Письмо печатными буквами определяет и смысл, и грамматику текста. В России это давно уже поняли. Фото Владимира Захарина
Наверное, финны ведают, что творят. И к принятию этого решения они подошли с холодной головой и по трезвому размышлению. А решение это и в самом деле нетривиальное – в Финляндии отменяется… рукописное письмо.
Немецкая медиакомпания Deutsche Welle (DW) сообщила, со ссылкой на телерадиокомпанию Westdeutscher Rundfunk (WDR), что «с осени 2016 года в Финляндии отменят обязательное обучение в школах письму прописью». «По мнению финского Министерства образования, школьники должны больше времени проводить не над тетрадями, а за компьютером, набирая текст с помощью клавиатуры», – передает DW. То есть финским школьникам больше не нужно будет учиться писать ручкой – ни шариковой, ни перьевой. А равно и фломастерами, и карандашами.
Впрочем, в Финляндии в качестве паллиатива все же разрешат обучать детей пользованию при письме ручкой или карандашом. Но… При этом на уроках школьники будут писать впредь печатными буквами. (Вспоминается эпизод из фильма «Его звали Роберт»: робот-андроид заполняет телеграфный бланк печатными буквами со скоростью матричного принтера!)
Но у финнов все – по-серьезному. «Эта инициатива, по нашему мнению, только фиксирует положение дел, которое сложилось уже давно в европейских и американских школах как повседневная и не подвергающаяся сомнению практика. Замена традиционных письменных графем имитацией печатных букв получает все большее распространение и не воспринимается в общественном сознании как нечто предосудительное или опасное, – комментируют по просьбе «НГ-науки» инициативу Министерства образования Финляндии кандидат философских наук Валерий Лысенко и кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Владимир Новичков. – Известно, что финское образование – одно из лучших (если не лучшее) в Европе; можно быть уверенным, что предлагаемая манера письма не вызовет негативных последствий для учащихся финских образовательных учреждений. Что касается России, то подобные нововведения у нас нуждаются в широком общественном обсуждении».
Действительно, как подчеркивает та же DW, в некоторых федеральных землях Германии, например в Северном Рейне-Вестфалии, уже сейчас в начальной школе разрешено писать исключительно печатными буквами.
В 2009 году итальянский писатель, семиотик и философ Умберто Эко опубликовал эссе «Утраченное искусство чистописания». Так он откликнулся на появившиеся тогда результаты исследования, согласно которому «половина итальянских школьников, приученных к печати на компьютере и текстовым сообщениям в телефонах, справляется с рукописными буквами с большим трудом».
По мнению автора знаменитого романа «Имя розы», утрата благородного навыка чистописания началась задолго до эры компьютеров - с изобретения шариковой ручки, которая убила в рукописных текстах «душу, стиль и личность». Письмо же пером и чернилами требовало от ребенка усердия и неторопливости. Кроме того, чистописание нуждается в твердой руке и хорошей координации руки и глаза.
Умберто Эко напоминал, что многие искусства прошлого все еще живы: верховая езда, фехтование, парусный спорт, коллекционирование марок и пешие походы и восхождения. Он призывает родителей ради «психомоторного благополучия» детей отправлять их в каллиграфические школы.
Другими словами, цивилизация возвращается к начальному своему уровню, но только на новом витке эволюционной спирали: именно печатным шрифтом и создавались первые глиняные таблички с записями и наши любимые берестяные грамоты.
Но все-таки сдержанная настороженность в словах наших экспертов чувствуется. Оно и понятно. Так, по данным кандидата технических наук, старшего научного сотрудника Всероссийского института научной и технической информации РАН Марии Михеенковой, которые она приводила на заседании круглого стола в РГГУ «Современное состояние и перспективы развития когнитивной науки в России» (2010), более 48% детей в Российской Федерации не осваивают письмо и чтение. «Возможно, это результат интенсификации познавательного процесса. В том числе из-за раннего приобщения к персональным компьютерам – в пять-шесть лет, – отмечала Мария Михеенкова. – Никакого позитивного эффекта это не дает. Мы призываем к внедрению информационных технологий в школе, но абсолютно не знаем, а готовы ли к этому дети». А вот финские дети, похоже, созрели.
С началом тотального переноса писательских и читательских практик с бумажного носителя на электронные принципиально меняется и характер так называемого печатного слова. Галактика Гуттенберга, о которой с таким пафосом говорил знаменитый канадский социолог Маршал Маклюен, «схлопывается». Или, наоборот, разлетается вдребезги на элементарные кусочки – символы, иконки, индексы… Вот уже и в российских университетах студенты пишут дипломные работы на тему «Программный модуль помощи стихосложению».
Всемирно известный филолог и культуролог Юрий Лотман отмечал в свое время: «…Очевидно, что письменная печатная и письменная рукописная разновидности текста получают совершенно различную прагматику, так же как устная ораторская речь и шепот. Конечным пунктом здесь будет внутренняя речь. Строка Мандельштама: Я скажу это начерно – шепотом… – примечательно сближает неперебеленный, незаконченный черновик – запись «для себя» – и шепот». Вот у финнов теперь эти «неперебеленные, незаконченные черновики» в ближайшей перспективе исчезнут совсем.
В любом случае более или менее понятно, что человек приобретает, переходя на чтение с букридера и на письмо с «клавы» (клавиатуры). Менее очевидны изменения вида homo sapiens, которые его ожидают с переходом на «долбежку по клаве». А изменится ни много ни мало сначала функциональность различных отделов головного мозга, а затем и физиологическая структура этих отделов. Ничего не поделаешь – эволюция.
И под этим тоже – нейрофизиологическая подкладка. Хорошо известно, что тактильные и вестибулярные впечатления становятся доступны эмбрионам на самых ранних этапах развития; затем появляются вкус и обоняние, затем – слух.
А вот зрение – в последнюю очередь. Но мало того, не так давно российские ученые из Института психологии РАН экспериментально установили, что прилагательные, связанные именно с тактильными ощущениями, вызывают самый мощный эмоциональный ответ: бархатный, бритый, вибрирующий, кожный, ощутимый, потный, прохладный, пуховый, пушистый, сухой, увлажнительный, шелковый, шерстистый…
Сама постановка проблемы не новость. Психологи давно уже к ней подбирались.
Выдающийся русский книговед и библиограф Михаил Куфаев в своем докладе «Библиофилия и библиомания», сделанном на заседании пленума библиологического отдела Государственной академии художественных наук 29 ноября 1926 года, «в качестве привходящих явлений», присущих библиоманам и библиофилам, отмечает: «...чувственное удовольствие от прикосновения, половая психопатия (книгу одевают в кожу, шелк, атлас). Обоняние книги. В буржуазном обществе книга окружает субъект во всякое время, в том числе в эпоху половой зрелости (условный рефлекс)».
У электронной «читалки» e-book такая тактильность немыслима! А следовательно, и мозги у человека будут формироваться совсем по-другому. Хуже или лучше, опасно или безопасно – это все вопросы, требующие отдельных, фундаментальных исследований.
Кстати, заметим, что в 2012 году министр образования и социальной защиты детей Великобритании Элизабет Трасс объявила, что английским школьникам будет запрещено пользоваться калькуляторами при сдаче государственных экзаменов по математике в 11 лет. Министерство также планирует ограничить использование этих приборов на занятиях в начальной школе. Изменения вступили в силу с 2014 года.
По словам Элизабет Трасс, которые приводит агентство Би-би-си, прежде чем научиться пользоваться калькуляторами, школьники должны в совершенстве освоить приемы сложения, вычитания, деления и выучить наизусть таблицу умножения. По новому учебному плану дети должны будут начинать активно использовать калькуляторы на занятиях в конце обучения в начальной школе, как правило, в возрасте 10 лет.
Для обоснования необходимости реформ Трасс ссылалась на положительный опыт штата Массачусетс, Сингапура и Гонконга, где также запрещены калькуляторы в младших классах.
И в связи с этим, возвращаясь опять к инициативе финского Министерства образования о замене письменной рукописной разновидности текстов на письменные печатные тексты, от тревожных вопросов не уйти. «Некоторые российские психологи и физиологи полагают, что такая замена будет отрицательно влиять на качество мелкой моторики детской руки, очень важное для развития координации глаза, руки и мозга и соответствующей организации телесности, что повредит в конечном результате становлению человека в ребенке, – отмечают Валерий Лысенко и Владимир Новичков. – Они же указывают и на то, что предлагаемая финнами практика может опрокинуть наметившийся общецивилизационный тренд на очеловечивание машины и привести к машинизации человека, имея в виду переход к доминирующей роли компьютерных технологий в школьном обучении».
Известный нейропсихолог, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Черниговская отмечала, что в СПбГУ с 2010 года открыта была магистерская программа – «Когнитивные исследования: междисциплинарный подход к языку». Тут пригодятся все – лингвисты, психологи, биологи, философы… В том же СПбГУ уже проводились исследования по программе «От нейрона к сознанию»...
А пока ученые изучают тонкие механизмы эволюции от нейрона к сознанию, «горячее» Министерство образования Финляндии решило, по-видимому, в масштабах всей страны испытать все особенности такого перехода. Валерий Лысенко и Владимир Новичков подчеркивают, что «с переходом к письму печатными буквами (особенно в российском образовании) произойдет неизбежное падение уровня грамотности, и так не очень высокого, – однако нет сомнения, что противостоять этому процессу можно совершенствованием методик обучения грамотной устной и письменной речи».
Одно беспокоит: как у нас умеют совершенствовать методики обучения чему бы то ни было, мы тоже все хорошо знаем. И финнам в этом сами можем дать сто очков вперед.
Впрочем, все, возможно, объясняется вполне банальными причинами. В октябре прошлого года рейтинговое агентство Standard & Poor понизило рейтинг Финляндии с АА+ до ААА. И тут же премьер-министр Финляндии Александер Стубб заявил в интервью телеканалу CNBC: «iPhone убил Nokia, а iPad прикончил бумажную промышленность Финляндии, но мы вернемся!». Вот они и возвращаются.