0
22911
Газета Наука Интернет-версия

25.06.2014 00:01:00

От советологии – к Russian Studies

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Краснова, Наталья Вострикова Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор. Наталья Александровна Вострикова – кандидат педагогических наук, заместитель директора Института международных программ Российского университета дружбы народов.

Тэги: образование, вузы, наука, университет


Задачи, поставленные перед российскими университетами по привлечению иностранных студентов, крайне серьезны.

В рамках программ развития

Для прохождения ежегодного мониторинга московским и питерским университетам необходимо иметь не менее 3%, а региональным – 0,7% иностранных студентов от общего контингента студентов. 

Так, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» в 2014 году должен довести долю иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах (с учетом студентов из стран СНГ), до 4%, а к 2020 году – до 12%.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет должен принять на обучение 385 студентов из дальнего зарубежья (3,9% от общего контингента учащихся) и 168 студентов из стран СНГ (1,7%).

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» планирует поднять долю иностранных студентов ближнего и дальнего зарубежья до 9% и к 2020 году – до 33%.

Томский государственный университет в 2014 году доведет долю иностранных студентов, в том числе из стран СНГ, до 10% и до 15% к 2020 году.

Саратовский НИУ имени Н.Г. Чернышевского в 2014 году повысит долю студентов из дальнего зарубежья до 2% и долю студентов из стран СНГ – до 2,25%.

Санкт-Петербургский НИУ информационных технологий, механики и оптики доведет долю иностранных студентов, включая СНГ, до 8,2% и до 21,9% к 2020 году.

Приемная кампания по набору иностранных студентов стартовала, но нынешняя политическая ситуация определенно вносит в нее свои коррективы. Вопрос, из каких стран и на какие специальности привлекать иностранцев, остается открытым. Попробуем проанализировать ситуацию по привлекательным для обучения в России направлениям подготовки.

Что-то физики в загоне

Россия всегда привлекает иностранных абитуриентов на естественно-научные специальности (математика, физика, химия, биология), но желающих на них учиться во всем мире не так уж и много. А по сравнению с экономическими, юридическими специальностями их просто мизер.

Музыке и балету хотят учиться молодые люди со всего мира. К сожалению, мест для иностранных студентов в соответствии с постановлением правительства № 891 от 8 октября 2013 года «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» творческие вузы получают немного, и их количество явно не удовлетворяет имеющийся спрос.

Большой популярностью пользуются у студентов из Азии, Африки и Ближнего и Среднего Востока медицинские специальности. Считается, что стоимость обучения в российских университетах значительно ниже, чем в европейских и даже азиатских университетах. Кроме того, проходной балл для поступления в российские университеты по медицинским специальностям более низкий. А дипломы российских университетов по медицинским специальностям достаточно высоко оцениваются в мире.

Также высок интерес у иностранных абитуриентов к техническим и инженерным специальностям, прежде всего к «нефтегазовому делу». Имидж России как нефтегазовой державы понятен иностранцам, и здесь российские университеты могли бы стать лидерами международного образовательного рынка по этому направлению подготовки и смежных ему – экономика нефтегазового дела, менеджмент нефтегазового дела и право.

Иностранные выпускники российских вузов, владеющие русским языком и российскими технологиями, знающие Россию и имеющие друзей в России из числа однокашников, могли бы стать серьезной опорой в продвижении международных контрактов по всему миру.

К сожалению, это очевидное преимущество используется незначительно как российскими университетами, так и нефтяными компаниями. Достаточно проанализировать количественный контингент иностранных студентов и выпускников в нефтегазовых университетах России. По данным Центра социологических исследований (руководитель Ф.Э. Шереги), в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина в 2011/2012 учебном году обучались 878 иностранных студентов на всех уровнях обучения; в Тюменском государственном нефтегазовом университете – 343; в Уфимском государственном нефтяном техническом университете – 478.

Эволюция славяноведения

Еще одно недооцененное направление подготовки иностранных студентов, на наш взгляд, касается подготовки специалистов по России, так называемых регионоведов. Надо сказать, что эта ниша с конца XIX века заполнена английскими и американскими университетами, которые преподавали славяноведение, а именно русский язык, историю и культуру. Первые кафедры русского языка и литературы появляются в Гарвардском, Колумбийском университетах и в Беркли в начале Первой мировой войны. И немного раньше – славяноведческие факультеты в Лондонском и Ливерпульском университетах.

С появлением СССР исследования и обучение переориентируются с языка, истории и культуры на политику, экономику и идеологию, то есть на советологию. «Со второй половины 40-х годов, – пишет Андрей Некрасов в автореферате на соискание степени кандидата исторических наук, – советология уже не нуждалась в средствах, напротив, университеты и исследовательские институты, ведущие исследования, связанные с СССР и странами советского блока, получали значительное количество грантов от частных корпораций Рокфеллера, Карнеги и Форда, а также из правительственных фондов, таких как фонды ВВС и ЦРУ».

С распадом Советского Союза уже подготовленные советологи продолжили изучение России и постсоветских республик. При этом подготовка специалистов по России в зарубежных университетах продолжается, но уже под названием Russian Studies. Сейчас практически во всех крупных американских и европейских университетах идет обучение на уровне бакалавриата/магистратуры по программе Russian Studies. Как правило, не менее одного семестра иностранные студенты, изучающие русский язык, должны провести в России.

Подготовка ведется в двух направлениях: классическом, где изучают историю, культуру и литературу России, и современном, где преобладают курсы по экономике, политике России на современном этапе, такие как «Бизнес в России», «Права человека в России и Восточной Европе», «Исследование российского законодательства», «Внутренняя политика России», «Российское образование и общество».

Количественные данные студенческого контингента и предлагаемых программ в американских и английских университетах свидетельствуют, что интерес к России остается на высоком уровне. 

Что касается российских университетов, то программы Russian Studies на уровне бакалавриата и магистратуры не получили распространения. Сейчас они есть в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском государственном институте международных отношений (Университет) МИД России, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского, Южном федеральном университете, Российском университете дружбы народов, Томском государственном университете, Томском политехническом университете, Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина, Иркутском государственном университете и некоторых других.

Это свидетельствует о недооцененности программы Russian Studies, что ведет к потере контингента иностранных студентов. Уменьшаются также и возможности по сотрудничеству с зарубежными университетами, с которыми могли бы развиваться программы академического обмена и совместные образовательные проекты. Причем организация и ведение программы Russian Studies не требуют от университетов серьезных материальных вложений и дополнительного профессорско-преподавательского состава. В целом же расширение подготовки специалистов по России непосредственно в российских университетах могло бы стать одним из инструментов политики «мягкой силы».

* * *

Созданию привлекательных и востребованных программ для иностранных студентов предшествуют этап исследования образовательных рынков стран приема и повышение квалификации сотрудников международных служб университетов. Конкурентная борьба за иностранных студентов во всем мире требует поиска отдельных ниш для российских университетов, еще не занятых зарубежными вузами. Только четко построенные на базе исследований маркетинговые планы по набору иностранных студентов и квалифицированные международные службы могут дать желаемые результаты российским университетам. Без этого амбициозные планы по рекрутингу останутся только на бумаге.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1517
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3426
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2507
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2021

Другие новости