Фото Reuters
Общественность не может разобраться в том, что происходит с рынком IT-технологий. Кто-то говорит, что все катастрофически плохо, кто-то – что отнюдь нет. Но ситуация меняется, и это очевидно. Компьютер перестал быть профессиональным инструментом и превратился в предмет ежедневной необходимости для огромного числа пользователей. Все это требует изменения парадигмы, и IT-компании активно занимаются этим. Об итогах минувшего года и тенденциях IT-отрасли в беседе с журналистом Михаилом РЫБАКОВЫМ рассказывает генеральный директор по исследованиям и разработкам (SSG, Software & Services Group) Intel в России Валерий ЧЕРЕПЕННИКОВ.
– Валерий Владимирович, какие же фундаментальные сдвиги произошли в IT-отрасли?
– Первый – в мобильной сфере. Ранее мы чувствовали себя комфортно в связи с наличием циклов обновления ПК (refreshcycles). Крупные компании с определенной периодичностью обновляли парк ноутбуков, закупая новые для своих сотрудников. Но в какой-то момент они начали думать: нельзя ли заменить ноутбук нетбуком, устройством «два-в-одном», трансформером, планшетом, словом, чем-то более продвинутым. Поэтому кривые роста продажи планшетов и ноутбуков на рынке стали колебаться. Если посмотреть на рынок ноутбуков и планшетов суммарно, то получается линейный рост. В 2014 году маятник качнулся в сторону классического варианта – ноутбуков. Планшеты хороши для просмотра видео, фотографий, интернет-серфинга, но с точки зрения производства оригинального контента они уступают устройствам с клавиатурой, к которым мы привыкли за последние 20 лет. Это во многом определяет тенденции.
Происходит и перераспределение ресурсов: фокус с мобильных устройств смещается в сторону еще более компактных носимых гаджетов. Зарождается «Интернет вещей», возникает много интересных задач в области IT-инфраструктуры.
Другая тенденция – сокращение времени от начала разработки продукта до его выхода на рынок (time-to-market). Мы вынуждены работать во все более коротких временных промежутках. Это приводит к тому, что ресурсы, которые могли быть использованы для генерации дополнительной прибыли, сейчас фокусируются на выполнении этой задачи. И еще один момент, который я бы отметил: сильно возрастает интенсивность работы. Мы пытаемся бежать вместе с рынком и даже впереди него, и темпы растут.
– С сокращением времени вывода продукта на рынок, с охватом более широкого спектра устройств для разных сегментов, в какой мере это приведет изменениям внутри самой SSG?
– В реальности картина смешанная. Фронт работ постоянно расширяется. Развитие задач, стоящих перед SSG, продолжается. Программное обеспечение во всех случаях является тем «клеем», который заставляет тот или иной проект держаться вместе.
Это резонирует с общей тенденцией ускорения рынка: сейчас очень важен фактор времени. Мы отходим от политики перфекционизма, то есть от требований сделать самый совершенный продукт, так как теперь важно не опоздать. Если ударяться в исторические аналогии, то раньше электроника была доступна единицам. Первые вычислительные машины занимали целые комнаты и здания, а доступ к ним имел один человек из сотен тысяч. Теперь электроника становится доступна всем. Инициативы с дешевыми прототипами имеют хорошее будущее как с технологической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса.
– «Энтузиаст-самоделкин» представляется как человек либо с паяльником, либо с гаечным ключом, то есть разбирающийся в чем-то одном. Теперь же человеку надо общаться на «ты» не только с паяльником, но и с программным кодом…
– Да, таково требование времени. В современном мире для производства продукта требуются знания в самых различных областях. Однако есть люди, которые пытаются все сделать в одиночку, а есть те, кто объединяется в небольшие команды, где кто-то хорошо разбирается в аппаратной части («железе»), кто-то – в прикладном ПО, а кто-то – в бизнесе. Как раз такие команды и являются стартапами. Здесь нет ничего нового, мир становится все сложнее, движется все быстрее, что определяется только требованием времени.
IT-индустрия все время своего существования держалась именно на энтузиастах, на подвижниках, на людях, приносивших новые идеи. Именно они заставляют ее двигаться вперед.
– Что можно сделать в конкретных российских условиях? Раньше существовали дворцы пионеров, кружки... При всех смешных подробностях они содержали в себе серьезный, идеологически важный смысл, так как питали кадрами объединения специалистов, позволяли людям сделать реальный выбор в отношении своей профессии, наполняли ряды абитуриентов МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, других технических вузов. Потом все это рассыпалось. И теперь, даже если хочется сделать что-то в этом отношении, непонятно, куда идти.
– Действительно, если раньше мы все свое время проводили на улице, то нынешние дети и подростки проводят его в Интернете. На смену дворцам технического творчества, клубам юных радиолюбителей и т.д. пришли интернет-площадки, форумы и сообщества в социальных сетях. Именно там теперь обмениваются информацией, проходят мастер-классы, находят партнеров и советчиков. Мир меняется, и новое место встречи энтузиастов – Интернет. В 2015 году мы будем инвестировать в развитие интернет-сообществ, объединяющих энтузиастов, которые работают с нашими опытными образцами.
– Что бы ты выделил еще, кроме сферы мобильных технологий, в качестве главной тенденции?
– Одно направление, которое играет все большую роль, – это симуляторы. Людям нужно писать софт для тех устройств, которых просто еще нет в природе. Симуляторы становятся более важной частью бизнеса, и в России это одно из направлений развития. Кроме того, следует выделить аналитику «больших данных». В России есть несколько проектов, один из них связан с разработкой математической базы для анализа больших объемов данных, а второй, более прикладной, это одновременная обработка видеоинформации, получаемой с многочисленных камер, который может применяться в развлекательной индустрии и в спорте – данные о движении спортсменов во время игр и тренировок с наложением на них пульса и артериального давления. Значительный рост в 2015 году будет происходить в области безопасности и в программных сетях (software defined network).
В высокопроизводительных вычислениях ведущими игроками были национальные агентства и институты. Супервычисления – это «Формула-1» компьютерного рынка. Не являясь прибыльной, эта сфера тем не менее является прорывной. Кроме того, даже в области суперкомпьютеров происходит интеграция на уровне чипа. Ранее «система на кристалле» была атрибутом процессорных решений для мобильных устройств. Теперь она приходит в супервычисления. Главный принцип – интеграция все большего числа модулей в теле микросхемы.
Другой важный вопрос – энергопотребление. Для достижения минимального масштаба системы нам по-прежнему не хватает возможностей снизить ее энергопотребление. А его надо понижать. И здесь возникает много интересных задач с точки зрения технологий.