По экспертным оценкам, набор 92% иностранных студентов проводится через веб-сайты университетов. Фото Людмилы Михэеску
Прошло ровно два года с принятия Указа президента России от 7 мая 2012 года № 599, в котором поставлена задача обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу. 15 отечественных университетов – победителей конкурса программы повышения международной конкурентоспособности – уже два года реализуют свои стратегии повышения образовательного и научного потенциала. Общий бюджет проекта по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов составит 9 млрд руб.
3 клика за 10 секунд
Что можно сделать за два года? Как решить поставленные задачи? Есть ли шанс попасть в высшую лигу университетов и что мы знаем об этой высшей лиге?
Надо сказать, что первая сотня университетов представлена не только официальными сайтами в Интернете, но и в популярных сетях – Facebook, Twitter, YouTube. Для них даже придуман термин «официальные сетевые массмедиа» (англ. – Official Social Media Networks), на которые стоят ссылки на основном сайте. Даже в Китае, где Facebook, Twitter, YouTube не работают, есть свои социальные сети, в которых также представлены страницы всех ведущих университетов мира – уже на китайском языке.
Большое значение вузы из списка топ-100 придают структуре сайта, удобству навигации. По оценкам специалистов, если пользователь не находит информацию тремя кликами и через 10 секунд, то он уходит с сайта и уже не возвращается. Широко практикуются укороченные версии сайтов, когда по ссылке сразу выпадает окно для будущих студентов с ценами, специальностями, условиями получения учебной визы и др. И тут же есть клик, чтобы уйти на развернутую версию сайта. Очень популярны мобильные версии сайтов. По статистике, в 2011 году 6 млн человек были подписчиками различных веб-сайтов через мобильные телефоны. К 2016 году ожидается, что этот показатель вырастет до 8 млн подписчиков.
Огромное значение ведущими университетами придается работе с родителями (англ. – helicopter parents). Считается, что именно они принимают окончательное решение о том, где будут учиться дети после окончания школы. Поэтому соответствующие разделы сайта называются «Для будущих студентов и родителей» (англ. – For Prosprective Students and Parents).
Не обойдены вниманием и студенческие блоги, как на сайте Королевского колледжа Лондона (Imperial College London). Поддерживают раздел обычно студенты за небольшую плату или в качестве практики, за которую даются кредиты (будущие журналисты, пиарщики и др.). В этом разделе они рассказывают о жизни университета, отвечают на вопросы абитуриентов, поздравляют с праздниками...
По мнению экспертов, количество стран, из которых приезжают учиться студенты, является одним из определяющих факторов при выборе вуза абитуриентами. Поэтому английские вузы всегда отражают эту статистику на своем официальном сайте – сколько студентов учится из каждой страны. Делают все это по-разному: кто-то в обычной таблице, другие – в виде интерактивной карты мира, при клике на определенный регион и страну показывается количество студентов, обучающихся в настоящее время. А вот Университет Альберта (University of Alberta) и Мельбурнский университет (University of Melbourne) создали разделы под названием «Наш университет и твоя страна» (Our University and Your Country), в которых содержится информация о сотрудничестве университетов с конкретными странами, количестве выпускников, подготовленных для страны.
Получение учебной визы – один из самых сложных вопросов во всех странах мира, принимающих на обучение. Поэтому на сайтах вузов предоставляется как можно больше информации о процессе подачи документов, сроках подготовки визы для граждан разных стран.
Одно из центральных мест на сайтах университетов занимает раздел «Зарегистрируйся сейчас» (Apply Now). В этом разделе будущий студент оформляет форму заявления онлайн. Все позиции выбираются им из выпадающего списка: бакалавриат–магистратура–PhD; страна, из которой будущий студент, дата и год рождения; предполагаемое направление подготовки. Заполненная форма немедленно отправляется в международные службы и рассматривается ими.
Удачными находками на сайте edustyle.com были признаны следующие: информация о ведущих позициях вуза в различных рейтингах, размещенная справа, выделенная цветом на сайте Университета Ньюкасла (Newcastle University); информация об образовательных программах на сайте Университета Тилбурга (Tilburg University); размещение горячих новостей, картинок кампуса и аудиторий скользящими картинками на сайте Университета Дайтона (University of Dayton).
Интересная находка – аналитика веб-сайтов, проводимая интернет-ресурсом http://www. google. com/analytics/. Эта информация позволяет анализировать данные о действиях пользователей на сайте, о том, как они перешли на него, а также помогает понять, как привлечь их снова. Отчеты о содержании помогут понять аналитикам, какие страницы и разделы сайта наиболее эффективны и популярны у пользователей. Это позволяет улучшить его интерфейс. Особое внимание уделяется сбору данных о посещении сайта пользователями.
Официальный сайт университета, таким образом, становится основным источником информации для студентов, родителей, а также для рейтинговых и рекрутинговых агентств. Это в принципе известный факт. Но для иностранных абитуриентов значение сайта выше. По мнению международных экспертов, набор 92% иностранных студентов проводится через веб-сайты университетов. Опрос, проведенный группой европейских социологов, показал, что один из пяти респондентов вычеркнул из своего списка учебных заведений те вузы, чьи веб-сайты не понравились. А 90–93% потенциальных студентов в странах Азии рассматривают свой будущий вуз в первую очередь через его официальный сайт. К примеру, китайские абитуриенты больше верят информации из Интернета, чем американские.
На них смотрит вся страна
Вернемся к российским вузам – победителям конкурса программы повышения международной конкурентоспособности. Со всеми программами повышения международной конкурентоспособности и потенциала можно ознакомиться на главных страницах официальных сайтов университетов-победителей. Перечислим их: Дальневосточный федеральный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский технический университет «МИСиС», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Новосибирский государственный университет, Самарский государственный аэротехнический университет им. С.П. Королева, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина.
Рефреном во всех программах развития университетов проходит интернационализация всех направлений университетской деятельности, международное признание, раскрутка бренда университета, увеличение количества иностранных студентов и преподавателей. В числе проблемных зон все без исключения университеты отмечают слабые языковые компетенции профессорско-преподавательского состава, что мешает развивать международное сотрудничество и образовательные программы на иностранных языках, а следовательно, привлекать иностранных студентов.
В отношении отсутствия языковых компетенций или их слабости у российских преподавателей мало кто будет спорить, если вообще кто-то будет спорить. А вот о необходимости введения образования на иностранных языках, преимущественно на английском, споры идут.
Отдельного внимания заслуживает структура сайтов большей части вузов-победителей, которая выглядит в лучших традициях советских времен. Обычно на главной странице в самом центре – фото ректора с доски почета и со словами «ни про что». Кстати, вместо пресловутого фото ректора в его лучшие годы, на сайте университетов топ-100 часто размещается видеообращение ректора к родителям: Message to parents.
К сожалению, в 99% случаев английские версии сайтов российских вузов не выдерживают никакой критики. Очень часто они – кальки русскоязычных версий сайтов. Информация бывает на них не только избыточна, но и просто пугающая для иностранцев. Перевод на английский язык делается «на коленке» и мог бы стать объектом внимания известного юмориста Задорного.
И все это как-то не вяжется со стремлением к мировой конкурентоспособности – догнать и перегнать... И если бы еще сайты зарубежных ведущих вузов, с которыми мы собираемся конкурировать, были недоступны, но ведь они открыты. Даже больше, есть и рейтинги по лучшим сайтам с объяснениями, почему они лучшие. Так, на сайте edustyle. com проводится ежедневно мониторинг лучших университетских сайтов.
Я русский бы выучил...
Со времен Советского Союза иностранцы приезжали учиться в советские вузы, не зная русского языка, и примерно за год его осваивали на подготовительных курсах, чтобы в дальнейшем по основной специальности уже учиться на русском языке. Схема действовала беспроигрышно. Но за последние два десятка лет ситуация серьезно изменилась, причем не в пользу традиционной схемы.
Более 80% университетов в неанглоговорящих странах Европы перешли на преподавание на английском языке. Ежегодно количество программ на английском языке растет, и очевидно, что в ближайшие годы такие страны, как, например, Германия и Финляндия, полностью перейдут на обучение на английском языке. Рекламируются эти программы опять же на английском языке в Интернете.
С другой стороны, в рамках Болонского процесса обучение в бакалавриате в европейском вузе теперь составляет всего 3 года и 1–2 года в магистратуре. Арифметика получается не в пользу обучения в России: 1 год учить русский язык, потом 4 года – в бакалавриате и 2 года – в магистратуре. Итого 7 лет. И если к этому еще добавить, что знакомятся с программами российских вузов иностранные абитуриенты на сайтах, не обновляемых с момента запуска английской версии и с грамматическими ошибками, то идея про высшую лигу вызывает лишь недоумение в лучшем случае.
Российские вузы включились в борьбу за мировые рейтинги с зарубежными университетами и друг с другом. Усилия вузов – победителей программы повышения международной конкурентоспособности и потенциала по внедрению образовательных программ на иностранных языках и языковому повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вполне понятны. Однако представляется, что знание иностранного языка нужно не только преподавателям вуза, но и другим сотрудникам, особенно занимающимся имиджем вуза за рубежом. Надо начать с малого, со своих сайтов.