Академик Владимир Уткин (справа) и его первый заместитель по КБ «Южное» Б.И. Губанов. Фото с сайта www.space.com.ua
Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии наук, Национальной академии наук Украины, Международной академии астронавтики, президент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, кавалер многих боевых и высших трудовых наград СССР, России и Украины, автор 200 научных трудов и многих изобретений... Это общеизвестные сведения о Владимире Федоровиче Уткине (1923–2000), 90 лет со дня рождения которого исполнилось 17 октября 2013 года.
От «Зенита» до «Сатаны»
Владимир Уткин родился и провел детство на Рязанской земле. С отличием окончил среднюю школу № 2 в Касимове. Выпускной вечер, начавшийся 21 июня 1941 года, завершился на рассвете 22 июня… С августа 1941 года красноармеец Уткин – в рядах Красной армии. Воевал на различных фронтах Великой Отечественной, пройдя путь от Волхова до Берлина.
После демобилизации в 1946 году поступил в Ленинградский военно-механический институт. Совмещал учебу с работой в институтской лаборатории. После успешного окончания Военмеха в 1952 году был принят на работу в конструкторский отдел завода «Южмаш» (г. Днепропетровск, Украина).
Молодой специалист за два с небольшим года прошел дистанцию от инженера-конструктора до начальника отдела. В 1954 году завод начал серийное производство ракет – одновременно, кстати, с освоенными ранее колесными тракторами. С участием Уткина был разработан ряд баллистических ракет.
В ходе реконструкции предприятия конструкторский отдел был преобразован в Особое конструкторское бюро – ОКБ-586 (впоследствии – КБ «Южное»), а главным конструктором был назначен Михаил Кузьмич Янгель. В 1971 году, после смерти Янгеля, Владимир Федорович Уткин стал начальником и главным конструктором КБ «Южное».
В числе космических изделий, которые разрабатывались в КБ «Южное» – ракеты-носители «Космос» и «Циклон», спутник «Космос-1500», серия спутников «Океан». Шедевром ракетно-космической техники стал созданный под руководством В.Ф. Уткина двухступенчатый носитель космических аппаратов «Зенит», работающий на экологически чистых керосине и жидком кислороде. За массово-энергетическую эффективность «Зенита» зарубежные специалисты назвали его наивысшим техническим достижением ХХ века.
Особое место в мировой оборонной технике занимает созданный в КБ «Южное» ракетный комплекс – двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) на жидком топливе. Дальность стрельбы, в зависимости от массы головной части, может достигать 16 тыс. км. Она обладает повышенной живучестью в условиях ядерного взрыва и имеет технические возможности преодоления ПРО США. Масса ее полезной нагрузки вдвое больше, чем у американской «МХ». Чтобы чудовищная мощь двигателей этой ракеты не повредила шахтной пусковой установки, был применен минометный старт. По оценкам американских экспертов, это лучшее в мире ракетное оружие.
Командование НАТО, находясь под сильным впечатлением от возможностей советской МБР, присвоило ей свой индекс – Satan, то есть «Сатана». Шок, вызванный появлением этой ракеты, вынудил руководство Соединенных Штатов Америки пойти на переговоры об ограничении стратегических вооружений. Да и сам Владимир Федорович говорил: «Мы сделали «Сатану» для того, чтобы подобное оружие никогда не применялось».
Эпоха ЦНИИмаша
В 1990 году В.Ф. Уткин был назначен на должность директора ЦНИИмаша в подмосковном Королеве. К этому времени он был уже известен в ракетно-космической отрасли. Владимир Федорович возглавил головной НИИ ракетно-космической промышленности в трудное время распада СССР. Однако его работа на новом месте была успешной, чему способствовали давние контакты КБ «Южное» и ЦНИИмаша в ходе работ по созданию стратегических ракетных комплексов нового поколения, обеспечивших паритет отечественных ядерных сил, а также нескольких типов космических ракет-носителей и аппаратов.
Вспоминает заместитель генерального директора ЦНИИмаша по науке, академик Николай Аполлонович Анфимов: «Во всех этих работах Владимир Федорович и сотрудники КБ «Южное» тесно сотрудничали с ЦНИИмашем: и в процессе проектного поиска, при определении путей удовлетворения повышенных тактико-технических характеристик, закладываемых в техническое задание заказчика, и в ходе проектных расчетов, и при экспериментальной отработке и испытаниях создаваемых комплексов. Особо тесные связи с «южанами» были у аэродинамиков, прочнистов, динамиков и тепловиков института. Все разработки КБ проверялись в процессе расчетов и экспериментов в ЦНИИмаше».
Будучи директором ЦНИИмаша, В.Ф. Уткин многое сделал для сохранения целостности головного НИИ отрасли в новых экономических условиях, внес существенный вклад в разработку Программ научно-прикладных исследований и экспериментов на борту орбитальных пилотируемых станций «Мир» и МКС, стал президентом Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского. Несмотря на все сложности «эпохи перемен», именно в период директорства Уткина в ЦНИИмаше произошли серьезные подвижки на некоторых направлениях работы.
Убежденный в том, что институту наряду с научно-исследовательскими работами надо взять на себя и головную роль по тем или иным опытно-конструкторским разработкам, Владимир Федорович развернул в институте научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в обеспечении создания экспериментальных летательных аппаратов специального назначения на основе критических технологий и ключевых элементов нового поколения. В итоге ЦНИИмаш выиграл конкурс у одного из наиболее авторитетных в этой области техники ОКБ и получил соответствующий государственный заказ, давший работу целому ряду подразделений института и смежных организаций.
Были достигнуты уникальные результаты в вопросах, связанных с космической навигационной системой ГЛОНАСС. Эти задачи решает коллектив отдела навигационных спутниковых систем в составе того самого ЦУПа (точнее, ЦУП-М), знакомого всем по телерепортажам об очередном запуске космонавтов на станцию «Мир» или МКС. Навигация на основе искусственных спутников Земли справедливо названа Третьей научно-технической революцией конца ХХ века. Работы по высокоточному определению орбит ИСЗ на базе лазерных измерений были начаты в 1990 году. Высокий уровень результатов и активное участие в международном сотрудничестве привели к тому, что ЦУП-М с 1994 года является официальным участником работ Международной службы вращения Земли.
Нельзя не отметить весьма важную роль В.Ф. Уткина в организации конверсионных разработок в ЦНИИмаше. В частности, огромное значение имеют работы подразделений прочности, связанные с решением проблем, возникших в атомной промышленности, а также с обеспечением безопасности функционирования объектов гидросооружений России. Вместе с организацией «Ленгидросталь» разработаны проекты и введены в строй более 60 шлюзовых ворот нового поколения с гарантийным сроком эксплуатации 100 лет. Предотвращен ряд возможных аварий с непредсказуемыми катастрофическими последствиями.
Великий ракетчик
Владимир Федорович отдавал много сил международному сотрудничеству в области космоса. Под руководством директора ЦНИИмаша была организована научно-техническая экспертиза безопасности международных космических полетов на борту отечественного орбитального пилотируемого комплекса «Мир» и международной космической станции (МКС). Все это делалось в рамках совместной российско-американской комиссии Уткина–Стаффорда, названной по фамилиям ее сопредседателей.
Старт «Сатаны».
Фото из архива авторов |
Возглавляя Координационный научно-технический совет (КНТС) Роскосмоса и РАН по исследованиям и экспериментам на станции «Мир» и российском сегменте МКС, Владимир Федорович руководил рассмотрением и отбором предложений российских ученых по проведению исследований и экспериментов на борту орбитальных станций. Под эгидой КНТС выполнялся большой объем работ по формированию и реализации программ научных исследований, в том числе с участием международных партнеров. Владимир Федорович умел так поставить задачи и организовать работу, что было интересно всем.
Порой присутствующие на КНТС не всегда могли сразу охватить проблему в целом, поэтому возникали прения. Владимир Федорович всегда до конца выслушивал выступающих, а затем, как иногда казалось, авторитарно подводил итог обсуждениям буквально одной-двумя емкими фразами.
Все, кто взаимодействовал с Владимиром Федоровичем во время его работы в ЦНИИмаше, отмечали его редкостную обязательность и четкость в работе, глубокие знания и огромный интерес не только к тем областям науки и техники, которые ему приходилось охватывать по роду своей деятельности. Академик был широко образованным человеком, знал и любил поэзию, искусство театра и кино. Доказывая целесообразность принятия тех или иных технических решений, он часто приводил в качестве дополнительных аргументов исторические и литературные примеры, образные сравнения, воспоминания из своей рязанской юности, и всегда к месту.
В 2003 году на фасаде главного корпуса ЦНИИмаша была открыта мемориальная доска памяти великого ракетчика. Создан оргкомитет, ежегодно присуждающий золотые и серебряные медали имени академика Уткина.