Научно-технический Музей Леонардо да Винчи в Милане бережно хранит исторические реликвии, наглядно показывая развитие мысли и прогресс достижений от эскизов и моделей древности до самых современных промышленных технологий. Особое внимание уделено железным дорогам. Целый ангар, стилизованный под вокзал, буквально забит паровозами и электровозами, тщательно отреставрированными и восстановленными.
Железнодорожный транспорт представлен в натуре – от составов на конной тяге до первых электрических локомотивов. Также можно увидеть первые вагоны, дрезины, элементы управления движением и прочие атрибуты «чугунки» начала – середины прошлого века. Экспонаты можно трогать руками, а кабины некоторых локомотивов доступны для осмотра внутри.
Многие из экспонатов железнодорожной секции Музея да Винчи когда-то приводили составы на вокзал «Милано Чентрале», который сам по себе является шедевром промышленной архитектуры и одним из крупнейших вокзалов Европы. Вокзал строили долго и открыли в 1931 году. Он заменил старое здание 1864 года постройки и по приказу Муссолини строился как символ мощи фашистской Италии. Однако в элементах архитектуры намека на эпоху Дуче нет. Величественный 200-метровой высоты фасад «щеголяет» скульптурами, лепниной и архитектурными элементами, которые можно встретить в итальянских строениях разных эпох.
Главным достижением строителей можно считать огромный купол длиной 341 метр. Таким образом, большинство составов помещается под ним целиком, не оставляя «хвост» на улице. Двадцать четыре платформы для приема и отправления поездов могут обслужить более 300 тыс. пассажиров в день. Сложная система подъездных путей позволяет одновременное параллельное движение нескольких составов сразу. Сразу за вокзальным строением над путями еще можно увидеть две старые диспетчерские башни, которые, судя по виду, уже не используются, но остаются как памятники промышленной архитектуры.
При огромном скоплении пассажиров «Милано Чентрале» не ощущается тесным. Ощущение свободы обеспечено высотой купола и здания вокзала, куда проникает солнечный свет. Вокзала, естественно, коснулась более поздняя модернизация: появились эскалаторы и разделение на зоны. Как особую фишку можно отметить внутренний балкон с кафе, откуда отрывается вид практически на все платформы, а также порядок и ощущение безопасности. Последнее, признаемся честно, не всегда чувствуется на российских вокзалах.
Милан–Москва