0
19134
Газета Наука и технологии Интернет-версия

27.11.2013 00:01:00

Этносы делятся на этносы

Семен Козлов

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов – кандидат исторических наук, этнолог.

Тэги: общество, этнос, этнология


общество, этнос, этнология Славяне южные, восточные и западные. Все - из одного рода. Фото с сайта www.kmsbryansk.ru

Есть легенда о том, как образовались славянские народы. Жили три брата: Лех, Чех и Рус, каждый со своим родом. Когда потомство их стало многочисленным и жить всем вместе стало тесно, решили братья разойтись в разные стороны, но о родстве своем всегда помнить. Так, по древнему преданию, появились славяне восточные, славяне западные, славяне южные, которые потом, в свою очередь, разделились на отдельные народы. 

Мигрировать и не вернуться 

В общем-то легенда эта отражает историческую реальность. Да и древнеславянская, и древнегерманская, и кельтская, и индоарийская, и тюркская, и другие метаэтнические общности, состоявшие из многих родственных по происхождению и языку племен, мигрируя и расселяясь по разным регионам, постепенно давали начало новым народам. В первобытную эпоху процессы этнического разделения были главным способом формирования новых племен, а затем и народов. Естественный численный рост существующих племен приводил к их членению и последующему расселению по земному шару. Миграции продолжались и в последующие исторические эпохи, они вели к появлению новых этнических общностей. 

Два примера из этнической истории народов России. Якуты, живущие в северо-восточных областях Сибири, связаны по происхождению с племенами, обитавшими на юге Восточной Сибири, в Прибайкалье и Забайкалье, на основе которых сформировался и современный бурятский народ. Часть этих племен мигрировала из Прибайкалья на север, в бассейн реки Лены. Здесь постепенно происходило их смешение с тунгусским населением таежной Сибири. И по сей день в традиционной культуре якутов много черт, которые характерны для населения степного юга Сибири. 

На нижней Волге и в ряде других регионов живут калмыки. Их самоназвание – хальмг – означает буквально «остаток» (другое толкование – «отставший», «отделившийся»). Предки калмыков, западные монголы ойраты, жили в западных провинциях Китая. В начале XVII века в этом регионе сложилась напряженная ситуация (феодальные распри, народные волнения). И вот часть ойратов, не принявших ислам, ушла из Китая и, пройдя через всю Среднюю Азию, вышла в низовья Волги. Здесь ойраты, ставшие новым народом – калмыками, заняли территорию, на которой ныне расположена Республика Калмыкия – Хальмг Тангч. Религия большинства верующих калмыков – буддизм (ламаизм). 

Если обратиться к этнической истории Африки, надо прежде всего сказать о формировании в центральной части этого континента в течение многих столетий, начиная с древности, на основе бантуязычной макрообщности множества отдельных бантуязычных этносов. Миграции скотоводов – луо в начале II тысячелетия с верховьев Нила в Межозерье, а в XV–XVII веках на территорию современной Кении – сопровождались их разделением на ряд этносов. В XIX веке часть южноафриканских племен нгони мигрировала на север, в регион озера Ньяса и озера Виктория, другая часть – на северо-восток (на территорию нынешнего Малави). Так образовалось несколько этносов. Большинство нгони утратили свой язык и говорят на языках суахили, ньянджа и других. В Кении уже в ХХ веке от народа гишу отделились этносы масаба и букусу. 

Вы из каких франков будете? 

В эпоху раннеклассового общества распад крупных политических образований сопровождался этническим разделением. Классический пример такого процесса – формирование на основе древнерусского этноса (после распада в XII веке Древнерусского государства) трех родственных восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Политический раздел Франкского государства (IX век) сопровождался этноразделением франкской метаобщности: западные франки вошли во французский этнос, восточные – в немецкий. Конечно, эти процессы заняли многие столетия. 

В новое и новейшее время этноразделительные процессы продолжали играть заметную роль лишь в отдельных регионах и странах мира. Новые этносы формировались при переселении европейцев в Америку, Африку, Австралию, другие регионы. При этом процессы этнической сепарации сопровождались, дополнялись процессами ассимиляции, интеграции других этнических групп, последующей консолидации разноэтничного населения в новые этнические общности – народы с новым, особым самосознанием, объединявшим всех членов каждой такой общности. Некоторые такие ситуации я рассмотрел в очерке «Рождение этнического самосознания» (см. «НГ-наука» от 11.09.13). 

Вот еще один интересный пример этнической сепарации – формирование особой франкоязычной общности в Новой Каледонии. Этот крупный остров в юго-западной части Тихого океана (в Меланезии) был открыт Дж. Куком в 1774 году, в 1853 году аннексирован Францией; с 1946 года имеет статус ее «заморской территории» (она включает кроме Новой Каледонии архипелаг Луайоте и ряд других островов). Аборигены – меланезийцы (канаки). В 1863–1894 годах остров был колонией для ссыльных. Но с конца XIX века многие французы стали переселяться сюда для ведения своего хозяйства. Сейчас их около 85 тыс. человек при общей численности населения 230 тыс. (в 2010 году). Большинство из них – это первое, второе, третье, четвертое и даже пятое поколения потомков – выходцев из Франции. 

Для этих людей родина – именно Новая Каледония, при том что они могут любить и ценить свою историческую родину. Говорят они по-французски (это и официальный язык территории). Но у них сложились свои культурно-бытовые и психологические особенности, появилось особое самоназвание – франконовокаледонцы (аборигены и другие жители острова называют их «кальдоши»). Вряд ли они уже сложились в особый этнос, скорее это этнографическая группа французов. Однако, бесспорно, можно говорить о начальном этапе формирования отдельного франкоязычного этноса. Частью его является группа метисов – результат брачных и внебрачных связей французских колонистов с меланезийскими женщинами. 

А теперь – этнополитика 

Особый вариант этнической дифференциации – этнополитическая сепарация, когда территория с более или менее единообразным, родственным в культурно-языковом, этническом отношении населением разрезается государственными границами. Так, во II тысячелетии в Центральной Европе образовались немецкоязычные этносы: немцы, австрийцы, германо-швейцарцы, эльзасцы (и близкородственные им лотарингцы), люксембуржцы, лихтенштейнцы. 

В XIX веке после войны за независимость испанских колоний в Центральной и Южной Америке формировались испаноязычные этносы: мексиканцы, кубинцы, доминиканцы, эквадорцы, пуэрториканцы, сальвадорцы, гондурасцы, гватемальцы, никарагуанцы, костариканцы, панамцы, аргентинцы, перуанцы, чилийцы, венесуэльцы, колумбийцы, уругвайцы, боливийцы. Здесь явственно проявляется роль государственности и политических границ как мощного, активного этнообразующего фактора. Немало примеров этого дал нам и ХХ век. 

В июне 1947 года на территории британской колониальной империи в Южной Азии были созданы два независимых государства – Индия и Пакистан. Раздел был произведен по религиозному принципу. В состав Пакистана вошли области с преобладанием мусульманского населения. Страна состояла из двух разобщенных территорий – Западного Пакистана и Восточного Пакистана (Восточной Бенгалии). В Индии же был образован штат Западный Бенгал, в котором жили бенгальцы-индуисты. 

Важно отметить, что бенгальцы, несмотря на различные религиозные традиции (ислам и индуизм), несмотря на многочисленные кастовые перегородки, уже в конце XIX – начале XX века были довольно цельным этносом с сознанием своей исторической общности. Бенгальская интеллигенция активно выступала против колониальных порядков, за национальное освобождение. Но государственно-политическое разделение бенгальского народа в середине XX века обусловило появление тенденции к формированию двух бенгальских этнических общностей – западных бенгальцев и восточных бенгальцев. 

Национально-освободительная борьба восточных бенгальцев против политического диктата и экономической монополии крупной западно-пакистанской буржуазии привела к отделению в марте 1971 года Восточного Пакистана, на территории которого была образована независимая Республика Бангладеш. Создание восточными бенгальцами своей государственности активизировало процесс формирования новой этнонации – бангладешцев (восточных бенгальцев). Так произошло разделение бенгальского этноса на две этнонации. 

Тогда же, при государственном размежевании 1947 года, историческая область Панджаб (коренное население – панджабцы) была разделена на провинцию Панджаб в Пакистане и два штата в Индии. Пакистанские панджабцы (их 75% всего народа) по религии мусульмане; индийские панджабцы – индуисты и сикхи. Сейчас, в начале XXI века, можно констатировать: это два отдельных этноса. 

Расщепленный архипелаг 

Бенгальцы, несмотря на различные религиозные традиции и кастовые перегородки, уже в конце XIX – начале XX века были довольно цельным этносом.	Фото Reuters
Бенгальцы, несмотря на различные религиозные
традиции и кастовые перегородки, уже в
конце XIX – начале XX века были довольно
цельным этносом.    Фото Reuters
На пути к разделению на два этноса и полинезийский народ самоа, коренное население островов Самоа (в юго-западной части Тихого океана, на западе Полинезии). Накануне европейской колонизации архипелага шел процесс консолидации самоанских племен в единый этнос, особенно интенсивный в XIX веке, когда у них складывалось раннегосударственное образование. Колониальное господство Великобритании, Германии, Новой Зеландии и США (с конца XIX века) усложнило этот процесс.
Восточное Самоа (Американское Самоа) – владение США с 1899 года (ныне в статусе «неинкорпорированной территории»). Население – около 60 тыс. человек, 90% из них – самоа. Официальный язык – английский, в быту – самоанский и английский. 

Западное Самоа – независимое государство с 1 января 1962 года, член британского Содружества (до окончания Первой мировой войны – колония Германии, затем мандатная, с 1946 года – подопечная территория Новой Зеландии). Государственные языки – самоанский и английский. В бытовом общении самоанцев доминирует их родной язык. Письменность на нем (на базе латиницы) создана в 1834 году. В стране проживают 180–190 тыс. человек, подавляющее большинство из них самоа. Это один из самых крупных полинезийских народов. Более 10% из них – европолинезийские метисы. Много лиц смешанного происхождения – это потомки самоа и выходцев с других островов Полинезии. 

Более чем столетнее политическое разделение архипелага привело к обособлению в культурно-бытовой сфере у западных и восточных самоа. Восточные более «вестернизованы», почти все они двуязычны. Скорее всего в ближайшем будущем уже можно будет констатировать существование двух отдельных самоанских общностей. 

В западной части Тихого океана расположен большой мир небольших и совсем маленьких островов, объединяемых названием Микронезия. Часть Микронезии – это «неинкорпорированная территория» США (фактически их владение) Тихоокеанские острова; включает острова Каролинские, Маршалловы и Марианские (северная часть, без острова Гуам). Марианские острова были открыты экспедицией Магеллана в 1521 году. В 1898 году США во время испано-американской войны захватили самый крупный из Марианских островов – Гуам (ныне также в статусе «неинкорпорированной территории» США). В 1899 году Испания продала Германии все остальные принадлежавшие ей острова Микронезии. С начала Первой мировой войны острова были захвачены Японией. В 1944 году они были заняты войсками США и в 1947 году стали Подопечной территорией США. 

Коренное население Марианских островов (в том числе и Гуама) – микронезийцы-чаморро. Их около 100 тыс. человек, в том числе на Гуаме – 75–80 тыс. Почти все они – метисы, потомки аборигенов, смешавшихся с испанцами и служившими в испанских войсках филиппинцами и мексиканцами. Однако они сохранили свой язык и свое самоназвание. 

В результате длительного раздельного политического и этнокультурного бытия чаморро Гуама заметно отличаются от чаморро Северных Мариан. У северных чаморро до сих пор живы многие элементы испанской колониальной культуры (Марианы несколько столетий были владением Испании). У гуамцев в эту культуру за более чем столетие вросло многое из американской бытовой культуры. Гуамцы более метисированы, чем северные чаморро. Фактически это две разные этнические группы. Чаморро Гуама и называют себя преимущественно гуамцами, хотя помнят и свое исконное наименование. 

При чем тут капитализм и социализм 

Особая ситуация сложилась у некоторых народов после Второй мировой войны: они оказались разделенными не только государственными границами, но и разными социально-политическими системами в рамках этих границ. Так, немецкий народ четыре десятилетия был разделен между двумя государствами – ФРГ и ГДР. В работах многих обществоведов (в СССР и ГДР) обосновывался тезис о том, что в «демократической/социалистической Германии формируется новая, социалистическая немецкая нация» (соответствующая общность в ФРГ называлась буржуазной или капиталистической немецкой нацией). 

Я помню, как некоторые мои коллеги, не зашоренные идеологическими догмами, язвительно шутили по этому поводу. И в самом деле, псевдонаучной нелепицей представлялись эти «откровения». Народ есть народ и при чем тут «капитализм», «социализм»... Однако спустя без малого четверть века после воссоединения Германии в стране существует реальная проблема преодоления весьма заметных психологических различий и даже определенной отчужденности между восточными и западными немцами, особенно в старших поколениях. 

Этничность – весьма сложная материя. И, бесспорно, самая тонкая, «особенная» ее составляющая – этническая психология, в которой важную роль играют многие социальные факторы. Единая этнонациональная идентичность немецкого народа – это скорее идущий процесс, чем состоявшаяся уже реальность. 

Еще более выражены этнокультурные и ментальные различия между северными и южными корейцами, де-факто живущими с 1945 года в двух очень разных во всех отношениях государствах – КНДР и Республике Корея. Фактически здесь за прошедшие две трети века сформировались две различные этнонации. И когда воссоединение Кореи все же произойдет – думается, что в исторической перспективе это неизбежно, – восстановление этнонационального единства корейского народа будет очень непростым процессом. 

Вьеты, основной народ Вьетнама, три десятилетия (1945–1976) были разделены между Демократической Республикой Вьетнам (со столицей Ханой) и Республикой Вьетнам в Южном Вьетнаме (со столицей Сайгон). Но здесь при объединении в начале июня 1976 года обеих частей страны в единую Социалистическую Республику Вьетнам этнонациональных проблем не возникло. Напротив, в ходе борьбы с французскими колонизаторами (которые господствовали в Индокитае с конца XIX века), затем с марионеточным режимом в Сайгоне, который активно поддерживали США, национальное единство вьетнамцев значительно укрепилось. Ничто не объединяет, не цементирует народ так прочно, как общая борьба против врага, за независимое, суверенное бытие и развитие. 

* * * 

У Александра Городницкого в одном из стихотворений/песен есть замечательно образные, емкие, точные строки: «Родство по крови образует стаю,/ Родство по слову – создает народ». «Родство по крови» (по происхождению) – бесспорно, важный исходный фактор на начальном этапе формирования этнической общности. Но несравнимо большую роль в дальнейшем процессе ее сложения, консолидации, развития играет слово, которое не только общий язык – неизмеримо огромный по своему значению фактор всего бытия человеческого сообщества, – но и вся неразрывно связанная с ним культура, психология, общая история, вся жизнь народа от повседневности до веховых этапных событий. Все то, что формирует особое самосознание «мы – это мы».  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
624
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
751
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
704
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
704

Другие новости