0
8512
Газета Наука Интернет-версия

09.04.2014 00:01:00

Циолковский стал думать о всеобщем воскрешении как практик

Евгений Стрелков

Об авторе: Евгений Стрелков – музейный художник, Нижний Новгород

Тэги: циолковский, архитектура, космос


циолковский, архитектура, космос К.Э. Циолковский в своей лаборатории. Иллюстрация из сборника «Наука и жизнь». М., 1949

Собор Александра Невского, спроектированный в 1831 году ссыльным архитектором Александром Витбергом в провинциальной Вятке, напоминает космолет из кинофантастики 1960-х. Центральный цилиндр увенчан заостренной полусферой, четыре граненых выступа по бокам со своими куполами-обтекателями – словно разгонные блоки. По нижнему ярусу – арки-сопла в ступенчатых раструбах. И даже арочный поясок между главным цилиндром храма и ребристым барабаном выглядит как ажурная круговая ферма – такими обычно соединяют ступени космических ракет.

Собор был устремлен ввысь, да и стоял он на самой макушке откоса, над рекой Вяткой и над всей вятской округой. На метафизической границе, где космос, понимаемый как порядок, сталкивается с хаосом завятских болот и ручьев. Здесь же, в городе Вятке, спустя полсотни лет после начала грандиозного соборного строительства (продлившегося, кстати, четверть века), начал рисовать свои аппараты Константин Циолковский.

Близкий к масонам строитель Витберг, разрабатывая архитектурные проекты как ментальные конструкции, делил их на смысловые слои – так конструктор-ракетчик делит свою постройку на слои силовые. Там, где у ракетчика первая ступень, у Витберга – телесность, где вторая ступень – духовность, где третья – дух.

Вот как описывает Александр Витберг свой первый проект, принесший ему и славу, и горечь, – проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. По мысли автора это должен стать «храм тела, храм души и храм духа – но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности должен быть един».

Витберг проектирует храм трехчастным: подземный куб, наземный (в плане – за счет портиков) крест и верхний цилиндр. «К нижнему телесному храму, – добавляет Витберг, – почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года… то есть богатую катакомбу, которая бы передала потомству память всех убиенных за Отечество воинов». Здесь уже намечена пунктиром идея Николая Федорова о воскрешении предков – есть общее место и есть общая память, Витбергом заложен краеугольный камень замысла в «общее дело».

Но вот с камнем, не символическим, а реальным, случилась незадача. По замыслу строителей требовалось запрудить Москву-реку, чтобы поднять уровень воды и провести по фарватеру баржи с известняком, добытым на берегах притоков Москвы-реки, – и чуть ли не соединить для этого ее с верховьями Волги. Достойный замысел для члена петербургской ложи «вольных каменщиков» – но, увы, замысел чрезмерный – баржи сели на дно у села Васильевского, камень доставлен не был. Дальше все пошло еще хуже.

В итоге строительство прекратили, Витберга незаслуженно обвинили в растрате и надолго сослали в Вятку, конфисковав имущество и запретив государственную службу. «Если бы страдание за правду, – писал Витберг, – не заключало в себе некоторого внутреннего утешения и отрады, то, угнетенный долговременными преследованиями врагов своих, страдалец не вынес бы испытания, превышающего все естественные силы».

Заказ на строительство московского собора передали Константину Тону. Тот и возвел храм в другом месте и, увы, сильно уступающий витберговскому во всех отношениях. Правда, – и это уже другая история, – рядом с тоновским собором на Воздвиженке стал обитать в библиотечных подвалах – словно пустынник в катакомбе подле церкви – уже упомянутый Николай Федоров, «московский Сократ», апостол «философии общего дела».

В Румянцевскую библиотеку, к Федорову, приходил юноша Циолковский, глуховатый (после перенесенной в детстве скарлатины) и дичившийся людей – по его собственному позднему признанию. В Федорове он нашел поддержку и участие, хотя о «философии общего дела» они не говорили, Циолковский узнал об этой идее позже. И вот тогда федоровский проект «воскрешения отцов» произвел сильнейшее впечатление на вятского юношу, во многом определив его судьбу.

73-13-2.jpg
Собор Александра Невского в провинциальной Вятке
напоминает космолет из кинофантастики 1960-х.

И если Федоров размышлял о будущем как моралист и визионер, то Циолковский стал думать о всеобщем воскрешении как практик и конструктор. Ведь где-то надо расселить воскрешенное человечество – где, как не в космосе? И как туда добросить их тела – не иначе как ракетами. Федоров дал образ, Циолковский взялся за техническое обоснование.

Но это чуть позже, уже в Москве и в Калуге. А в Вятке молодой школьный учитель изготавливает астролябию и измеряет с ее помощью дистанцию до городской пожарной каланчи. Кстати, с этой каланчи сделана одна из лучших фотографий витберговского собора, где храм в центре круговой ограды – совсем как межпланетный корабль на космодроме.

В Вятке отрок Циолковский пробует запустить наполненный водородом бумажный аэростат – опыт заканчивается пожаром, что не смущает изобретателя, тот переходит к крылатым моделям тяжелее воздуха и к ракетам. Впрочем, аэростатами и особенно цельнометаллическим дирижаблем он занимался до последних дней жизни. Сигарообразные гофрированные корпуса прототипов и реплик сейчас украшают музейные экспозиции в Калуге, Боровске и Вятке.

Дирижабль Циолковского вызывал симпатию современников – в отличие от некоторых других его идей и соображений. Так авторитетный зоолог Анатолий Богданов назвал рукопись Циолковского «Механика подобно изменяемого организма» сумасшествием. Все-таки мэтр ошибался. Это не сумасшествие, это провидение. И удивительная чуткость к сигналам того мира, который его младший коллега Вернадский назовет позже «ноосферой».

Это и позволило Циолковскому стать космическим пророком, о чем с пиететом писали последователи: Оберт, Глушко, Королев… Впрочем, многие современники-ученые отнеслись к путаным опусам провинциального школьного учителя с большой симпатией – в судьбе Циолковского приняли живое участие Менделеев, Столетов и Сеченов.

Но неудачи преследовали Циолковского – как и Витберга полстолетием раньше. В 1887 году его мастерскую в Боровске почти полностью уничтожил пожар, а через два года разлившаяся Протва довершила бедствие: пропали рукописи, расчеты, макеты, книги. К неприятностям от стихии добавились доносы сослуживцев по Боровскому училищу – слишком странен был для обывателей этот персонаж, сочинявший трактаты о межпланетных полетах.

В скобках замечу, что нам сейчас трудно представить, каким загадочным миром видился пилотируемый космос его предтечам. Скажем, фельдшер Герман Оберт, один из отцов космонавтики, младший современник и корреспондент Циолковского, в 1913 году вкалывал себе галлюциногены и плавал по ночам в глубоком бассейне, чтобы почувствовать невесомость и убедиться, что это ощущение не повредит рассудку.

Гораздо позже, в начале тридцатых, Циолковский станет консультантом на фильме «Космический рейс» – там он будет погружать космолетчиков перед стартом в заполненные жидкостью пеналы (привет Оберту!), чтобы уменьшить перегрузки. Ну а в Боровске и Калуге Циолковский запускал в центрифугу мышат и цыплят, чтобы понять, как будут влиять на организм перегрузки при космических стартах.

73-13-1.jpg
Собор был устремлен ввысь, да и стоял он на самой
макушке откоса, над рекой Вяткой.
Фото из архива автора

Мы-то понимаем, что все это начало большого пути, тот, словами лунного первопроходца Армстронга, «маленький шаг человека». Современники же Циолковского видели в его занятиях в лучшем случае чудачество. Циолковский приладил к саням парус и катался по замерзшей Протве – «…По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался».

Впрочем, глухота не мешала Циолковскому слушать музыку небесных сфер. В 1894 году он публикует «Грезы о земле и небе», где вводит героя, по сути альтер-эго: «У меня был чудак-знакомый, ненавидевший земную тяжесть как что-то живое… как личного и злейшего врага». Далее Циолковский цитирует этого персонажа: «То ли дело – среда, свободная от тяжести! Жилища можно строить везде, на всякой высоте… кроме того, они могут служить и воздушными кораблями… Скорость таких кораблей при заостренной их форме достигает поразительной величины. Вечно путешествуя, они доставляют своим хозяевам все блага и сокровища земного шара».

Дальше – больше: протеже автора оказывается на астероиде, где знакомится с инопланетными путешественниками, существами без тела, абсолютно свободными и питающимися энергией тяготения, которые, как написал анонимный рецензент на книгу, «соглашаются составлять из себя круги и треугольники, управляют планетой, как экипажем, приближая ее произвольно к солнцу».

Вот она, мечта Циолковского – чистый и свободный разум. Позже он разовьет эту мысль в описании лучистого человечества будущего. И фактически сформулирует программу, оттолкнувшись от масона Витберга и его космического собора, от визионера Федорова и «философии общего дела». Программу вселенского старта человечества, первыми этапами которой стали запуски «Востоков» и «Аполлонов», луноходы и марсоходы, орбитальные станции и космический зонд, лишь совсем недавно покинувший Солнечную систему…

Нижний Новгород


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1322
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
850
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1596
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1553

Другие новости