0
10401
Газета Наука Интернет-версия

23.04.2014 00:01:00

Третий электронный Рим

Дмитрий Квон

Об авторе: Дмитрий Харитонович Квон – доктор физико-математических наук, профессор Новосибирского государственного университета.

Тэги: наука, общество, физика, квант, механика


наука, общество, физика, квант, механика Сегодня человек становится жертвой семантического наркотика с самого раннего детства. Фото Андрея Ваганова

Как хорошо известно, любая революция всегда оборачивается собственной противоположностью и в конце концов приводит к деградации, если не к катастрофическим последствиям. Достаточно вспомнить катастрофу 1917 года, погубившую великую русскую культуру.

В принципе источник любой революции – интеллектуальный прогресс с его уже научно-техническими революциями. Скажем, безумие, в которое мир впал в начале XX века, возникло благодаря колоссальным научным достижениям XIX века. В частности, открытию электрона и электричества, позволившим всем сумасшедшим земного шара собираться и безумствовать при свете электрических ламп и фонарей. Искусственный свет порождал в их душах мистическую мысль о принадлежности ко всем божественным таинствам мира. Кончилось все это известно чем – Первой мировой войной, русской революцией и немецким фашизмом. «Миллионы убитых задешево/ Притоптали траву в пустоте,/ Доброй ночи, всего им хорошего/ От лица земляных крепостей./ Неподкупное небо окопное,/ Небо крупных оптовых смертей...», – как об этом написал Осип Мандельштам.

Спустя век мы являемся свидетелями второго по масштабу и глубине воздействия науки на жизнь человечества. Квантовая механика одержала окончательную победу и позволяет добираться до глаз и ушей чуть ли не каждого жителя планеты в любых местах пребывания, даже самых далеких и самых интимных. Тем самым она лишила человека всякой индивидуальности, размазав его, как волновую функцию, по всей Вселенной.

Но оставим разговор о судьбах Вселенной и вернемся на грешную землю. На ней же, спустя век, история, слава тебе господи, не повторилась и пока никаких мировых войн и революций в масштабах всей земли не предвидится. И вот почему.

Если свет электрических ламп и первые пиканья радиоточек порождали в душах всех мировых безумцев божественную реакцию, подобную, скажем, реакции полинезийцев на первое появление самолетов в их краях, то мониторы, клавиатура и тачпады компьютеров, ноутбуков и смартфонов и прочих гаджетов породили во всех сумасшедших мира несколько иные чувства – бюрократические. Они вдруг поверили в божественную силу не телесной харизмы Че Гевары, Кастро и подобных им вожаков, а текста. А это создает ту самую спасительную дистанцию между эмоцией и действием, когда у человека есть время подумать, прежде чем дать в морду ненавистного ему узурпатора.

Но тогда он становится жертвой семантического наркотика. И если в былые времена этот наркотик был доступен только отдельным бюрократам хотя бы потому, что для того чтобы вывести букву пером и даже напечатать ее на ундервуде, требовалось минимальное, но усилие и даже грамотность (потому что написанное пером не вырубишь топором), тогда как, чтобы написать на своем смартфоне «Пашла к черту, дура», надо знать только букварь. И если когда-то «канцелярское небо» (Сергей Аверинцев) бюрократа было и небом аристократа, то теперь бюрократом может быть любой филологический дебил, так как написанное неграмотно тебе тут же исправит опция «правописание».

И мы наблюдаем нашествие человеческих масс на бюрократическую стезю. В частности, именно это нашествие привело к появлению Евросоюза, а не, как думают наивные любители великих исторических событий, вдруг проснувшееся желание европейцев к объединению. И создание огромного спрута под названием «брюссельский ЦК» произошло во многом из-за того, что у столь вечной, сколь и разрушительной жажды человека изменить мир появилась как никогда притягательная иллюзия, что это можно сделать одним прикосновением пальца.

Но самое настоящее торжество бюрократии, рожденное информационной революцией, мы наблюдаем в России. Дело в том, что в результате двух революций – в начале и в конце XX века — она лишилась многовековой истории, которая является единственным фундаментом, к примеру, западной цивилизации. И не миновать России распада, если бы не вовремя подоспевшая информационная революция.

Оказалось, что в стране, лишенной какой-либо единой национальной идеи, о чем ярче всего говорит полное отсутствие всенародных праздников, кроме Нового года, существует благодаря информационной революции мощная цементирующая сила бюрократии. И вдохновлена она невиданными возможностями создавать все новые и новые бюрократические сущности с помощью чудодейственного электрона. Именно он позволил плодить бесчисленные «рейтинги», «мониторинги», «онлайн-отчеты» и «онлайн-трансляции», «карты учреждений образования, медицины и науки», «обновление сайтов и правила их заполнения» и т.д. и т.п.

Господи, разве знавал когда-либо бюрократ такое разнообразие возможностей, такое пространство для творчества! Впервые работа бюрократа оказалась лишенной скуки, и более того, приобрела эстетическую значимость, когда стройные ряды сидящих за своими мониторами чиновников стали напоминать стройные ряды римских легионеров. К тому же благодаря все той же информационной революции все решает большинство, для которого нет никаких имманентных субстанций, а есть только примитивные и брендовые реакции толпы.

Тогда-то и возникает непобедимый союз пустой и тяжеловесной бюрократической строки и примитивной реакции толпы, на котором и держится современная российская государственность. В результате мы получили третью имперскую модификацию России, когда она смогла утолить неуничтожимую, как ее бесконечные пространства, имперскую страсть ее граждан с помощью электрона. Поэтому благодаря именно ему, а не кремлевским и прочим государственным деятелям, государство российское сохраняет свою целостность.

И теперь московская имперская длань протянулась в ее провинции не в виде насланной Москвой комиссии, а в виде посланного из Москвы электрона. И эта электронная длань оказалась не только вездесущей, что было всегда, но, чего не было никогда, достигающей каждого гражданина империи с быстротой скорости света. И Москва чудесным образом превратилась в столицу уже электронной российской империи. Поэтому, когда вы готовите очередной никому не нужный отчет, заполняя окна интернетовского сайта какого-нибудь из многочисленных российских ведомств, и ругаетесь как сапожник оттого что теряете свое бесценное время на абсолютно бесполезное занятие, – вы совершенно не правы: в эти минуты вы укрепляете свое государство российское.

Новосибирск

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1138
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1312
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1428
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3593

Другие новости