0
15595
Газета Наука и технологии Интернет-версия

08.10.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Какого Хирша нам надо?

Андрей Юревич

Об авторе: Андрей Владиславович Юревич – член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН.

Тэги: индекс хирша, наука, ученый


индекс хирша, наука, ученый Никакой индекс Хирша не способен оценить все значение научной информации, заключенной в этих томах. Фото Андрея Ваганова

Один из наших российских способов освоения приходящих с Запада социальных нововведений состоит в том, что мы их сначала категорически отвергаем, а затем осваиваем, изменив до неузнаваемости, и начинаем воспринимать как свои.

Подобную траекторию проделало и отношение нашего научного сообщества к наукометрическим показателям научной продуктивности. Сначала мы их категорически отвергали, в посвященных им дискуссиях постоянно акцентируя их вред для науки, что было вполне обоснованно. Однако в дальнейшем стадия отвержения, например, индекса Хирша, показывающего, сколько высокоцитируемых работ имеет ученый, сменилась стадией его освоения.

Более точное определение индекса Хирша выглядит так: ученый имеет индекс h, если h из его Np статей цитируются как минимум h раз каждая, в то время как оставшиеся (Np–h) статей цитируются не более чем h раз каждая. Многие наши ученые с увлечением занялись «накачиванием» своего индекса и сопоставлением его с показателями коллег. Появилась даже соответствующая услуга, оказываемая некоторыми организациями и выражаемая объявлением: «Повышаем индекс Хирша».

При этом, как водится у нас, и первоначально высказывавшиеся аргументы против внедрения подобной практики оказались подзабытыми, и истинный смысл наукометрических показателей сейчас мало кого волнует. Практика их вычисления, а также форсирования оказалась далекой от той, которая характерна для мировой науки.

Прежде всего наши ученые «играют» в наш внутренний Хирш, вычисляемый в рамках Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) – базы данных, причем далеко не полной, о публикациях и цитируемости отечественных ученых, а их соответствующий показатель в мировой науке не пользуется популярностью. Это и понятно: основная часть отечественных ученых публикуются на русском языке, имеют приличные показатели цитирования в отечественной науке, а зарубежные коллеги не могут похвастать цитированием, словом, предпочитают следить за своими показателями там, где они выше. Вообще же РИНЦ – это наш достойный «ответ Чемберлену», напоминающий органическое дополнение чемпионата мира чемпионатом России, где голы забивать проще.

С наступлением стадии освоения наукометрических индексов произошло и изменение их содержания. До ее начала внутренний индекс Хирша наших ученых был «девственным», а с ее наступлением приобрел «окультуренный» характер, теперь индекс многих из них можно охарактеризовать как «искусственно выращенный». При этом так называемые китайские технологии его наращивания, такие, как перекрестное цитирование и др., у нас пока не приобрели широкого распространения, хотя тоже начинают внедряться.

Активнее используется другая стратегия: ввиду существенной неполноты статистики РИНЦ наши ученые стремятся улучшить свою статистику, оказывая давление на его составителей, прикрепляя свои публикации, и т.п. А в большинстве научно-образовательных организаций появились штатные сотрудники наукометрических индексов, которые повышают индексы своим маститым коллегам, дабы улучшить показатели организации, если сами маститые коллеги не в состоянии это делать ввиду своей компьютерной безграмотности.

Это приводит к тому, что в различных социогуманитарных науках, практикующих опросы населения, называется «сдвигом выборки», в результате которого наукометрические индексы характеризуют не столько популярность работ ученого, сколько меру его активности в наращивании своих показателей.

Так, по существующим оценкам, в базу данных РИНЦ к настоящему времени попадает примерно половина публикаций большинства ученых, однако активно занимающиеся повышением своих показателей существенно повышают эту долю. То есть цитирование примерно 50% публикаций одних ученых сопоставляются, скажем, с 80% публикаций других, что и означает «сдвиг выборки».

Отследить искусственное повышение индекса Хирша достаточно просто: резкое, стремительное повышение этого показателя выдает его форсированный характер. Уместна аналогия со спортом: если мышечная масса какого-либо спортсмена резко нарастает, его начинают подозревать в применении искусственных стимуляторов.

Правда, в отличие от спорта в распространении подобной практики не усматривается ничего плохого: мол, усеченные показатели, вычисляемые РИНЦ, приближаются к более полным показателям, которые более адекватны, чем усеченные. Но при этом равно урезанная для всех ученых выборочная картина, формируемая «девственными» показателями, подменяется искаженной картиной, отражающей разную активность в их повышении, в результате чего они утрачивают даже свой исходный, весьма сомнительный смысл.

Кроме того, в отечественной науке воспроизводится то, что характерно для мировой науки: значительная часть ученых тратит основные усилия не на подготовку новых публикаций, а на «разыгрывание» уже имеющихся в соответствии с принципом: «Ученым можешь ты не быть, но Хирш большой иметь обязан».

Можно предсказать и другие негативные последствия перехода нашего научного сообщества к активному освоению наукометрических показателей, в том числе «хиршемании», которые дадут о себе знать в ближайшем будущем. Так что вопрос о том, «идти ли нам на Хирш?», поднимавшийся во многих дискуссиях, не только не утрачивает прежней актуальности, но и приобретает новую.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1111
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1372
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1248
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1224

Другие новости