Очередную сессию Генассамблеи ООН откроет министр иностранных дел Уганды Сэм Кутеса. Фото с сайта www.un.org
Перед очередной сессией Генеральной Ассамблеи ООН среди главных дипломатов появился африканец из так называемой черной Африки, той ее части, которая находится южнее Сахары. Председателем 69-й сессии ГА ООН был избран министр иностранных дел Уганды Сэм Кутеса. Это событие следует рассматривать не только как обычную ротацию председателей ГА ООН, а скорее как проявление внимания международного сообщества к значению этого субконтинента в международных отношениях, острым проблемам и перспективам его развития.
Визитная карточка Уганды
Уганда – небольшая экваториальная страна с населением около 20 млн человек, расположенная в Восточной Африке у озера Виктория. Столица – город Кампала, живописно разместившийся на семи зеленых холмах. Природно-климатические условия весьма благоприятные. В Уганде – истоки Нила. На рубеже XIX–XX веков, в период развития сионистского движения, Уганда даже рассматривалась как территория, подходящая для создания еврейского государства.
Наиболее крупными народностями являются баганда, баньянколе, басога и баторо, населяющие нынешние провинции, а в доколониальные времена феодальные государства – Буганду (наиболее развитое), Буньоро, Анколе и Торо. В 1900 году они оказались под британским протекторатом.
В 1962 году Уганда стала независимым государством, республикой, а «отцом нации», ее первым президентом по Конституции 1967 года стал Милтон Оботе, лидер партии «Народный конгресс Уганды», просоциалистической ориентации, о чем свидетельствовала ее программа «Хартия простого человека».
Основа экономики страны – сельское хозяйство. Среди главных экспортных культур – кофе, хлопок и чай. Добывается некоторое количество полезных ископаемых – фосфата, бериллия, олова.
В стране заметно растет уровень грамотности и функционирует университетский колледж Макерере. Государственный язык – английский, а в обиходе распространены луганда, суахили и другие языки банту.
Новейшая история Уганды, ее судьба и развитие мало отличаются от других стран Тропической Африки. Она не избежала междоусобной войны и военного переворота – в 1971 году у власти оказалась такая одиозная фигура, как генерал Иди Амин (из племени каква). Своей кровавой репрессивной политикой, скандальными заявлениями и выходками Иди Амин настроил против себя ранее тесно сотрудничавшие с Угандой соседние Танзанию и Кению. С их помощью силам сопротивления удалось в 1979 году изгнать узурпатора из страны. Ущерб социально-экономическому развитию Уганды был весьма значительным, и вооруженные столкновения продолжаются до сих пор.
Для меня Уганда имеет особое значение в связи с тем, что в середине 1960-х годов, будучи студентом МГИМО и изучая африканские языки йоруба и суахили, был направлен в открывшееся посольство СССР в этой стране для прохождения практики и изучения языка луганда. Первым послом нашей страны в Уганде был выдающийся во многих отношениях человек – Д.Ф. Сафонов, который в этом году будет отмечать свое 105-летие.
Среди моих первых африканских впечатлений, оставшихся на всю дальнейшую жизнь, были, конечно, экзотические природа и животный мир, своеобразное традиционное искусство и, разумеется, сами угандийцы – гостеприимные, спокойные в будничной жизни и весьма оживленные и веселые в праздничные дни.
Банту – значит «люди»
Субконтинент, то есть Африка южнее Сахары (АЮС), по числу племен, этнических групп, народностей и народов является уникальным. Не только исторические и природно-географические факторы, но и этническая пестрота и языковое разнообразие накладывали, естественно, свой отпечаток на социально-экономическое и культурное развитие. В АЮС насчитывается около 1500 языков различных языковых семей, групп и подгрупп, наречий и диалектов.
С учетом того, что на языках подгруппы банту (бенуэ-конголезские языки) говорит свыше 160 млн человек, полезно познакомиться с таким научным направлением африканистики, как бантуистика, этнической историей народов банту. Примечательно, что слово «банту» означает «люди».
Хотелось бы обратить внимание на такое явление, как возникновение суахилийской культуры в Восточной Африке в результате взаимодействия нескольких этносов – банту, арабов и индийцев.
Суахили – один из языков банту, возникший на рубеже XVII–XVIII веков в Восточной Африке, и его лексика отличается значительным слоем арабизмов, а современная письменность основана на базе латинской графики. Первый президент Танзании Дж. Ньерере перевел на суахили несколько шекспировских произведений. Этот язык способствовал национальной консолидации страны, а его надэтнический характер привел к широкому его распространению как средства межэтнического общения в странах Восточной и Центральной Африки.
В таких странах Западной Африки, как Сьерра-Леоне и Либерия, в результате этноязыкового взаимодействия на базе упрощенного варианта английского сформировались креольские языки как средство межэтнического общения.
Привнесенные европейские языки, в свою очередь, стали национально-консолидирующим фактором при государственном строительстве. В то же время освоение аборигенами иностранных языков не могло не менять их морально-нравственные принципы и духовные ценности, образ жизни, привычки, мышление и поведение.
Вуду в помощь
Диалог между человеком и
богом происходит не напрямую, а через подобных посредников. Фото Reuters |
Считается, что, несмотря на распространение христианства и ислама, около половины населения АЮС продолжает практиковать в разных формах анимизм – веру в души божеств и умерших предков. Правда, он уже нередко трансформируется в некий синтез традиционной языческой веры с христианскими или исламскими постулатами и мифологией.
Общее содержание традиционных религиозно-философских концепций народов АЮС заключается в том, что высший бог-творец – у народа йоруба в Нигерии это, например, бог-создатель Олорун, в переводе «господин неба» – сотворил мир и оставил его, наблюдая и управляя им издалека с помощью второстепенных божеств и духов. Среди них у тех же йоруба – клановое божество Шанго. Многовековой диалог между человеком и богом происходит поэтому как бы не напрямую, а через подобных посредников.
С мифическим сознанием и отражением в нем действительности связан также тотемизм–комплекс верований, присущих первобытному обществу, представление о родстве между родовой группой людей и тотемом-предметом живой или неживой природы, например леопардом или баобабом. Поэтому можно наблюдать зооморфные маски во время традиционных обрядов у некоторых племен.
Еще одним составным элементом архаического сознания является фетишизм – вера в неодушевленные предметы, якобы наделенные сверхъестественной силой, источник которой не доступен для человеческого понимания. Среди них находятся скульптурные изображения разных размеров и видов, маски, барабаны (прежде всего тамтамы), обереги, амулеты и талисманы под названием «гри-гри» и т.д.
Конечно, в традиционных африканских верованиях исключительное место занимают магия и мистицизм. Магия воспринимается как средство, с помощью которого можно достичь желаемых целей в реальном и нереальном мире. Отсюда и всеобщая боязнь колдовства.
Считается, что все несчастья, беды и болезни происходят либо из-за нарушения табуированных запретов, воли и правопорядка, установленного предками, либо из-за вмешательства колдунов. Этим и объясняется появление страха у мужчин оказаться импотентами, а у женщин – бесплодными, что нарушает установленный круговорот жизни и смерти.
В Западной Африке на рыночных развалах нередко можно увидеть деревянные фигурки или тряпичные куклы так называемой магии вуду, с воткнутыми в них гвоздями или булавками, служащими заклятиями в адрес избранного объекта – врага/недруга. Такой символический образ становится зловещим посредником между тем, кто проводит подобный колдовской обряд, и человеком, на разрушение жизненной энергии которого он направлен с помощью злых духов.
Особо следует остановиться на культе предков, который, по мнению исследователей этого явления, занимает самое важное место в традиционных африканских верованиях.
В основе культа предков лежит вера в то, что существование человека после смерти не прекращается и он продолжает жить, однако в ином состоянии, то есть перевоплощается в духа. Сложилась своеобразная иерархия духов предков, высшую ступень в которой занимают родоначальники, за ними следуют духи предков этнической общины, племени, рода и, наконец, семьи. У народов баганда (Уганда) это, например, Кинту. Часто используемая поговорка – «Абаана ба Кинту табагверала далла»: «Дети Кинту никогда не пропадут».
Считается, что от степени почитания и уважения усопших зависит их загробная жизнь. В свою очередь, духи усопших могут помогать живущим. Насколько сильны еще эти верования, демонстрируют, например, недавние похороны первого чернокожего президента ЮАР Нельсона Манделы.
Браку уделяется исключительное внимание, ибо в бракосочетании переплетаются социально-экономические и культурные факторы, в том числе традиции и обычаи. Считают, что в нем прошлое сливается с настоящим и переходит в будущее. Подбор невесты или жениха – весьма длительная процедура, нередко включающая в себя консультации у прорицателей и колдунов. Женская красота, разумеется, ценится, но не считается главным достоинством. Большое значение придается таким качествам, как умение вести хозяйство, бережливость, терпение, доброта и соблюдение заветов предков. Отношение к добрачным половым связям в целом снисходительное, однако после брака жена должна строго сохранять верность мужу.
Традиционный выкуп при бракосочетании не является платой за невесту. Это обмен взаимными обязательствами в случае семейного конфликта, так как женщина может уйти от мужа, и тогда он должен вернуть выкуп или часть его. В наше время форма выкупа все чаще приобретает символический характер.
Женщина-африканка прежде всего выступает как хранительница домашнего очага и не чувствует себя униженной тяжелым физическим трудом, так как именно на ней держится дом и семья. Несмотря на кажущуюся покорность и зависимость, женщины ведут весьма деятельный образ жизни и по-своему пользуются влиянием.
Женщина нередко держит мужа под своим контролем, шантажируя его угрозами публичного скандала или возвращения в свой родительский дом. И муж боится быть униженным в глазах общины. Полигамия допускается и в неисламизированных семьях. После смерти мужа вдова может перейти к его младшему брату.
Искусство без эталонов
По мере углубления моего знакомства с Африкой южнее Сахары все больше открывался для меня увлекательный мир традиционного африканского искусства этого региона, в котором сливались воедино религия, мифы и магия. При этом надо иметь в виду, что африканской культуре были свойственны и произведения искусства, выполненные в высокой реалистической манере, относящиеся к первому тысячелетию до новой эры и раннему Средневековью.
Женщина-африканка прежде всего выступает
как хранительница домашнего очага и не чувствует себя униженной тяжелым физическим трудом. Фото Reuters |
До сих пор, кстати, для ученых остаются загадкой и источники космологических знаний, отраженных в мифологии западноафриканского племени догонов.
Для лучшего понимания и эстетической оценки произведений объемного искусства Тропической Африки, их символической трактовки необходимо учитывать своеобразие исторического развития и условия духовной и повседневной жизни африканцев, до недавнего времени сохранявшей мифологическую форму общественного сознания, в том числе художественного.
Живописи как жанра искусства в его классическом понимании в АЮС не было, и палитра ограничивалась в основном тремя цветами. Белый считается цветом чистоты, признаком божественного и сверхъестественного. Красный, особенно красно-коричневый, символизирует красоту и кровное братство, жизненную силу. Черный же – это цвет зла и болезней.
В числе заметных черт скульптурно-масочного искусства выделяется разнообразие приемов и средств при их создании даже при соблюдении общего стилистического единства. Отсутствие постоянных эталонов дает мастеру простор для творческого воображения и импровизации.
Для традиционного искусства характерны два основных вида – скульптурные фигуры (статуэтки) и маски, рассматриваемые как символическое вместилище духов божеств и предков. Их задача – обеспечить установление контактов со священным и потусторонним миром. Если эмоционально-психологическое воздействие статуи заключается в ее торжественной статичности, то в воздействии маски кроме ее внешнего выразительного оформления большую роль играет движение во время ритуальной церемонии.
Общий принцип формирования скульптурного изображения получил название принципа тяжести, то есть своеобразного ритма, когда масса, объем, соотношение части и целого в произведении искусства создает выразительный контраст, подчеркивающий определяющие признаки образа – социальное положение, половую и племенную принадлежность (в том числе за счет специальных насечек на поверхности объекта), позу и т.д. Обычно это, например, непропорционально большая голова и маленькие ноги.
Негритюд и поиски идентичности
По мнению этнопсихологов, среди первых шагов, направленных к пониманию современных нам, но живущих как бы в иных измерениях людей, их образа жизни и мышления, складывавшихся даже не в течение веков, а тысячелетий, следует признать наличие некоего причудливого сочетания веры и знания. Ученые обращают внимание на нечеткость границы, проводимой сознанием архаического типа, находящегося в состоянии обновления, между очевидным и невероятным.
Данный феномен отнюдь нельзя объяснить некой умственной отсталостью или иррационализмом. Именно в этом и проявляется своеобразный дуализм сознания, сочетающего веру в то, что нам представляется суеверием или пережитком прошлого, и большим прагматизмом в подходе к вопросам повседневной жизни, например, владение глубокими знаниями приемов ведения местных земледельческих работ, предприимчивости, а в наше время способность молодых африканцев успешно осваивать современные информационные технологии, проводить научно-исследовательские изыскания.
С этим связана и своеобразная двойственность понятий в мышлении. Любой отдельный предмет может иметь одновременно как свою физическую материальность, так и не воспринимаемые сразу особые свойства, о чем свидетельствует, например, такое явление как фетишизм.
Нельзя, конечно, пройти мимо теории «негритюда», выдвинутой западноафриканскими интеллектуалами, среди которых был первый президент Сенегала Леопольд Седар Сенгор, с ярко выраженным афроевропейским менталитетом. В этой концепции, в частности, подчеркивается особая эмоциональность африканцев в отличие от европейцев с их рационализмом.
В этом отражается процесс поиска африканскими мыслителями своей самоидентификации в современной мировой культуре. С позиции историко-философского подхода ставится на обсуждение вопрос признания существования традиционной африканской философии, как, например, индийской или китайской.
Что касается литературы стран АЮС, то ее становление началось на рубеже XIX–XX веков с постепенным формированием писателей-профессионалов. Письменность в странах АЮС появилась с приходом европейцев.
Первоначально главными темами были воспевание, идеализация прошлого и борьба за национальную независимость. Позднее актуализировались темы национального строительства, столкновение и синтез традиционных и современных морально-этических ценностей, отражение настроений разных слоев складывающегося общества, процесс перехода от общинно-племенного сознания к личностному и гражданско-общественному. Поиск новых литературных форм сводится к обогащению используемых европейских языков элементами африканских. Среди наиболее заметных авторов этого периода следует в первую очередь назвать таких, как Л. Сенгор (Сенегал), Р. Серумага (Уганда), А. Тутуола и В. Шойинка (Нигерия). Есть, конечно, и другие.
* * *
Что такое Африка сегодня, куда она движется, какие перспективы ее ждут и что в этой связи должна делать Россия – здесь свое слово должны сказать наши ученые, дипломаты и бизнесмены. Чтобы найти пути и возможности для наполнения практическим содержанием завершающего основной текст пункта 94 обновленной Концепции внешней политики РФ, где говорится о расширении разнопланового взаимодействия с африканскими государствами, представляется целесообразным начать эту работу с устранения информационно-аналитического вакуума в отношении этого субрегиона.
Будем надеяться также, что инициатива чрезвычайного и полномочного посла РФ В.Е. Егошкина по созданию в Москве Центра африканской культуры при поддержке Института Африки РАН РФ и других заинтересованных учреждений и организаций осуществится в ближайшее время.