В Институте твердого тела Общества Макса Планка в Карлсруэ (ФРГ) многими исследованиями занимаются выходцы из других стран. Фото Андрея Ваганова
Вопросы подготовки научных кадров в России в последний год оказались в центре внимания академической и широкой общественности. Являются ли эти вопросы исключительно российской спецификой? Как готовят научные кадры за рубежом и кто платит за подготовку докторантов?
Кто готовит докторантов?
В соответствии с болонской моделью докторантура – высший уровень подготовки научных кадров, так называемый третий цикл высшего образования. Напомним, что первым циклом является бакалавриат; магистратура – второй цикл.
Обычно учебная нагрузка докторантов, обучающихся очно, соответствует 3–4 годам обучения. Основной компонент образовательной программы докторантов – оригинальное исследование, которое, как правило, защищается публично.
Подготовкой докторантов в Европе занимаются университеты и научные организации разного рода.
Так, в Германии, из 360 немецких вузов только 140 присуждают докторскую степень (университеты прикладных наук не имеют такого права). Подготовкой докторантов кроме университетов занимаются исследовательские организации: научное исследовательское сообщество Макса Планка (DFG), ассоциация Гельмгольца и Лейбница и Фраунхоферовское общество.
DFG – главная, самоуправляемая исследовательская организация и наиболее важный грантодатель для проведения исследований в Германии. Международные исследовательские школы Макса Планка размещены в 32 городах Германии, их всего 55, а доля иностранных докторантов в них составляет более половины. Общество Макса Планка, созданное в 1948 году, объединяет 76 институтов. 17 выпускников этих институтов были удостоены Нобелевской премии, не считая других международных наград. Ассоциация Гельмгольца включает 16 исследовательских институтов и 8 тыс. сотрудников, а среднегодовой бюджет ассоциации – 2,8 млрд евро.
В Великобритании, Испании, Швеции, Финляндии и Франции подготовка докторантов осуществляется в основном только в университетах, имеющих на это право (политехнические институты и университетские колледжи прикладных наук не входят в этот список).
Кто заплатит?
Для выпускников магистратуры, проявивших способности к научной работе, предусмотрены гранты для продолжения обучения на программах докторского уровня. Направления и виды стипендиальных программ часто связаны с предпочтением той или иной области знания.
В Великобритании финансовую подготовку докторантов обеспечивают так называемые исследовательские советы. Они могут финансировать как непосредственно докторантов, так и междисциплинарные центры по их подготовке. Эти центры одновременно являются исследовательскими структурами. Финансирование покрывает обучение в течение трех лет и ежегодную стипендию докторанта – около 13 тыс. фунтов.
Для обучения в докторантуре во Франции предусмотрены стипендии. Соискатели подают документы на стипендию и только после ее получения могут подать документы в докторантуру.
В Германии докторантов финансируют университеты, фонды или исследовательские организации.
В Швеции обучение докторантов полностью покрывается государством, а обучающиеся, включая иностранцев, получают грантовую поддержку на обучение. Две трети докторантов в процессе обучения уже работают.
В Финляндии все студенты-очники могут претендовать на финансовую поддержку со стороны государства, которая включает грант на обучение, ссуду и проживание.
Кроме того, иностранные граждане могут претендовать на стипендии Центра международных обменов (CIMO), которые покрывают расходы на проживание, количество стипендий не большое. Предпочтение отдается исследователям и докторантам. Условия отбора кандидатов, процедуры подачи заявок, сроки и формы заявлений различаются в зависимости от типа программы. Иностранным студентам разрешается работать во время учебы, если количество часов не превышает в среднем 25 ч в неделю. Во время каникул ограничений по времени для работы нет.
Кому это нужно?
В большинстве ведущих университетов мира соотношение между количеством обучающихся в бакалавриате и на послевузовских программах всегда в пользу последних. Так, в Германии 61,3% составляют обучающиеся на послевузовских формах обучения от общего количества студентов очной формы; во Франции – 56,8%.
По мнению Филиппа Альтбаха, американского эксперта в области международного образования, директора Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, «Представляется возможным приблизительно определить образовательные вклады различных, в основном развивающихся, стран, чьи молодые люди учатся за границей, в экономику принимающих стран. Хотя не все из этих студентов останутся там после окончания учебы, суммы все равно являются значительными».
Альтбах поясняет, что в дополнение к прямой стоимости принимающие страны получают выгоду в виде мощного интеллектуального капитала – самых способных молодых людей из развивающихся стран. В то же время потери для развивающихся стран огромны – для академической сферы в частности: талантливые научные работники и преподаватели, инновационные идеи и многое другое.
К сожалению, не существует глобальных данных по трудовой мобильности специалистов, получивших послевузовское образование. Известно только, что трансграничная мобильность постдокторантов очень высока. Яркий пример – миграционное законодательство Германии, в рамках которого иностранным выпускникам немецких вузов, после успешного окончания обучения, разрешается продлить максимум на один год разрешение на пребывание в стране для поисков квалифицированной работы. Исключение составляют специалисты по информационным технологиям, которые имеют возможность получения неограниченного разрешения на работу.
«Профессора и ведущие исследователи также стремятся к конкуренции на международном уровне, – считает американский исследователь высшего образования Брендан Кантуэлл. – Привлечение «самых лучших и умных» постдоков к участию в исследовательском проекте сегодня подразумевает отбор с глобального рынка труда. Профессора в странах ОЭСР регулярно нанимают постдоков по всему миру. Некоторые начинающие ученые из этих стран работают в качестве постдоков в развивающихся странах».
Союз нерушимый – Болонский процесс
На развитие послевузовского образования – а именно к нему относится подготовка научных кадров в аспирантуре или докторантуре – в государствах – участниках СНГ огромное влияние оказывают реформы, происходящие в европейском пространстве высшего образования. Для государств – участников СНГ, подписавших Болонскую декларацию: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Молдова и Украинской Республики, реформирование послевузовского образования стало частью исполнения обязательств стран – участниц Болонского процесса. Их национальные системы высшего и послевузовского образования в течение короткого времени были выстроены в европейских рамках. Это нашло отражение в национальных образовательных законодательствах, хотя специфика по каждой стране все равно сохраняется.
В других странах Содружества, не вошедших в Болонский процесс, развитие высшего и послевузовского образования также находится под влиянием европейских тенденций, хотя реформы идут медленнее.
Очевидно, что жизнеспособность Болонской декларации и состоит в том, что она не утверждает единственно возможную жесткую модель, а показывает вектор развития. Для стран, следующих принципам Болонского процесса, важно построение прозрачной и открытой национальной системы образования, привлекательной и понятной во всем мире, конкурентоспособной благодаря выстроенной системе квалификаций и качества, интегрированной в европейское образовательное пространство.
В целом опыт бывших советских республик крайне полезен для России, с учетом того что реформы послевузовского образования у них начались гораздо раньше, чем в России.
Большинство стран Содружества вместе с внедрением болонской модели – бакалавриат, магистратура и докторантура (PhD) – сохранили национальную систему квалификации в рамках подготовки научных кадров. Так, в Азербайджане существуют ученые степени – доктор философии (PhD) с указанием отраслей науки и – доктор наук с указанием отраслей науки. В Молдове также есть доктор наук и доктор хабилитат.
Во всех странах Содружества идет процесс структуризации образовательного компонента программ третьего цикла. В большинстве стран Содружества созданы специальные стипендиальные фонды, которые финансируют подготовку научных кадров за рубежом. А послевузовское обучение в национальных университетах в основном бесплатное для своих граждан.
Таким образом, реформирование системы подготовки научных кадров идет во всех странах мира. Важность этого процесса трудно переоценить, поскольку именно высококвалифицированные научные кадры в «экономике знаний» играют главную роль. А глобализация и интернационализация образования оказывают существенное влияние как на подготовку научных кадров, так и на дальнейшее трудоустройство докторантов.