей внутренней структуры может использоваться для более глубокого анализа моделей развития разных университетов страны. Например, можно говорить о зрелых высших школах, где все рейтинговые индикаторы отличны от нуля, и зарождающихся, где один или два рейтинговых индикатора равны нулю. Первые восемь вузов рейтинга представляют собой типичные примеры зрелых экономических школ, которые в будущем вряд ли уступят свои места другим университетам.

Еще более содержательный анализ может быть сделан на основе сопоставления значений рейтинговых параметров. Так, вуз можно отнести к глобально активной высшей школе, если для него характерен менее высокий кадровый потенциал по сравнению с показателями публикуемости. К числу таковых относятся ВШЭ и Московский государственный институт международных отношений. К локально активной высшей школе вуз можно отнести, если его кадровый потенциал меньше показателя глубины публикуемости, но больше показателя широты фронта публикаций. Иными словами, сотрудники вуза активно печатаются, но в слишком узком сегменте ведущих журналов.

Опыт показывает, что такие стратегии встречаются весьма редко в отличие от локально стагнирующей высшей школы, для которой характерна обратная ситуация: кадровый потенциал больше показателя глубины публикуемости, но меньше показателя широты фронта публикаций. К их числу относятся Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Волгоградский государственный университет, ГУУ и Южный федеральный университет.

И наконец, можно говорить о глобально стагнирующей высшей школе, когда кадровый потенциал выше обоих показателей публикуемости. Среди таковых Финансовый университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова и Финансово-технологическая академия.

Подобная диагностика помимо всего прочего позволяет руководству вузов принимать управленческие решения по корректировке сложившейся модели развития. Тем самым данный рейтинг может использоваться не только для внешнего позиционирования вузов, но и для нормализации их внутренней жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1707
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1613
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1380
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1565

Другие новости