Москва, Дом ученых, 15 апреля 1961 года. Пресс-конференция Юрия Гагарина и вручение ему золотой медали имени К.Э. Циолковского. Главный ученый секретарь президиума АН СССР Евгений Федоров, Юрий Гагарин, президент АН СССР Александр Несмеянов. Фото Александра Устинова
Библиотеки и архивы вроде бы по самой своей сути требуют тишины, сосредоточенности, самоуглубленности… И по большей части публика не вполне осознает, какие страсти, жизненные коллизии, какие драматические и юмористические сюжеты зафиксированы в архивных и библиотечных фондах. Но вот Архив Российской академии наук в последнее время явно становится популярной медийной площадкой. В выставочном пространстве архива уже было представлено несколько интересных экспозиций, которые можно определить одним общим понятием – «наука в человеческом измерении» (См., например, «НГ-наука» от 11.03.15). И вот новый проект.
Академик, президент АН СССР Мстислав Келдыш и Сергей Королев на свадьбе космонавтов Валентины Терешковой и Андриана Николаева. Москва, 3 ноября 1963 года. Фото Александра Устинова. Фотографии предоставлены организаторами выставки «Научный подход» |
Союз фотохудожников России, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Архив РАН представили фотовыставку «Научный подход». Без всяких натяжек – уникальная выставка. Скажем, для Союза фотохудожников это вообще первый опыт взаимодействия с академическими учреждениями. Но как раз в архиве союза имеется богатейший фотоматериал, посвященный науке и людям, делающим науку прежде всего. Но главное – уникальные экспонаты. Около 50 фотографий, в подавляющем большинстве охватывающих период с 20-х до 80-х годов прошлого века. Эпоха, которую уже принято называть эпохой большой науки.
О большой науке и рассказывали (вернее, показывали ее) большие фотомастера. В «Научном подходе» представлены работы таких фотоклассиков, как Аркадий Шайхет, Александр Устинов, Анатолий Егоров, Борис Игнатович, Марк Редькин, Яков Рюмкин, а также современных фотографов - Павла Маркина, Александра Тягны-Рядно, Александра Корнеева. Тут все переплелось: наука и научный подход к фотографии, представленный в научном учреждении. Поэтому ничего удивительного, что при подготовке экспозиции случились и свои научные открытия. «Тут немало архивных фотографий, – рассказывает директор Архива РАН, член-корреспондент РАН Виталий Афиани. – Мы, например, не знали, кто автор фотопортрета академика Владимира Вернадского, сделанного в 30-е годы. И вот благодаря экспертам Союза фотохудожников было установлено, что автор снимка Евгений Элленгорн».
Находки случались непосредственно и на самом вернисаже. Член-корреспондент РАН, академик Российской академии художеств Александр Толстиков, рассматривая фотографию Якова Рюмкина «Никита Хрущев и академик Михаил Лаврентьев обсуждают проблемы большой науки. 1961» (см. на верхнем фото), идентифицировал место, где происходил этот разговор генсека и академика – на строительной площадке одного из первых институтов новосибирского Академгородка.
В беседе с корреспондентом «НГ» Александр Толстиков рассказал, что сейчас готовится концепция Музея истории Академии наук. (Решение о создании такого музея было принято еще в 2012 году.) Координирует эту работу Архив РАН. И в том числе в фондах архива собрано много фотографий, документов, артефактов из личных архивов ученых. Сейчас, например, в фойе Архива РАН воспроизведен кабинет президента АН СССР (1951–1961), выдающегося химика Александра Несмеянова.
Никита Хрущев и академик Михаил Лаврентьев (справа) обсуждают проблемы большой науки. 1961. Фото Якова Рюмкина |
О том, каким авторитетом пользовалась в стране наука в то время, дает представление снимок Александра Устинова о встрече Юрия Гагарина с академической общественностью в Доме ученых в Москве 15 апреля 1961 года (см. фото внизу). То есть уже через три дня после своего исторического космического полета. Сам по себе этот факт о многом говорит.
В общем, как справедливо заметил Виталий Афиани, «отразить жизнь ученого в одной выставке трудно. Но «Научный подход» – это срез того массива фотографий, который хранится в архивах».