Экологическое и экономическое восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека, особенно актуальны в Арктике – очень тонкой и уязвимой природной системе.
Согласно официальной статистике (государственный доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2012 году), в течение последних десятилетий происходит устойчивый прирост доли нарушенных земель, требующих восстановления. Во многом это обусловлено кризисной ситуацией, сложившейся в области инженерных изысканий в нашей стране.
Не секрет, что наибольшие потери земель наблюдаются в регионах с активно развивающейся инфраструктурой, промышленной и сопутствующей экспансией нефтегазодобывающих компаний. Несмотря на то что любое строительство не может быть развернуто и завершено без предварительной разработки мероприятий по восстановлению нарушенных земель, их согласования с арендодателями и собственниками участков, прохождения государственной экспертизы, анализа эффективности восстановительных работ в ходе строительства и после его завершения в рамках производственного экологического контроля и мониторинга, размеры бедлендов (плохих земель) продолжают расти, угрожая экологической и продовольственной безопасности регионов.
Существует ряд объективных факторов, препятствующих решению этой проблемы. Главная причина кроется в недостаточно эффективном взаимодействии между всеми заинтересованными сторонами – собственниками и арендаторами земель, изыскательскими, проектными и строительными организациями, государственными структурами, осуществляющими контрольные и надзорные функции.
Другой немаловажный фактор – размытость и недостаточная детальность нормативно-правовой базы для проектирования и осуществления рекультивации. Основным нормативным документом, определяющим процедуру восстановления нарушенных земель на территории России, являются «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (ПСП)», утвержденные Приказом Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.95 № 585.
В землеемких отраслях и крупных компаниях – арендаторах земель, в том числе нефтегазовых, разработаны и применяются отраслевые и корпоративные стандарты для проектирования рекультивации. Содержательно все эти документы очень близки и обладают рядом общих объективных недостатков. К примеру, они недостаточно проработаны в части, касающейся изучения и оценки состояния почвенного покрова.
Именно отсутствие национальной классификации почвы и связанной с ней системой бонитировки является одной из главных проблем, осложняющих практику охраны земель на территории России. Под бонитировкой почвы (от лат. Bonitas – доброкачественность) понимается сравнительная оценка качества почвы, ее потенциального плодородия и производительной способности. Между тем именно почвенный покров – центральный объект не только рекультивации, но и инженерно-экологических изысканий. Классификация почвы 1977 года (Классификация и диагностика почв СССР. М.: Колос, 1977) фактически используется изыскателями и землепользователями, но она не распространяется на всю территорию России и не в полной мере соответствует современным требованиям практики изысканий почвы, рекультивации и мониторинга, актуальной почвоохранной проблематике.
Кроме того, отсутствуют единые принципы выполнения почвенной съемки. Как следствие становится невозможно сопоставить ее результаты с фондовыми данными и в дальнейшем использовать для создания единой базы данных о состоянии почвенного покрова России.
Между тем потребность в такой базе данных очевидна: на основе единой классификации и с привязкой к системе кадастрового учета земель должна быть создана географическая информационная система федерального уровня. В ее структуре важно наличие блока «качество почвы», пополняемого по результатам новых изысканий и доступного для всех заинтересованных сторон. Эта же система может являться источником региональных и локальных (для ранее обследованных территорий) фоновых концентраций загрязняющих веществ в почвенном покрове.
Кстати, наименее изученные почвы обширной азиатской части РФ были и остаются белым пятном, не обеспеченным актуальными данными о качестве и уровне деградации. Так, Институт экологического проектирования и изысканий готов предоставить собственные данные инженерно-экологических изысканий, которые накоплены за годы работы, для создания единой ГИС федерального уровня, в частности для наполнения информацией разделов «почвенный покров» и «качество почвы», обновляемых по результатам новых исследований и доступных для всех заинтересованных сторон.
Возвращаясь к проблеме состояния земель, стоит отметить, что сегодня не установлено единой процедуры получения арендатором или проектировщиком технических условий на рекультивацию земель. В наиболее благоприятном случае и сами техусловия, и требования к проектам рекультивации оформляются постановлением главы администрации и могут быть получены на официальном сайте муниципального образования.
При проектировании рекультивации участков лесного фонда следует опираться на требования лесных планов субъекта России, а также лесохозяйственного регламента соответствующего лесничества. В аграрных регионах обычной практикой стало формирование сводных технических условий для всех землепользователей конкретного муниципального района и их утверждение главой района.
Технические условия наряду с пакетом землеустроительной документации входят в число основных исходных данных для разработки проекта рекультивации земель. В этом же перечне материалы предпроектных инженерно-экологических изысканий, географическая основа масштаба 1:10 000 или крупнее, проект организации строительства, проект полосы отвода (для линейных объектов), природоохранные разделы проектной документации (в случае их готовности).
Проведение мероприятий по восстановлению (рекультивации) земель предъявляет более высокие требования к материалам инженерно-экологических изысканий.
Отдельной проблемой является контроль эффективности проведенной рекультивации. В существующей системе экологического обеспечения хозяйственной деятельности он может быть выполнен в рамках производственного экологического контроля и мониторинга (ПЭМиК) и должен включать оценку качества почвы рекультивированных участков, состояния растительного покрова на участках выполненной биологической рекультивации, состояния водных объектов в зоне строительства. Кроме того, на этапе строительства в рамках ПЭМиК должны выявляться земли, нарушенность которых связана с отклонением от проектных параметров или решений. Для таких участков необходимо выполнение рекультивации. Но прежде должна быть установлена применимость их к условиям ранее разработанных проектных решений по восстановлению земель.