В сегодняшних условиях, когда сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья по целому ряду стратегических направлений сворачивается, гуманитарное сотрудничество становится, как никогда, важным направлением внешнеполитической деятельности. Под гуманитарным сотрудничеством прежде всего имеется в виду сотрудничество в области образования и науки в многостороннем и двустороннем формате.
С кем поведешься…
Сейчас Россия является участницей нескольких образовательных альянсов, так называемых межгосударственных образовательных пространств: Европейского союза, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества. В свою очередь, все эти альянсы стали следствием создания международных организаций с одноименными названиями. Сотрудничество в области информационного обмена, науки и образования – далеко не основное в деятельности стран – членов этих организаций. На первом плане остается сотрудничество в области экономики, политики, безопасности между странами-участницами.
В настоящее время формирование межгосударственных образовательных пространств можно считать свершившимся фактом: они развиваются, функционируют и эволюционируют, что закреплено в соответствующих многосторонних соглашениях, подписанных на самом высоком уровне. И что особенно важно, межгосударственные образовательные пространства оказывают все возрастающее влияние на развитие мирового рынка труда и состояние экспорта образовательных услуг в условиях демографического спада в странах Европы и России.
В то же время уже сейчас можно говорить о неоднозначности полученных результатов в области многостороннего образовательного сотрудничества в связи с разным уровнем развития национальных систем образования и их активностью в реализации целей образовательных пространств. К примеру, предоставление возможностей поступления в российские вузы гражданам Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана (ЕврАзЭС) на бюджетные места на общих основаниях с российскими гражданами привело к уменьшению количества контрактных студентов в российских вузах.
Образовательное сотрудничество в многостороннем формате предполагает преференции для граждан стран, входящих в тот или иной альянс. Как правило, это признание документов об образовании, позволяющее относительно свободное поступление в образовательные учреждения стран-участниц, академическую мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава, а также трудоустройство с полученными документами об образовании в странах альянса.
Так, одна из главных целей Болонского процесса – принятие системы понятных и легко сопоставимых ступеней для содействия трудоустройству граждан на европейском рынке труда в целом. И надо сказать, что эта цель достигнута европейскими странами: европейский рынок близится к перенасыщению, а в условиях кризиса отдельные страны включают защитные механизмы для преимущественного трудоустройства своих граждан.
Представляется, что назрела необходимость осознания того, что даже гуманитарное сотрудничество имеет экономические последствия, измеряемые в конкретных показателях. В связи с чем требуется анализ социально-экономической эффективности участия России в межгосударственных образовательных пространствах ЕС, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС – прежде всего для национального рынка труда высококвалифицированных кадров, трудовой мобильности.
Несимметричное образование
Сложившаяся политическая ситуация требует уточнить подходы к определению основных направлений и масштабов дальнейшего участия России в межгосударственных образовательных пространствах, к определению экономических эффектов, которые они дадут системе образования в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В связи с увеличением в октябре 2013 года количества бюджетных мест для иностранных граждан для обучения в российских вузах до 15 тыс. ежегодно, очевидно, что число иностранных студентов будет расти, прежде всего из стран СНГ. При этом анализ национальных систем выделения грантов странами СНГ показывает, что ситуация отнюдь не симметричная. Россия не является приоритетной страной для отправки своих граждан на обучение за рубеж. Так, азербайджанская молодежь обучается за счет «Государственной программы по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах в 2007–2015 годах» преимущественно в турецких вузах.
Количество российских вузов, в которых могут обучаться граждане Казахстана в рамках международной стипендии «Болашак», ежегодно сокращается. В 2014 году в список ведущих зарубежных высших учебных заведений, рекомендуемых для обучения, победителями конкурса на присуждение международной стипендии «Болашак» на 2014 год вошли 16 стран, 108 вузов академического обучения, из которых всего 21 российский вуз
Образовательное сотрудничество в рамках ШОС началось относительно недавно. Напомним, что в ШОС входят: Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Самым крупным поставщиком иностранных студентов не только в рамках ШОС, но и в мире является Китай. Ежегодно 17 тыс. граждан Китая отправляются на обучение за рубеж за счет средств правительства КНР и примерно столько же иностранных граждан принимаются на обучение в китайских вузах за счет также правительства Китая.
Больше всего граждан Китая направляются в США. В китайско-американском совместном заявлении, подписанном в 2009 году, продекларировано, что США будут поощрять обучение американцев в Китае, отправив 100 тыс. студентов в течение ближайших четырех лет. По сравнению с нынешними 20 тыс. студентов из США в Китае 100 тыс. американских студентов – это прорыв» – подчеркивает ассоциативный профессор магистерской школы образования Пекинского университета Кай Цзян.
Российско-китайская академическая мобильность пока несопоставима с китайско-американской. Пока только планируется во время «китайско-российских годов молодежных обменов» довести студенческий обмен до 9 тыс. студентов с той и другой стороны. И к 2020 году довести его до 100 тыс. человек.
Очевидно, что пришло время переводить вопросы международного образовательного и научного сотрудничества в плоскость реализации внешней политики России и уделять им первостепенное значение. Но при этом внимательно просчитывать все социально-экономические эффекты для системы образования и рынка труда.
Межвузовское международное сотрудничество ведущих российских университетов может стать важным инструментом в реализации как многостороннего, так и двустороннего сотрудничества. И отношение к реализации такого сотрудничества как внутри вузов, так и со стороны внешних организаций должно серьезно измениться.
Прошли времена, когда договоры подписывались во время коротких командировок сотрудников вуза. Понимания, что за каждым договором стоит финансирование и определенное количество усилий, еще нет в отечественной практике. Показателен пример французских университетов, которые подписывают договоры о сотрудничестве только при наличии соответствующих средств в смете университета. Вузы топ-100 подписывают договоры крайне редко и неохотно. Чаще всего их позиция такая: «Вы сначала проявите себя полезными нам в течение нескольких лет, а потом мы уже посмотрим».
Сетевые формы обучения
Самой устойчивой и долговременной формой межвузовского сотрудничества в настоящий момент является создание и реализация совместных программ между вузами-партнерами. Примерами удачного образовательного сотрудничества может стать Сетевой университет СНГ (СУ СНГ) и Университет Шанхайской организации сотрудничества. Сетевой университет СНГ как консорциум вузов был создан в 2008 году Российским университетом дружбы народов при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ.
Основная цель консорциума – учреждение СУ СНГ как системы межвузовского сотрудничества. Отсюда – веер целей: создание единого (общего) образовательного пространства вузов государств – участников СНГ путем реализации совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», новых форм межвузовского сотрудничества; создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках СНГ; содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культуры, языков, исторических и национальных традиций народов государств – участников СНГ.
В 2009–2012 годах в состав консорциума вошли 27 ведущих университета из 9 государств – участников Содружества Независимых Государств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.
Участники консорциума совместно готовят магистров в области международного права по направлению «Менеджмент» (специализации «Международный менеджмент», «Управление международными проектами»), «Экономика» (специализация «Международная торговля»), «Филология» (специализация «Русский язык и литература»), «Международные отношения» (специализация «Мировая политика»), в области информатики и энергетики по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств», «Мехатроника и роботехника» (специализация «Промышленная роботехника и роботехнические комплексы»), «Материаловедение и технологии материалов» (специализация «Ракетно-космические композитные конструкции»), «Нефтегазовое дело» (специализация «Мониторинг и техническая диагностика газотранспортных систем»), «Туризм» (специализации – «Межкультурные коммуникации в туризме», «Планирование и развитие туризма на государственном уровне»).
По завершении обучения выпускник получает два диплома: национального университета и зарубежного. Таких в 2012 году было 139 человек из 7 стран Содружества. Финансирование обучения студентов СУ СНГ – успешный пример кооперации стран СНГ. Гранты на обучение выделяются Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, правительством Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Кыргызской Республики.
Подобные инновационные проекты требуют всестороннего внимания и поддержки государства, как и переосмысление результатов участия России в образовательном и научном сотрудничестве со странами ближнего и дальнего участия.
Процесс формирования межгосударственных образовательных пространств обусловлен прежде всего необходимостью сделать высшее образование более адекватным современным экономическим требованиям и динамике развития рынка труда. Соответственно многие тенденции в высшем образовании и в стратегиях модернизации национальных образовательных систем высшего образования базируются на «реформах экономической эффективности». Оценка социально-экономической эффективности сотрудничества России в рамках перечисленных межгосударственных образовательных пространств позволит выстроить стратегию сотрудничества России со странами Европы, ЕврАзЭС, СНГ и ШОС, что в настоящее время является значимой и актуальной задачей.