Распределение ответов на вопрос: «Как вы оцениваете изменения, которые произошли с Российской Академией наук за последний год?» (%). Источник: Холдинг «Ромир», ноябрь 2014 года
В минувший понедельник, 8 декабря, Владимир Путин провел заседание Совета при президенте по науке и образованию, посвященное преобразованиям в академическом секторе фундаментальных научных исследований: разделению функций Академии наук и созданного год назад Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Мероприятие состоялось в здании Государственного Эрмитажа, который в эти дни отмечает 250-летие. Неожиданно резким стало выступление на этом заседании президента РАН Владимира Фортова. «Подводя краткий итог первого этапа, мы видим, что он прошел под лозунгом: «Сделай так, чтобы ученые не почувствовали перехода от РАН к ФАНО!» Но ведь реформа затевалась не для того, чтобы ученые не почувствовали, а как раз для того, чтобы они почувствовали изменения к лучшему, – отметил академик Фортов. – В результате у нас в науке сложилась юмористическая ситуация, когда центр компетенции находится в одном месте – в Академии наук, а центр управления – в другом, в ФАНО. Такой дуализм, как следует из теории управления, ведет к неустойчивости и в результате – к аварии. В нашем случае авария – это когда Академия превратится в клуб ученых, а ФАНО – в еще одну параллельную академию наук».
Владимир Путин согласился с тем, что надо рассмотреть вопрос о повышении академических стипендий и продлении моратория на любое распоряжение имуществом РАН еще на один год. Между тем первые отклики в научном сообществе на заседание Совета по науке и образованию можно выразить вопросом: «Продлим мораторий на разгром науки?»
Накануне заседания исследовательский холдинг «Ромир» провел комплексное исследование, направленное на изучение мнения сотрудников научных институтов и членов их семей на произошедшие изменения в связи с реорганизацией РАН. По мнению респондентов, реорганизация РАН не эффективна – 51% опрошенных считают, что с помощью реформы не удалось решить ни одной проблемы. Лишь 7% опрошенных ответили, что благодаря реформе стало возможным решение 10% всех существующих проблем.