0
14327
Газета Наука Интернет-версия

12.03.2014 00:01:10

Докторант дорогого стоит

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор

Тэги: образование


образование В Институте твердого тела Общества Макса Планка в Карлсруэ (ФРГ) многими исследованиями занимаются выходцы из других стран. Фото Андрея Ваганова

Вопросы подготовки научных кадров в России в последний год оказались в центре внимания академической и широкой общественности. Являются ли эти вопросы исключительно российской спецификой? Как готовят научные кадры за рубежом и кто платит за подготовку докторантов?

Кто готовит докторантов?

В соответствии с болонской моделью докторантура – высший уровень подготовки научных кадров, так называемый третий цикл высшего образования. Напомним, что первым циклом является бакалавриат; магистратура – второй цикл.

Обычно учебная нагрузка докторантов, обучающихся очно, соответствует 3–4 годам обучения. Основной компонент образовательной программы докторантов – оригинальное исследование, которое, как правило, защищается публично.

Подготовкой докторантов в Европе занимаются университеты и научные организации разного рода.

Так, в Германии, из 360 немецких вузов только 140 присуждают докторскую степень (университеты прикладных наук не имеют такого права). Подготовкой докторантов кроме университетов занимаются исследовательские организации: научное исследовательское сообщество Макса Планка (DFG), ассоциация Гельмгольца и Лейбница и Фраунхоферовское общество.

DFG – главная, самоуправляемая исследовательская организация и наиболее важный грантодатель для проведения исследований в Германии. Международные исследовательские школы Макса Планка размещены в 32 городах Германии, их всего 55, а доля иностранных докторантов в них составляет более половины. Общество Макса Планка, созданное в 1948 году, объединяет 76 институтов. 17 выпускников этих институтов были удостоены Нобелевской премии, не считая других международных наград. Ассоциация Гельмгольца включает 16 исследовательских институтов и 8 тыс. сотрудников, а среднегодовой бюджет ассоциации – 2,8 млрд евро.

В Великобритании, Испании, Швеции, Финляндии и Франции подготовка докторантов осуществляется в основном только в университетах, имеющих на это право (политехнические институты и университетские колледжи прикладных наук не входят в этот список).

Кто заплатит?

Для выпускников магистратуры, проявивших способности к научной работе, предусмотрены гранты для продолжения обучения на программах докторского уровня. Направления и виды стипендиальных программ часто связаны с предпочтением той или иной области знания.

В Великобритании финансовую подготовку докторантов обеспечивают так называемые исследовательские советы. Они могут финансировать как непосредственно докторантов, так и междисциплинарные центры по их подготовке. Эти центры одновременно являются исследовательскими структурами. Финансирование покрывает обучение в течение трех лет и ежегодную стипендию докторанта – около 13 тыс. фунтов.

Для обучения в докторантуре во Франции предусмотрены стипендии. Соискатели подают документы на стипендию и только после ее получения могут подать документы в докторантуру.

В Германии докторантов финансируют университеты, фонды или исследовательские организации.

В Швеции обучение докторантов полностью покрывается государством, а обучающиеся, включая иностранцев, получают грантовую поддержку на обучение. Две трети докторантов в процессе обучения уже работают.

В Финляндии все студенты-очники могут претендовать на финансовую поддержку со стороны государства, которая включает грант на обучение, ссуду и проживание. 

Кроме того, иностранные граждане могут претендовать на стипендии Центра международных обменов (CIMO), которые покрывают расходы на проживание, количество стипендий не большое. Предпочтение отдается исследователям и докторантам. Условия отбора кандидатов, процедуры подачи заявок, сроки и формы заявлений различаются в зависимости от типа программы. Иностранным студентам разрешается работать во время учебы, если количество часов не превышает в среднем 25 ч в неделю. Во время каникул ограничений по времени для работы нет.

Кому это нужно?

В большинстве ведущих университетов мира соотношение между количеством обучающихся в бакалавриате и на послевузовских программах всегда в пользу последних. Так, в Германии 61,3% составляют обучающиеся на послевузовских формах обучения от общего количества студентов очной формы; во Франции – 56,8%.

По мнению Филиппа Альтбаха, американского эксперта в области международного образования, директора Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, «Представляется возможным приблизительно определить образовательные вклады различных, в основном развивающихся, стран, чьи молодые люди учатся за границей, в экономику принимающих стран. Хотя не все из этих студентов останутся там после окончания учебы, суммы все равно являются значительными».

Альтбах поясняет, что в дополнение к прямой стоимости принимающие страны получают выгоду в виде мощного интеллектуального капитала – самых способных молодых людей из развивающихся стран. В то же время потери для развивающихся стран огромны – для академической сферы в частности: талантливые научные работники и преподаватели, инновационные идеи и многое другое.

К сожалению, не существует глобальных данных по трудовой мобильности специалистов, получивших послевузовское образование. Известно только, что трансграничная мобильность постдокторантов очень высока. Яркий пример – миграционное законодательство Германии, в рамках которого иностранным выпускникам немецких вузов, после успешного окончания обучения, разрешается продлить максимум на один год разрешение на пребывание в стране для поисков квалифицированной работы. Исключение составляют специалисты по информационным технологиям, которые имеют возможность получения неограниченного разрешения на работу.

«Профессора и ведущие исследователи также стремятся к конкуренции на международном уровне, – считает американский исследователь высшего образования Брендан Кантуэлл. – Привлечение «самых лучших и умных» постдоков к участию в исследовательском проекте сегодня подразумевает отбор с глобального рынка труда. Профессора в странах ОЭСР регулярно нанимают постдоков по всему миру. Некоторые начинающие ученые из этих стран работают в качестве постдоков в развивающихся странах».

Союз нерушимый – Болонский процесс

На развитие послевузовского образования – а именно к нему относится подготовка научных кадров в аспирантуре или докторантуре – в государствах – участниках СНГ огромное влияние оказывают реформы, происходящие в европейском пространстве высшего образования. Для государств – участников СНГ, подписавших Болонскую декларацию: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Молдова и Украинской Республики, реформирование послевузовского образования стало частью исполнения обязательств стран – участниц Болонского процесса. Их национальные системы высшего и послевузовского образования в течение короткого времени были выстроены в европейских рамках. Это нашло отражение в национальных образовательных законодательствах, хотя специфика по каждой стране все равно сохраняется.

В других странах Содружества, не вошедших в Болонский процесс, развитие высшего и послевузовского образования также находится под влиянием европейских тенденций, хотя реформы идут медленнее.

Очевидно, что жизнеспособность Болонской декларации и состоит в том, что она не утверждает единственно возможную жесткую модель, а показывает вектор развития. Для стран, следующих принципам Болонского процесса, важно построение прозрачной и открытой национальной системы образования, привлекательной и понятной во всем мире, конкурентоспособной благодаря выстроенной системе квалификаций и качества, интегрированной в европейское образовательное пространство.

В целом опыт бывших советских республик крайне полезен для России, с учетом того что реформы послевузовского образования у них начались гораздо раньше, чем в России.

Большинство стран Содружества вместе с внедрением болонской модели – бакалавриат, магистратура и докторантура (PhD) – сохранили национальную систему квалификации в рамках подготовки научных кадров. Так, в Азербайджане существуют ученые степени – доктор философии (PhD) с указанием отраслей науки и – доктор наук с указанием отраслей науки. В Молдове также есть доктор наук и доктор хабилитат.

Во всех странах Содружества идет процесс структуризации образовательного компонента программ третьего цикла. В большинстве стран Содружества созданы специальные стипендиальные фонды, которые финансируют подготовку научных кадров за рубежом. А послевузовское обучение в национальных университетах в основном бесплатное для своих граждан.

Таким образом, реформирование системы подготовки научных кадров идет во всех странах мира. Важность этого процесса трудно переоценить, поскольку именно высококвалифицированные научные кадры в «экономике знаний» играют главную роль. А глобализация и интернационализация образования оказывают существенное влияние как на подготовку научных кадров, так и на дальнейшее трудоустройство докторантов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1320
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
848
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1593
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1551

Другие новости