Юрий Гагарин и Владимир Комаров – через год они будут готовиться к полету на «Союзе-1».
«Романтический» этап освоения космоса был полон не только ярких побед. В России начали, похоже, подзабывать, что первопроходцами-героями были не только Юрий Гагарин, Герман Титов и другие слушатели из первого отряда космонавтов. На построенный конструкторами мост на орбиту Гагарин вышел первый, и мост этот был еще довольно шаткий. Некоторые из тех, кто потом этот мост укреплял, заплатили за это жизнью. Благодаря им космические полеты стали на ряд пунктов надежнее и безопаснее. Однако про Гагарина нам напоминают постоянно, а вот про других первых, особенно погибших, говорится не много. Во времена СССР трагические страницы начала освоения космоса не афишировались, а память о героях-первопроходцах постепенно затуманивалась.
Каждый год вот уже на протяжении многих лет в даты трагической гибели астронавтов «Аполлона-1» и шаттлов «Челленджер» и «Колумбия» американское Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) чтит память героев-астронавтов, публикует на официальном сайте статьи, не давая забыть человечеству о тех, кто отдал жизни за освоение космоса. Публикуются архивные фотографии, обновляются исторические файлы.
Валентин Бондаренко из первого отряда космонавтов погиб во время тренировки 23 марта 1961 года. |
Поисковик официального сайта «Роскосмоса» на запрос «Владимир Комаров» выдает три ссылки, не имеющие прямого отношения к Владимиру Комарову. Можно зайти в биографии космонавтов и попробовать там почерпнуть некие подробности о полете «Союза-1» и его трагической гибели. Да. Есть несколько строк. А тот же сайт NASA отзывается на запрос по базе сразу и адресно, давая 47 ссылок на разные материалы с упоминанием «Союза-1», также в распоряжении читателя – три исторических, отсканированных документа непосредственно по теме. Эти документы американские, не наши, но имеют прямое отношение к трагедии.
Кажется странным, что на сайте NASA нашлось о нашем космонавте больше информации, чем на сайте «Роскосмоса». Тем не менее есть документальные фильмы, снятые уже в новейшее время в России, где и документы, и архивные съемки, и аудиозаписи. Но это все к слову. Сейчас хотелось бы восстановить некоторую справедливость по отношению к нашим погибшим героям космоса, еще раз вспомнив их истории.
Начать стоит с Валентина Васильевича Бондаренко, который входил в первый отряд космонавтов и погиб за 19 дней до первого полета человека в космос. Он готовился к полетам и не дожил до старта Гагарина. О том, что случилось с Бондаренко, довольно подробно написано в книге одного из лучших «космических» журналистов Ярослава Голованова «Космонавт № 1», изданной в 1986 году.
Трагедия произошла 23 марта 1961 года, когда Валентин Бондаренко уже заканчивал тренировки в сурдобарокамере – помещении с пониженным давлением и избыточным содержанием кислорода. Сняв с себя медицинские датчики, Валентин протер их проспиртованной ватой, которую неосторожно выкинул, попав на спираль горячей электроплитки. В камере моментально вспыхнул пожар, шерстяной костюм на космонавте загорелся. Из-за разницы давления открыть дверь в камеру сразу не удалось…
Когда Бондаренко все же извлекли из сурдобарокамеры, он был еще жив и в сознании. Голованов пишет, что космонавт повторял: «Я сам виноват, никого не вините...» Врачи восемь часов боролись за его жизнь, но ожоги были смертельными. Валентина Бондаренко похоронили на его родине в Харькове. В Сети приводятся воспоминания сына Валентина Бондаренко Александра, где говорится о том, что о семье погибшего космонавта быстро забыли. Информация о трагедии стала достоянием общественности лишь через несколько десятилетий после гибели космонавта. (Стоит отметить, что при похожих обстоятельствах в США 27 января 1967 года на земле погиб весь экипаж «Аполлона-1».)
Две другие трагедии советской космонавтики произошли на аппаратах под номером «1». «Союз-1» унес жизнь Владимира Комарова. А после полета на станцию «Салюта-1» в спускаемом аппарате космического корабля «Союз-11» погибли сразу трое – Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.
«Союз-1», кажется, был обречен с самого начала. Технологическая гонка заставила СССР спешить с запуском корабля «нового поколения». На самом деле «Союз-1» был доработанной версией гагаринского «Востока», рассчитанный на полет трех человек. Но «Союз-1», согласно программе, должен был вывести один космонавт, чтобы позже на орбите встретить аналогичный корабль с тремя космонавтами на борту и произвести стыковку.
Владимир Комаров знал о плохой готовности корабля к полету, о чем заявил комиссии, но лететь не отказался. Перед полетом он, как говорят, привел дела в порядок, предчувствуя трагедию. Неприятности начались сразу после выхода на орбиту: не раскрылась одна из солнечных батарей, оставив корабль на скудном энергопайке. Миссию решено было свернуть, а второй корабль не запускать. Комарову удалось вывести «Союз-1» с орбиты и начать процедуру посадки.
Москвичи слушают сообщение о гибели экипажа «Союза-11» – Добровольского, Волкова, Пацаева. Фото из энциклопедии «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди». М., 2005 |
Причиной гибели космонавта и корабля стало нераскрытие основного парашюта. Есть мнение, что при спуске камера основного парашюта была деформирована, и вытяжному парашюту не хватило «сил» вытащить главный купол. В итоге корабль на огромной скорости врезался в землю, а Владимир Комаров погиб. Останки пилота были захоронены в Кремлевской стене. Но есть и вторая могила – на месте гибели космонавта.
«Салют-1» – первая в мире обитаемая орбитальная станция, которая в начале своего существования «не хотела» пускать космонавтов на борт. Экипаж «Союза-10» пристыковался, но по техническим причинам не получилось открыть люк и войти на станцию. Через месяц с небольшим к станции поднялся «Союз-11» с экипажем, состоящим из Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, которые по большому счету вообще не собирались лететь в этот раз. Команда Добровольского была дублирующей, но попала на старт из-за отвода по медицинским показаниям члена основного экипажа Петра Колодина. В основной экипаж также входили Алексей Леонов и Валерий Кубасов.
Стыковку с «Салютом-1» Добровольский, Волков и Пацаев произвели успешно и так же успешно выполнили поставленные задачи. Виновником трагедии вновь стал спускаемый аппарат. Дело в том, что увеличить число мест в корабле было решено за счет скафандров. Три космонавта в полной космической амуниции просто не вмещались, поэтому летали они просто в спецодежде. При спуске с орбиты аппарат разгерметизировался, и космонавты погибли, не достигнув поверхности Земли. Их пытались реанимировать, но все было бесполезно.
Говорят, что этот случай заставил конструкторов и организаторов полетов решить вопрос со скафандрами, которые теперь обязательны при взлете и посадке. Также есть сведения, что советские власти хотели поначалу скрыть факт гибели космонавтов, но потом все же не стали этого делать. Вместо этого решили, видимо, не особо часто вспоминать об этой трагедии.
Все погибшие советские космонавты, американские и один израильский астронавт навеки вписали свои имена в историю освоения человеком космоса, и, может быть, их именами назовут пилотируемые корабли, которые полетят к Луне, Марсу... Это было бы правильно.